Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Гаджет двух слов не свяжет

37 процентов российских младших школьников страдают дислексией

Как ни грустно это признавать, но детей, у которых заплетается язык, когда читают, и буквы меняются местами, когда пишут, стало больше. Больше по отношению к какому времени? К "догаджетовому".

И это не миф, констатируют специалисты (педагоги, логопеды, психологи), которые собрались на конференцию "Чтение в цифровую эпоху" в Государственном институте русского языка имени Пушкина. Среди младших школьников дислексией страдают до 30 процентов детей, а дисграфией - более 37. И это опасная статистика - из-за проблем с чтением, устной и письменной речью и появляются стойкие ненавистники учебы в любом виде. Таких детей так много, что медико-педагогические комиссии стали давать им послабления на ЕГЭ. Во всем мире, по данным ЮНЕСКО, дислексиков 300 миллионов, пять процентов из них - считай, целая Москва - не могут социализироваться, устроиться в жизни.

Ухудшает ли постоянное "сидение" в телефоне качество письма и чтения, рассказала "РГ" учитель-логопед и практический психолог Наталья Свободина.

 

Наталья Свободина: Если ребенок гиперактивный, у него проблемы с концентрацией внимания, то чем позже он возьмет в руки гаджет, тем будет лучше.

Школьникам, которые "зависают" на переменах в телефоне и не могут из него никак выйти, я показываю картинки из новостей. Знаете, когда показывают какой-нибудь присланный ролик с телефона - узкий прямоугольник, а по бокам все серое и размытое. Вот так ребенок видит мир, когда он отрывает глаза от телефона. У него сфера бокового зрения сужается. Если вы возьмете первоклассника-второклассника, я наблюдала это у своих учеников, редко кто из детей поиграет немножко и занимается другими делами. В основном, когда дети отрываются от телефона, от игры, у них плавающий взгляд, им очень трудно сконцентрироваться. Пользы это не приносит.

Дислексиков в мире 300 миллионов, пять процентов из них - считай, целая Москва - не могут социализироваться

Как вырвать ребенка из виртуальной реальности?

Наталья Свободина: У меня два рецепта: для родителей и специалистов. Для родителей очень неудобный - просто займитесь ребенком. Пойдите с ним куда-нибудь, какое-нибудь общее дело придумайте. А специалистам могу посоветовать такую фишку: просить ученика помочь. "Послушай, ко мне придут первоклассники, дошкольники, надо сделать карточки, я не успеваю, я тебя прошу, помоги, пожалуйста", - то что мне надо дать этому ребенку, я прошу сделать для кого-то другого. Для себя они ничего делать не будут. А когда говоришь: "Выручи, пожалуйста, я на тебя надеюсь", это много лет уже работает. Но надо это говорить и делать с честными глазами.

Как выявить у ребенка такие нарушения?

Наталья Свободина: Если вы видите в тетради у ребенка, который уже пишет, пропуски букв, стойкую зеркальность, замену одних букв на другие, причем если это "б" вместо строчной "д" - это одна форма нарушения, а если "б" вместо "п", "д" вместо "т" (по звонкости/глухости) - это другая. Или ребенок пишет "точа" вместо "туча" (делают ошибку в гласной в ударной позиции). Если вы видите не единичные, а постоянные ошибки, которые повторяются из работы в работу, то надо идти к специалисту.

Но думайте, к кому идете. У нас на логопеда можно выучиться за восемь месяцев дистанционно, ни разу не увидев ребенка. Если человек занимается только постановкой звуков, он не сможет распознать дисграфию или дислексию. А это целая "страна" на "планете" нарушений. Надо искать опытного специалиста и знать, что это не только логопедическая проблема, здесь и психология, и нейропсихология, может быть, даже невролог нужен. К этому надо быть готовыми.

Методики есть. Но дислексия и дисграфия никуда не уходят, дислексик всю жизнь будет дислексиком. С этим надо научиться жить. Надо знать, как готовиться к диктанту, к экзаменам.

Елена Новоселова

Источник

280


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95