Я первый год работаю заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В мои обязанности входит проведение различных контрольных мероприятий по выявлению уровня знаний учащихся. 18 сентября 2008 года по всей Москве на втором уроке прошла городская контрольная работа для учащихся 5 класса за курс начальной школы по математике. Идет проверка по сохранности навыков, полученных а начальной школе.
Если раньше тексты надо было получать в управлении образования, то теперь, с появлением Интернета, все упростилось. Задания получаем накануне, через сайт городских контрольных работ. Каждая школа имеет свой логин и пароль для входа в систему. Задания получаем поздно вечером. Два варианта. Распечатываем и храним до утра в сейфе.
Второй урок. Один класс пришел после физкультуры на историю. Все разгоряченные, взъерошенные, просятся попить. Другой класс должен идти на физкультуру, но будет писать работу. Наконец, все расселись, угомонились. Подписали тетрадки для контрольных работ.
На улице холодно, пасмурно, накрапывает дождь — 6 градусов тепла. В здании школы т прохладно, потому что не топят. Наверное, правильнее будет сказать, что зябко. Воздух холодный,
Объясняю как надо приступить к работе: прочитать все задания и начать выполнять то, которое кажется знакомым, потом приступить к тем, которые при первом прочтении вызвали затруднения.
И тут на меня обрушивается шквал вопросов:
— А как записывать условия задачи: кратко или полно?
— Как писать слово «вариант» с большой или с маленькой буквы?
— Как записывать номер варианта: арабской или римской цифрой?
— Если написано в задании «начертить квадрат», его надо чертить?
Сразу видно, что дети привыкли, что ими руководят, и все строго регламентировано, сколько строчек пропустить, с какой буквы писать. Постепенно убиваем в детях способность самим принимать решения. Заставляем делать только по заданию учителя. Убиваем всякую креативность.
Предлагаю им самим сделать выбор. Сделайте так, как считаете нужным. Постепенно все угомоняются и начинают работать.
В классе тишина. Освещение скудное. Спрашиваю учителя, почему светильники без ламп. Отвечает, что приглашала электрика, но лампы опять перегорели. Это же не ответ, надо добиться, чтобы свет был достаточным. Чтобы дети не портили свое зрение. Все пишут, низко склоняясь над тетрадками. У девочек распущенные волосы снижают и так небольшую освещенность тетрадных листов. Часть детей пользуется черновиками. Другая пишет сразу в тетрадках набело.
Один мальчик все делает на черновике. Интересно, хватит ему времени, чтобы все это переписать в тетрадь? Так дети учатся планировать свое время. Они знают, что контрольная рассчитана на урок, и должны рассчитать время на выполнение задания, на запись задач в тетради. Выделить время на проверку. Помимо специальных, математических знаний, мы должны были научить их и этому.
Первые дети сдают через 25 минут. Спрашиваю: «Проверили?». Утвердительно кивают головой. Чем их занять, чтобы они не мешали другим доделывать примеры. Им хочется поболтать. Прошу заняться подготовкой к следующему уроку. Ничего более мудрого придумать не смогла. Некоторые общаются с учительницей по истории, Людмилой Ивановной. Показывают ей книги, картинки, говорят вполголоса. Видно, что им хотелось быть на уроке, рассказать о том, что нашли по теме урока. Но не судьба. Чиновники проверяют, как школы готовят детей.
После того, как все сдали работы. Спрашиваю детей, трудное ли было задание. Все в один голос говорят, что легкое. Такие задачи и примеры они делали в начальной школе.
После проверки работ выяснилось, что три ребенка выполнили контрольную на «2», а остальные на «4» и «5».
Класс этот сильный, гимназический. Занимался по учебникам повышенной трудности. Сразу видны умные глазки. Сосредоточенные лица. Двойки получили вновь пришедшие детки из других школ.
Полина, старательная девочка, быстро выполнила работу. Прошу ее помочь мне собирать тетрадки у ребят, которые уже сделают задания. Это надо для того, чтобы было меньше хождений по классу и не мешали работать другим детям. Она очень ответственно отнеслась к порученному делу. И все ей тетрадки отдавали.
Когда спросила учительницу по математике основной школы, как дети должны были записывать решения примеров, она сказала, что не знает, как их учили в начальной школе.
Надо будет предложить провести заседание методических объединений учителей математики основной школы и учителей начальных классов, чтобы договорится об единых требованиях по записи математических задач для различных ступеней. Должна соблюдаться преемственность. Сколько помню себя в школе, столько про преемственность и говорят. А воз и ныне там. Надо понять, почему так происходит.
Отметки в начальной школе очень хорошие. Троек почти ни у кого нет, а как приходят в основную школу, начинается резкое падение качества образования. Почему так?