Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Хор распев

(пьеса)

Действующие лица:

Жанна
Жан (Дон Жуан)
Множественные Гости: Гость 1, Гость 2, Гость 3
Последний Гость (Гамлет)


Песнь первая

Жанна и Жан сидят в разных углах темницы, не видя друг друга. Они обращены к стенам или небу. Посреди комнаты растет большое, высокое дерево.

Голос 1. Жанна
В начале было тело тонкое, как осиновая игла, его можно было переломить надвое тяжестью чужих рук. Об этом мне сказали аккуратно на ухо посторонние, пока я привязывала миниатюрные гири к мизинцам, проверяя, сколько выдержат, под каким углом уйдут в сторону. Один выгибался чуть сильнее, я выделяла его, как самого маленького. Ахилл имел единственное уязвимое место. Его держали вниз головой и окунали, держали и окунали, стараясь закалить. Он не сопротивлялся, так как еще не понял, что с ним происходит и в каком месте он оказался. Мир тогда для него был перевернутым. Он мог бы сидеть напротив меня, держа в руках ровное, размером с ладонь, круглое зеркало, может быть слегка бликующее, слепящее в солнечный день.

Голос 2. Жан
В начале было тело, и я всегда был только в нем. Я говорил своим ртом не свои речи и думал, что все слова — это чужая музыка. Мне ничего не нужно было кроме моих рук, моих ушей, моих глаз. Я смотрел на других, как на точно такое же сочетание рук, ушей и глаз. Кто-то был чуть грубее. Я мог бы смять их этой чужой музыкой или увести в сторону. Но сейчас я пересчитываю крохотных и шершавых, 204 вмещает в себя каменная стена. Часто подолгу лежал на кровати, днями и ночами, днями и ночами.

Голос 1. Жанна
Я не знаю, какая сейчас погода и в днях совсем запуталась. Каменная стена прячет внутри себя 204 крохотных и шершавых. Мне позволено касаться их. Человеческое тело прячет внутри себя 206 белесых и гладких, чтобы добраться до них я закрываю глаза. Один палец выгибается чуть сильнее. Я помню так же слегка качались кувшинки на воде. У моего дома в деревне был небольшой канал. Я иногда к нему спускалась. Как легко принять за утопленницу. Кто-то уже шутил так. Леска скоро оборвется. Затягиваю все туже и туже. Я жду, когда кто-то отопрет дверь.

Голос 2. Жан
Тело тогда становилось подобно мраморной глыбе. Ее перевозят из одного места в другое, спускают все ниже и ниже на длинных, тянущихся, бесконечных тросах, крепких, сшитых из множественных волос. Я представляю, как эти волосы аккуратно срезают с женских голов. Такие мягкие черты лица. Можно было бы зафиксироваться на шее, но этим никто не занимается. Волосы сваливают в огромные кучи, но так, чтобы не запутались, так, чтобы в любой момент распрямились и заняли свое место. Знают ли, что им всем предстоит переродиться в тросы, что опустят меня все ниже и ниже.

Голос 1. Жанна
Проматываю шутку несколько раз, так, как если бы она была доступна мне в полной нетронутой аудиозаписи. Звук замороженный тянется из некого настоящего нездешнего, выстроенного параллельно всему тому, что я говорю. И настоящее расщепляется на два Настоящее истинное заточённое замирает пока играет аудиозапись. Чем больше слушаешь, тем больше привыкаешь. Слово затирается и губы доводят его до автоматизма. Мой предыдущий счет так же автоматичен. Я вынуждена остановиться, пока есть время.

Песнь вторая

Голос 2. Жан
Однажды я проснулся, нервно ощупал свои руки, уши, глаза, и понял, что потерял второй глаз. Вместо него появилась мокрая, небольшая, неприятная выемка. Когда подушечки моих пальцев касались ее дна, всегда хотелось отдернуть руку. Там внутри был какой-то канал, но я ничего не знал о нем. Лицо приобрело странную форму и как будто бы поехало. Я решил спрятать все зеркала, кроме одного размером с ладонь. Не знаю зачем оно бы мне понадобилось.

Голос 2. Жанна
Все время голос вмешивается. Мне бы увидеть его корень, потрогать руками почву, из которой он вырастает. В моем ли это было саду. Голос. Наверное, не знаю, не нужно тогда. В смысле, я, наверное, освобожусь где-то в 10, а приеду где-то в 8. Ой, что? Приеду где-то в 11. Но, кстати, мы можем встретиться с 6. С 6 до 8 посидеть. Не хочешь так? Мне было бы я думаю удобно.

