Полнометражный анимационный мультфильм «Гофманиада» выйдет в российский прокат 11 октября 2018 года. Режиссёр: Станислав Соколов. В ролях: Владимир Кошевой, Александр Ширвиндт, Анна Артамонова и др.
Стареющий немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман вспоминает, как все начиналась. Когда-то он был вынужден каждый будний день ходить в канцелярию к назначенному времени. Царящая там казенная атмосфера Гофмана откровенно тяготила, поэтому он находил отдушину в мире своих фантастических снов. В самых ярких из них писатель видел себя пылким студентом Ансельмом, который влюбляется в антропоморфную Серпентину.
Девушка-змейка готова ответить ему взаимностью – тем более, этим она поможет своему отцу Саламандру Лингорсту избавиться от страшного заклятья. Но на беду влюбленных, против них начинает плести свои сети Песочный человек, блюдущий в этой истории свою выгоду. Неопытный Гофман совершает несколько досадных промахов, в результате чего колдовские чары усиливаются, а сам он оказывается под стеклянным колпаком пророчицы-ведьмы.
«Гофманиада», пожалуй, самый заветный проект мультипликатора Станислава Соколова, к реализации которого он шел всю свою жизнь. Ни в 70-е, ни в 80-е его идея экранизировать главные сказки немецкого романтика не нашла поддержки у руководителей «Союзмультфильма». Мультфильм был запущен в производство лишь в 2003-м, но с тех пор претерпел множество метаморфоз.
Главная из них состоит в том, что изначально задуманную трилогию «Крошка Цахес», «Песочный человек» и «Золотой горшок» было решено объединить в итоге в один фильм. Присутствуют в ленте и следы других произведений Гофмана, но чувствуется, что заимствованные оттуда герои подбирались декора ради, и с таким же успехом могли перекочевать на экран не из немецких сказок, а, например, с полотен Иеронима Босха (человек с воронкой на голове). Отсюда – впечатляющая галерея воплощенных человеческих пороков, что вообще очень свойственно автору эскизов кукол – художнику Михаилу Шемякину. Вспомним, например, его знаменитую скульптуру на Болотной площади «Дети – жертвы пороков взрослых».
В лучших традициях Зигмунда Фрейда, анализировавшего сказки Гофмана со своих позиций, создатели мультфильма выводят некоторые болезненные прозрения Гофмана из его детских страхов. Особенно это ощутимо в коллизии с Песочным человеком. Но никаких скабрезных намеков в мультфильме нет, даже несмотря на то, что главный герой влюбляется одновременно в трех девушек. Рейтинг 12+ оправдан сполна, и отрадно, что в мультфильме нет сомнительных мемов, вроде навязчивых упоминаний о «сиськах» в недавней японской «Тайной жизни пингвинов».
Несмотря на мрачный готический антураж, мультфильм полон светлой музыки. Это касается и показанных в нем фрагментов оперы Гофмана «Ундина», и стилизованных под 60-е годы прошлого века песен Шандора Каллоша и Александра Тимофеевского. С героями не хочется расставаться, и во время финальных титров удается немного продлить эту встречу благодаря документальной хронике о кропотливой работе с куклами на съемочной площадке.
Денис Ступников, InterMedia