Когда дирижер стоит за пультом, то кажется, что от зрителя он далеко, он стоит над оркестром и над зрителем. На сцене это так, но не в жизни. Во время гастролей в Екатеринбурге к Владимиру Теодоровичу подошла скромно одетая женщина. Она протянула дирижеру письмо. Внутри — просьба о помощи ее шестому, младшему ребенку: нужна операция на сердце. Срочно. Звонок Лео Бокерии: «Мальчика надо спасти, ему 2 года 11 месяцев».
Три года спустя после концерта к Спивакову снова подходит эта женщина, но уже не одна, а с сыном. Мальчик протянул маэстро молитвослов в подарок, в знак благодарности. Судьба свела их неслучайно — малыш мечтал обучиться игре на скрипке. Маэстро помог и в этом. С тех пор прошло больше 20 лет, мальчик уже взрослый, окончил консерваторию по классу скрипки.
РЕнессанс
Юрий Янкелевич — преподаватель Владимира Спивакова, вот кому мы во многом обязаны раскрытием музыкального дара маэстро. Важно, чтобы под руководством преподавателя семя таланта, заложенное в человеке, дало свои плоды. Да и в «Виртуозах Москвы» играет ряд выпускников Янкелевича, которых Владимир Теодорович сам иногда просит сыграть так, как хотел бы этого Юрий Исаевич. Янкелевича давно нет с нами, но его скрипичная школа, его культура игры возрождена Спиваковым, она — в «Виртуозах Москвы».
МИлосердие
Добрых историй о помощи в биографии Спивакова много. Иногда люди просят сами, а иногда…
В «Шереметьево» сумку с нотами Спивакова взял носильщик. Ноша и правда была нелегкой, даже носильщику было слишком тяжело. Заподозрили неладное: «Вы плохо себя чувствуете?» — поинтересовался маэстро. Оказалось, что у носильщика проблемы с суставами, но от своей работы он отказаться не может: живет с супругой в коммуналке, им некому помочь, ждать очередь на операцию по квоте три года, приходится держаться за непосильную работу. Спиваков попросил мужчину подготовить документы для операции. А по возвращении из поездки маэстро звонит носильщику: «Идите в Боткинскую, я все решил».
ФАнтастика
Талантливый исполнитель не всегда бывает одаренным дирижером. Но Спиваков — не тот случай. Главную дирижерскую «премию» ему вручил Леонард Бернстайн в 1984 году, который подарил основателю «Виртуозов Москвы» свою собственную дирижерскую палочку.
СОЛЬист
Дирижеров оркестра мы привыкли видеть спиной к зрителю. Но нередко, выступая вместе со своим оркестром, Владимир Спиваков поворачивается к слушателям лицом, держа в руках скрипку, и исполняет соло. А скрипка у него непростая — это инструмент работы венецианского скрипичного мастера XVIII века Франческо Гобетти, который достался ему от его учителя Юрия Янкелевича.
ЮбиЛЯры
Неслучайное совпадение, но в этом году юбилей отмечает не только сам Спиваков, но и его «Виртуозы Москвы». Коллективу в этом году исполняется 45 лет.
Коллектив поистине легендарный. Если бы существовал рекорд по скорости завоевания слушательских сердец, то он бы, несомненно, принадлежал спиваковским «Виртуозам», которые, едва возникнув, полюбились публике.
СИла
Редко когда профессиональные музыканты занимаются спортом, который может повредить руки, ведь руки и пальцы для музыкантов — святое, неприкосновенное. Скрипач Владимир Спиваков занимался… боксом. Вид спорта был выбран неслучайно. Дело в том, что в детстве юного музыканта и других ребят нередко лупили хулиганы. Поджидали на углу возле школы, а дальше… Скрипка вдребезги, да и не только инструмент. Стало ясно: нужно уметь постоять за себя! Поэтому решено — бокс. Несколько месяцев спустя очередное столкновение тет-а-тет с хулиганами имело совсем иной исход. Скрипка осталась целой, ее юный Володя оставил на земле, прежде чем дать отпор.
Марина Чечушкова