Находиться в тени известного предка – всегда особенный вид бремени. Одни считают, что ты никогда не достигнешь того величия, что обрел родитель. Другие вечно ждут, что благодаря воспитанию в среде избранных, ты сможешь однажды подняться еще выше. Пушкин вон, по слухам, запретил потомкам писать стихи. Джозеф Хиллстром Кинг, сын великого и ужасного Стивена Кинга, решил избавиться от всех ожиданий, взяв себе псевдоним Джо Хилл, прежде, чем принялся сам сочинять фантастику. По одному из его романов в 2013 году вышел недооцененный триллер «Рога» с Дэниелом Рэдклиффом в главной роли. Теперь же видеосервис Netflix добрался до серии комиксов Lock & Keys, в которой Джо Хилл – сценарист и автор идеи.
Джо Хилл вполне достоин того, чтобы на него смотрели, как на самостоятельную литературную единицу. Но воспринимать его отдельно от творчества Стивена Кинга все равно сложно – уж больно много в его работе параллелей и отсылок к отцовским произведениям (в первую очередь к «Оно»), уж сильное влияние оказал он на него – неизвестно только, сознательно или нет. В любом случае, определенные стереотипные черты Кинга перекочевали сначала в комикс Джо Хилла, а затем и в сериал «Ключи Локков».
Итак, после трагической гибели отца от рук психически нездорового школьника Тайлер, Кинси и Боди Локк вместе со своей матерью переезжают в родовое поместье «Дом ключей», расположенное на другом конце страны. Там семья надеется забыть о произошедшем кошмаре и начать жить заново. Но Сэм Лессер, тот самый убийца, находясь под действием потусторонних сил, ускользает от правосудия и следует за Локками. В то же время дети находят разбросанные по всему дому и хорошо запрятанные ключи, которые наделяют их обладателей различными мистическими способностями. Эти же ключи способы открывать двери в иные миры – но не все их обитатели доброжелательны по отношению к человечеству. Постепенно все члены семьи начинают понимать, что покойный отец сбежал из «Дома ключей» не случайно, а за его душой числилось немалое количество зловещих тайн.
Оригинальный комикс причислен к жанру хоррора – во многом благодаря довольно зловещему рисунку Габриэля Родригеза. Сериал, скорее, получился фэнтези-историей про магию и иные миры, без ужасов, но с налетом мрачности в отдельных моментах. Чтобы понять атмосферу сериала, просто представьте себе, что Гарри Поттер однажды решил уйти на покой и пожить среди магглов, не применяя колдовства – и только после его смерти дети начинают понимать, что их папаша был по-своему крут и известен. Это пересечение атмосферы позднего «Гарри Поттера» и мотивов Стивена Кинга работает отлично – сериал увлекает, зачаровывает и одновременно навевает ностальгические воспоминания по лучшим представителям жанра городского фэнтези – схожие эмоции за последние годы вызывал только первый сезон «Очень странных дел». Оригинальный комикс также был полон отсылок к творчеству Лавкрафта (и местами даже прямо продолжал его мифологию), но сериал в эту сторону пока двигаться не стал.
К середине сезона «Ключи Локков» начинают слегка провисать, но, к счастью, ненадолго. В какой-то момент герои, зная, что им грозит опасность от сил, которых они до конца не понимают, вместо подготовки к неминуемой борьбе начинают заниматься решением личных вопросов. Впрочем, главные герои – это лишь два подростка и один ребенок, им такая несознательность простительна. Вообще сериал в очередной раз показывает типичный сюжет о том, что подростки, не отягощенные взрослыми проблемами, зачастую видят больше, чем их родители, а дети, чье сознание и вовсе не замутнено тяготами серьезной жизни, видят еще больше, чем подростки. Взрослые, тем не менее, не слушают ни тех, ни других, а большинство из них и вовсе разучилось замечать магию вокруг себя.
«Ключи Локков» насчитывают десять эпизодов, которые сняли пять разных режиссеров – по одному на каждые две серии. При этом какого-то расхождения в стилях между сериями, как это иногда бывает, тут не наблюдается. Большая часть постановщиков малоизвестна широкой аудитории и отметилась лишь в других сериалах, снимаемых для Netflix и телевидения. Исключение составляет, пожалуй, только Винченцо Натали. Автор культового триллера «Куб» явно хотел исправиться в глазах семьи Кингов после провальной адаптации их рассказа «В высокой траве». Здесь он снял два последних эпизода, и чувствуется, что режиссер наконец находится на своем месте и работает с подходящим ему материалом.
В качестве основы первого сезона были использованы материалы из первых трех томов комикса (всего было издано шесть томов с основным сюжетом, а также один спин-офф). Для фанатов оригинального произведения видеть точно процитированные на экране отдельные сцены – это особое удовольствие. Впрочем, в России таких, скорее всего, не очень много. Из этих трех томов было сделано девять совершенно потрясающих серий, возвращающих веру в хорошие фэнтези-сериалы, изрядно подорванную некоторыми не очень удачными проектами от Netflix. Но на этом фоне конец десятой серии выглядит полным провалом. Она в состоянии разочаровать любого зрителя. Авторы сценария допустили грубую ошибку, потому что в финале не решили никаких проблем, поставленных в самом начале.
Нет, здесь нет типичного клиффхэнгера – сериал просто обрывается на середине повествования. Позволим себе для сравнения привести небольшой спойлер к первому сезону «Очень странных дел», вышедшему в 2016 году. Основной задачей всего сезона было спасти пропавшего в другом мире мальчика Уилла, и в конце сезона ситуация с ним разъясняется. Да, концовка содержала клиффхэнгер, намекая на необходимость в продолжении, а второй сезон значительно углубил мифологию сериала, больше рассказав про параллельный мир и монстров, но главное – зритель остался удовлетворен, потому что основная проблема, с которой столкнулись главные герои, все-таки была решена. Авторы «Ключей Локка» к концу сериала не решили никаких поставленных задач. Главным достижением оказалось воссоединение семьи – но вот беда, весь сезон авторы довольно вяло выводили семейные проблемы в качестве важного конфликта, который так и остается тут третьестепенным. Поэтому почти десять часов хронометража не приводят ни к чему, а по его итогам долгожданного катарсиса так и не случается. «Ключи Локков» однозначно заслуживают просмотра из-за интересной истории, ярких персонажей и многочисленных отсылок на любимые произведения в жанре фэнтези, но, пожалуй, основной аудитории стоит ознакомиться с ними, когда выйдет уже сезон номер два.
Павел Соломатин