Красота музыки, переданная сопрано Галины Вишневской, поражает слушателей энергией, страстью, ощущением свободы. Несомненно, именно такой и должна быть опера: стройная, красивая певица легко исполняет виртуозную арию, грациозно двигаясь по сцене и драматически подкрепляя жестами содержание. Как сказал телеведущий Святослав Бэлза, есть счастливые избранники, определяющие лицо культуры, нации, страны, эпохи. Их вклад в отечественное и мировое искусство неоценим. К таким избранникам, безусловно, принадлежит певица Галина Вишневская, отметившая свое 85-летие.
В Концертном зале имени П.И. Чайковского прошел гала-концерт в честь дня рождения примадонны оперной сцены. Публика, стоя, штормом аплодисментов приветствовала Галину Павловну Вишневскую, которая, как царица, вошла в зал под звуки «Праздничной увертюры» Д. Шостаковича. Поздравить певицу приехали знаменитые оперные певцы – друзья и коллеги – Ирина Богачева, Бадри Маисурадзе, Маквала Касрашвили, Сергей Мурзаев, Карло Гуэльфи, Марина Лапина. Музыка звучала в исполнении Московского государственного академического хора под управлением Владимира Минина, Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония», которым дирижировал Гинтарас Ринкявичус.
Знаменитую певицу поздравил Президент России Дмитрий Медведев, отметив ее деятельность по сохранению и развитию традиций русской оперной школы. По замыслу режиссера Дмитрия Бертмана, на сцене были размещены подлинные сценические костюмы Галины Вишневской, в которых она исполняла свои самые известные роли – Марфу, Баттерфляй, Тоску, Аиду и, конечно, Татьяну. Этой партией певица начинала свою работу в Большом театре, ею же заканчивала оперную карьеру в Гранд Опера.
Народная артистка Галина Вишневская родилась в Ленинграде. В 1944 году стала солисткой Ленинградского театра оперетты, в 1952 году пришла работать в Большой театр, где спела около 30 партий. По словам певицы, тогда ее надо было водить за руку по сцене.
Она была настолько технически подготовленной, что стоя на голове могла петь, взлететь по лестнице, спуститься вниз и попасть на пианиссимо в высокие ноты. Этим Вишневская и нравилась режиссерам и дирижерам. Выучивала и запоминала все моментально. Чувства страха на сцене никогда не испытывала. Наоборот – всегда хотела, чтобы была публика.
Галина Павловна снялась в главной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича (режиссер Михаил Шапиро), была первой исполнительницей посвященных ей сочинений Д. Шостаковича, Б. Бриттена. Анна Ахматова написала стихотворение «Женский голос», находясь под впечатлением от прослушивания записи с участием Г. Вишневской. Примадонна выступала с дирижерами Гербертом фон Караяном, Александром Мелик-Пашаевым, Борисом Хайкиным, певцами Сергеем Лемешевым, Иваном Козловским, Георгием Нэлеппом, Дитрихом Фишер-Дискау, Пласидо Доминго, Франко Корелли, Биргит Нильсен.
В 1974 году вместе с мужем музыкантом Мстиславом Ростроповичем ей пришлось уехать за рубеж. Практически это была ссылка за поддержку опального тогда Александра Солженицына. Вишневская работала на крупнейших сценах мира – в Ковент-Гардене, Метрополитен-опера, Гранд Опера, Ла Скала, Мюнхенской Опере, выступала вместе с выдающимися мастерами музыкально-театральной культуры.
В начале 1990-х годов певица вернулась в Россию. В 2002 году в столице открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, где она работает по сей день художественным руководителем, передавая богатейший творческий опыт молодым певцам. По мнению певицы, сцена – огромный труд. Надо иметь талант, много работать, проявлять высокий профессионализм.
Сегодня Галину Павловну волнует повсеместное падение уровня культуры. Молодые люди не осознают, как должно быть по-другому. Ходят на попсовые концерты, ловятся на безвкусицу и бездарность. Это убивает смысл искусства...
Сегодня певица работает еще и председателем жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской и президентом Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге, снялась в фильмах «Провинциальный бенефис», «Александра». Недавно вышло в свет новое, дополненное издание ее книги «Галина. История жизни». У примадонны замечательная семья: две дочери, шесть внуков. Галина Павловна говорит, что она – счастливый человек. Ей были даны тяжелые испытания и силы пережить их.
Галина Вишневская пела на лучших сценах мира и при этом умножала славу России, оставаясь русской до мозга костей. Виват, царица оперной сцены! Вишневская, виват!
Александра РАКОВА