Группа «Голос Омерики», играющая в самопровозглашённом стиле «алко-шансон-гламур-панк», традиционно не отличалась политкорректностью и вообще разборчивостью в изобразительных средствах. Главным оружием банды всегда был русский мат, используемый к месту и не к месту. Никаким тонким стёбом в произведениях «Омерики» и не пахло; напротив, команда перебарщивала везде, где можно было переборщить, пугая этим всех людей доброй воли. Насилие, некрофилия, протест против запретов, абьюз - всё свалено в одну кучу довольно неприятного вида. Искать в ней проблески юмора и таланта - занятие специфическое, на любителя, может быть, поэтому «Голос Омерики» так далёк от массовой популярности.
Как сообщает анотация издателя, в новом альбоме «Чехословакия» «мало что напоминает о ранее исповедуемой эстетике»:
- На смену алкогольно-маргинальным историям пришла злая сатира, затрагивающая множество неоднозначностей нашего общества. Средства же художественной реализации остались прежние. Под песни нового альбома хочется танцевать, рубиться, слэмиться и прыгать в толпу со сцены! Также осталась неизменной фирменная эклектическая составляющая. Альбом «Чехословакия» вобрал в себя отсылки к множеству жанров. Здесь вы услышите и ска, и восьмибитную электронику, и поп восьмидесятых, и что-то из ирландского фолка, и даже хип-хоп! А главное, что основой всему служит дикая энергия и стена звука из гитар, ударных, духовых, скрипки и аккордеона. Все это называется – «современный мультиформатный панк».
Звучит неплохо и даже отчасти соответствует реальности, однако на «современный мультиформатный панк» группа выруливает не сразу, для начала предоставив слушателю сомнительную возможность продираться через далёкие от куртуазности матерные вопли. Альбом начинается энергичной песней «Как [замечательно] нигде не работать», грубо воспевающей идеалы тунеядства. Идея композиции «Министр культуры» довольно занятна, но воплощение исключительно топорное: неудержимый фонтан мата забивает всю сатирическую составляющую. Та же проблема у песни «Чёрный плащ»: героями фолк-панк-трека стали персонажи голливудских блокбастеров, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях, которые «Голос Омерики» описывает исключительно нецензурной лексикой. Это однообразие приёмов начинает утомлять, а песни «Мизантроп» и «Русская трэшня» вызывают почти непреодолимое желание расстаться с «Чехословакией», и вот тут-то группа наконец включает обещанную «эклектическую составляющую». Трек «Звук говно, пиво дорогое» довольно остроумно, весело и рок-н-ролльно повествует о проблемах клубной индустрии. В «Тёплой китайской куртке» «Голос Омерики» обращается к наследию лоходэнса 80-х, и брутальный текст составляет с такой музыкой забавный симбиоз. В «Знаем, плавали!» гибрид музыкальной «шотландщины» и грубых стихов выглядит более спорно, зато в «Овердо[слишком много]» группа иронизирует о своём болезненном пристрастии к ненормативной лексике - и на этот раз получается действительно смешно. Впрочем, в «Поле чудес» и «Родине» чувство меры и вкуса вновь отказывает группе, а в песне «Чехословакия» вдруг проявляет себя в полный рост - это прямо-таки гимн, и сложно поверить, что он вышел на том же диске, что и «Мизантроп» с «...нигде не работать».
Алексей Мажаев