Приходилось ли вам читать детям одно и тоже произведение несколько раз за день? С первого взгляда, это довольно скучно и нудно, а если посмотреть на это иначе — глазами ребёнка?
Год назад мои трёх-четырёхлетки требовали снова и снова перечитывать «Дюймовочку» и «Огниво». Сегодня для них актуальны рассказ В. Драгунского «Куриный бульон» и старая-престарая сказка К. Чуковского «Крокодил».
«Сколько можно читать про эту кровожадную гадину?» — ворчу себе под нос, а сама держу в голове мысль Януша Корчака — столько, сколько нужно твоим детям.
А те, будто сговорились: продолжают с удивительным упорством просить почитать ещё.
Начинаю читать, натыкаюсь в тексте на незнакомые маленьким слова, делаю паузу, спрашиваю, как они понимают слова «шиш, городовой, шашка». Отмечаю для себя, что детвора включилась в обсуждение с вниманием и большим интересом. В следующий раз попросила порассуждать над концовкой произведения, что означает выражение — «и наступила тогда благодать: некого больше лягать и бодать»?.
Опять встретила живой детский отклик.
Кадр из м/ф «Следствие ведут колобки», реж. А. Татарский, 1986 г.
Мои умочки наперебой рассказывали про то, как люди «ружья поломали, пули закопали», звери спилили себе копыта и рога — и они подружились.
Эврика! Я поняла, что множественное прочтение одной и той же сказки подобно универсальному ключу от любой двери, за которой хранятся сокровища знаний. Фокус в том, чтобы ключ выбрал сам ребёнок, тогда взрослому будет с ним по пути.
Однажды такой «золотой ключик» подарили мне мои дочки.
Вряд ли кто-то из мамочек возразит, что находить перед сном под своей подушкой игрушки, как знак безусловной детской любви, очень приятно.
К моему огорчению, я перестала их обнаруживать. Зато начала слушать сказки на ночь — по две от каждой дочки.
Особенно хорошо пошло сказочное дело после того, как я предложила девочкам записывать их истории на диктофон. Включился соревновательный момент, и дети преобразились — едва дождавшись своей очереди, вдохновенно выступали.
По сути, они пересказывали сюжеты из книжек, которые мы читали раньше. Варя, например, виртуозно соединила сказки про козу, волка и трёх поросят. Катя вспомнила про крокодила Гену и Чебурашку.
И вот, наконец, я услышала то, что терпеливо ждала несколько дней - собственные сюжеты, из которых надеялась почерпнуть информацию о детских страхах, чтобы вовремя принять меры по их устранению.
Сюжеты у моих юных сказочниц вышли нетривиальные. Так Варя рассказала про овечку, у которой пропала шерсть, но появились полоски — она превратилась в зебру и пошла купаться на речку.
Был у нас и голодный червяк, который захотел поймать и скушать бабочку, но для этого ему нужно было выполнить три условия: не есть, стать королём, и чтобы кто-то подарил крылья.
Катя по следам сестры представила тут же бабушку червячка, у которой было два сына и одна внучка. Внучка помогала чистить посуду, сыновья пылесосили и мыли пол. Цирковые носорог, слон и лев показывали на арене номера с кольцами и мячами, пока не увидели на зрительских сиденьях грибы, которые исполняли желания.
С точки зрения страхов меня заинтересовала одна Варина история, действие которой происходило ночью. В ней все люди разбежались, потому что появился невидимый злодей. Это был дракон. Но все разбежались, потому что увидели его. В этот момент дочка сделала паузу, а я, воспользовавшись заминкой, тут же спросила, а знают ли люди, как победить злодея?
Варя радостно ответила, что должна прилететь фея, сесть на нос дракону, наколдовать волшебной палочкой, и - дракон превратится в маленького и милого.
После моего вопроса в её сказке такая фея появилась.
И я успокоилась: не только детям по душе «хэппи-энды».
Мария Кулыванова