Голос 2. Жан
Постепенно я начал привыкать, как всегда, привыкаешь к самому плохому или хорошему Пространство, в прошлом открытое второму глазу, растаяло так быстро и оставило после себя еле заметный красный след. Когда я немного наклонял голову в бок, правая сторона начинала розоветь и краснеть. Рдело дерево. Всегда напротив меня, сухое, неподвижное, молчит. Я думал, почему бы ему не стать птицемлечником.

Голос 2. Жанна
Голос. Ты как? Тебе было бы удобно?

Голос 1. Жан
Изредка заводил вроде как непринужденный разговор с посторонними, но они всегда отворачивались. Проговаривал множество и множество раз по кругу. Необходим проводник, чужой посторонний носитель, чем красивее, тем лучше. Все-таки мой глаз был мне очень дорог, я часто промывал его холодной, чистой водой, закрывал, позволяя отдохнуть. Мне нужен был тот, кто обратиться моим глазом, тогда все встало бы на свои места. Я перестал бы путаться.

Голос 2. Жанна
Дата и время. Нужно придумать дату и время, тогда я смогу выйти.

Голос 1. Жан
Когда пчелы хотят сообщить информацию, нужные точки координат другим пчелам, они начинают выписывать восьмерки - своеобразный танец-рисунок. Я сейчас покажу.

Чертит на полу схему пальцем. След не остается. Рисунок никто не видит.

Голос 2. Жанна
Что-то еле колышется в другом углу комнаты или мне кажется. Наверное, все же кажется. Как было бы чудно, если бы голос не пропадал, держался рядом тонким шлейфом, я бы оборачивала его вокруг своего горла и мне самой пришлось бы молчать. Никто бы никогда не узнал моей интонации. Остаться в тени, как было бы удобно. Но что-то же колышется в другом углу комнаты.

Песнь третья

Жанна неуверенно ощупывает угол со своей стороны темницы, прикладывает ухо к стене. Она так увлечена, что не замечает, как дверь приоткрывается. Из щели тянется голова, выплывает худое, симпатичное личико, а за ней и тело. В чертах лица проскальзывает что- то игривое. Гость 1 держится в руках круглый шар. Жан долго и пристально смотрит на него.

Голос 3. Гость 1
У вас совсем нет места. Так темно и тесно. Но вы наверное привыкли.

Располагается напротив Жана. Он продолжает молчать.

Голос 3. Гость 1
Смотрите, какую чудесную замену я принесла вам. Крутит шар в руках, демонстрируя все его отражения. Вы будто бы совсем не рады. Но ничего, сейчас я объясню.

Голос 2. Жан
Я не уверен, что мне это подойдет.

Голос 3. Гость 1
О! Не стоит волноваться, представьте, что это такая игра. Я буду показывать, а вы повторять. Вам нравятся игры?

Жан молча смотрит на шар. Гость 1 медленно выводит шаром восьмерку на полу.

Голос 3. Гость 1
Я всегда была маленькой, и по росту и по возрасту, меня саму это никогда особо не волновало, но окружающие иногда цеплялись. Знаете, я так часто представляла, как кто-то из них падает из окна, просто так, не почему. Берет и падает. Как еще говорят, если один дурак выбросится из окна, все остальные пойдут за ним и тоже выбросятся. Я это себе очень часто представляла и было так приятно. Тогда еще теплело в животе, горячее поднималось все выше и выше. В какой-то момент я поняла, что мои гланды совсем затопило этим жаром. Я иногда его кому-нибудь тихонечко показывала. Заходила за угол, в каком-нибудь не очень освещенном переулке, открывала рот пошире. И жар точно, точно можно было рассмотреть. Надеюсь, вы мне верите, ведь все это я рассказываю через восьмерку. На каком пересечении стоял дом и как его проще вычислить. Может быть однажды вы выйдете от сюда и это знание вам пригодится. Так вот я показывала жар.

На секунду заминается.

Как-то ко мне пришел врач и хотел посмотреть тоже. Высокий такой щуплый. Я ему все время отказывала, но он все приходил и приходил. И мне было нехорошо, как если бы он был темной, мутной водой, в которую я бы смотрела и ничего не могла разглядеть. У него еще часто сужались глаза, не то, что ваши конечно. И я придумала прекрасный фокус.

Рука Гостя 1 замирает, перестает крутить восьмерки. Шар останавливается.

Я позволила ему смотреть лишь в отражение шара. В нем все тоже было жарко, но ко мне это уже не имело никакого отношения. И я осталась в стороне, я научилась так. Теперь отдаю его вам, не волнуйтесь, содержимое не изменилось. Он очень ладно встанет на место вашего глаза.

Гость 1 после паузы продолжает действие, после примерят шар к голове Жана. Тот увлекшись, немного поддается вперед.

