Бежать сломя голову по переходам и эскалаторам столичного метро, заскакивать в конкретный вагон, следить по часам за графиком — и все это ради развлечения и азарта. «Издеваетесь?!» — спросят уставшие москвичи, которые ежедневно проходят тот же квест утром по дороге на работу. Однако двое британцев, Тим Ситон и Эндрю Маллиндер, поставили себе цель посетить каждую станцию нашего метро — а их-то уже 203, если не считать закрытую на реконструкцию «Фрунзенскую»! — и попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Небольшой отрезок пути проделала вместе с отчаянными англичанами корреспондент «МК».
— Должен сказать, вы почти героиня. За нами уже несколько журналистов бегают, но только вам пока удалось нас догнать, — поприветствовал меня Тим Ситон, когда мы наконец встретились в вагоне поезда на станции «Шоссе Энтузиастов». Случайное место встречи оказалось, если задуматься, знаковым — ведь иначе чем энтузиастами назвать ребят, которые поставили себе цель проехать по всему метро за 13 часов, никак нельзя. Новые станции, открывшиеся в замкадье, открытые платформы МЦК, крошечные участки линий у «Выставочной», «Варшавской» и «Улицы Горчакова»… За половину суток в подземке не осталось места, где не ступила бы их нога.
— У нас все довольно тщательно продумано. Мы долго готовились к этому: ведь нельзя же поставить рекорд просто так, выйдя утром из дома. Мы рассчитали расстояния между станциями, самые быстрые способы перехода с линии на линию, даже то, где в какой вагон нужно сесть. Мы записываем, в котором часу оказались на какой станции, и можем предугадать, во сколько будем на следующем этапе. Но все секреты не раскроем: это наша разработка! — улыбается Тим, тяжело дыша: покинув МЦК на «Партизанской», мы спешим к входу в вестибюль подземки. Темп взят быстрый, даже для здоровых мужчин утомительный, а женщине уж вовсе тяжеловатый, особенно если надо пробежать сотню метров по морозу.
— Налево, потом через торговый центр! Там будет два эскалатора! Потом лестница! — бодро командует Тим своему напарнику по-английски, когда они спешат на «Партизанскую».
Обязательное условие для рекорда книги Гиннесса — нигде не останавливаться. Так что время в вагоне, в перегоне между станциями — редкие минуты передышки, чтобы глотнуть воды и перевести дух.
— Вот МЦК — это единственное место на нашем пути, где можно посетить туалет. Нужно пользоваться шансом, — отдают рекордсмены должное новациям в столичном транспорте.
Однако успеть надо многое. На каждой платформе — встать в дверях так, чтобы видно было название станции, сделать фото, потом записать в кондуит точное время. После этого, если есть необходимость, перепрыгнуть из вагона в вагон — этот трюк для экономии времени, знакомый большинству москвичей с раннего детства, нужен, чтобы как можно быстрее потом сделать пересадку.
Впрочем, требования книги не требуют находиться в подземке безвылазно: можно пользоваться другим общественным транспортом.
— Наш маршрут мы начали в половине восьмого утра в Котельниках. Доехали до севера по фиолетовой ветке, там пришлось ждать автобус, чтобы добраться до «Пятницкого шоссе». Зато интересно — я думаю, мало кто из москвичей, тех, кто постоянно живет в городе, побывал хотя бы раз в жизни на каждой станции, — объяснили англичане свой энтузиазм.
— Не страшно было начинать утром на юге фиолетовой ветки? Ведь уже даже поговорка есть: «Восемь утра и станция «Выхино» — это плохое сочетание. Просто поверьте».
— Не заметили ничего ужасного. Наверное, потому что суббота. Все люди очень доброжелательные, толкаться не пришлось, — улыбнулся Тим.
Впрочем, называть их совсем уж далекими от московских реалий неправильно — оба живут и работают в Москве не первый год. Причем, как объяснил Тим Ситон, все можно постичь логически: например, если зеленая и салатовая линии пересекаются на юге, то разумно ехать по одной из них с севера и потом делать пересадку, не посещая одну и ту же станцию дважды. Хотя кое-где приходится и петлять — так, например, от «Партизанской» мы все-таки доехали до «Щелковской», чтобы потом вернуться по синей ветке аж до пересадки на кольцо…
— Поверьте, так быстрее всего! Мы же посчитали! – улыбаются британцы, но секрета своего не раскрывают. А жаль: может быть, спешащим на работу горожанам он бы помог лучше навигаторов, которые то ли дело норовят соврать?..
Ранее в интервью корреспонденту «МК» инициаторы необычной акции обещали облачиться в одежду со звериным принтом, чтобы привлечь внимание горожан к проблеме спасения амурских тигров — это дело, которым Тим и Эндрю заняты со всей серьезностью. Однако из-за плохой погоды реализовать задумку не удалось: они вышли в столичный сабвей в обычной зимней одежде. Да и разговаривать успевали не всегда — тут успеть бы уложиться в график и вовремя перепрыгнуть из вагона в вагон!..
Однако вся история этой поездки (кстати, в Лондоне аналогичный рекорд галопа по метротропам поставлен еще в 1960-х) снята на фото и на видео — значит, ничего не помешает энтузиастам претендовать на свою строчку в Книге рекордов Гиннесса. По словам Тима и Эндрю, во время поездки их ждало несколько сюрпризов: они узнали, что красивейшие подземные дворцы можно увидеть не только в центре города, но и в районах новой застройки — например, очень понравилось им «Румянцево». Современно, но роскошно!.. Однако закончить московский марафон они заранее запланировали на станции «Площадь Революции», в старых, известных интерьерах.
— Нос собаке погладите?
— Обязательно.
Общее время в пути — 12 часов 54 минуты. Рекорд поставлен. А нам так слабо?
Дарья Тюкова