Голос 2. Жан
Откуда вы знаете язык пчел?

Голос 3. Гость 1
Вам нужно лишь повторять, а не задавать вопросов. Так жар накладывается поверх жара.

Жан неуверенно забирает шар, прикладывает к лицу, закрывает здоровый глаз.

Голос 2. Жан
Я ничего не вижу.

Гость 1 медленно выходит из темницы.

Голос 1. Жанна
Так темно и от того, пространство кажется расширилось, ушло на множество шагов вперед влево или в право. Так даже лучше, не нужно концентрироваться на маленьком. Я могла бы стать всеми этими голосами разом, я ела бы их столовыми ложками, черпала, как черпают песок, разрезают на несколько кусков. Кому отдать?

Песнь четвертая

Жан раскрывает глаза, по неосторожности роняет шар.

Голос 2. Жан
Дерево все еще рдеет.

В темницу деликатно на цыпочках проскальзывает Гость 2. Он совсем тих и почти невидим, как воздух, как эхо.

Голос 4. Гость 2
Я все то же, что и ты. Я все то же.

Жан молчит.

Голос 4. Гость 2
Дерево рдеет, мое-твое дерево тоже рдеет, я все то же, что и ты. Я - твой глаз.

Голос 1. Жанна
Голос. Сконцентрируйся и считай до 10.

Жан молчит. Гость 2 бесшумно садится рядом с ним, их плечи соприкасаются.

Голос 4. Гость 2
В начале было тело, и я всегда был только в нем. Я говорил своим ртом не свои речи и думал, что все слова — это чужая музыка. Мне ничего не нужно было кроме моих рук, моих ушей, моих глаз. Я смотрел на других, как на точно такое же сочетание рук, ушей и глаз. Кто-то был чуть грубее. Я мог бы смять их этой чужой музыкой или увести в сторону. Но сейчас я пересчитываю крохотных и шершавых, 204 вмещает в себя каменная стена. Часто подолгу лежал на кровати, днями и ночами, днями и ночами.

Гость 2 разливается кашлем, слегла сбивается и пропускает часть текста. Жан молчит.

Голос 1. Жанна
Один.

Голос 4. Гость 2
Однажды я проснулся, нервно ощупал свои руки, уши, глаза, и понял, что потерял второй глаз. Вместо него появилась мокрая, небольшая, неприятная выемка. Когда подушечки моих пальцев касались ее дна, всегда хотелось отдернуть руку. Там внутри был какой-то канал, но я ничего не знал о нем. Лицо приобрело странную форму и как будто бы поехало.

Жан молчит.

Голос 4. Гость 2
Я-ты твой глаз. Ты-я твой глаз.

Голос 1. Жанна
Два.

Жан молчит

Голос 4. Гость 2
Ты думаешь, что все это уже было, что все это уже случилось или случалось множество раз?

Голос 2. Жан
Я ничего не вижу.

Голос 1. Жанна
Три. Четыре.

Гость 2 уходит так же незаметно, как и является.

Песнь пятая

Голос 1. Жанна (через продолжительную паузу)
Пять.

В темницу заходит Гость 3, двигается немного неловко, как бы припадая на одну ногу. Жанн поднимает голову и смотрит на Гостя 3, долго в упор.

Голос 2. Жанн
Я вас не знаю. Мне достаточно гостей.

Голос 5. Гость 3 (не обращая на сопротивления Жана внимания)
Есть такой феномен, когда теряешь конечность. Представим война и приходиться терять конечность, ничего не поделаешь ни с одним, ни с другим. Мозг, чтобы защитить нас придумывает чудный фокус. Он убеждает, что конечность все еще на месте. Можно пошевелить ногой или рукой, пусть даже их не видно, как если бы душа осталась полностью оголенной, внезапно обнаруженной. Такой знаете незащищенной, очень тонкой. И люди испугавшись этого, решили запечатать мнимую пустоту в дерево. Придумали ложные руки ноги — протезы, а мозг продолжал подавать сигналы о том, что все в порядке. И ноги танцевали.

Голос 2. Жанн
Я понял, но мне не нужен протез.

Голос 5. Гость 3
Вы не волнуйтесь так, мне бы и в голову не пришло предлагать вам деревянный глаз, но я могу описать все, что вижу и это станет вашим, через слово. Все-таки я тоже чего-то лишена.

Жанн молчит.

Голос 1. Жанна
Шесть.

Голос 5. Гость 3
Над нами крошечный железный люк, мы бы вышивали поверх него, заполняя нитями все трещины и борозды. Он нужен, как доказательство свободы, не более того. Днем через него могут просочиться тонкие лучи солнца, от них лучше укрыться.

Голос 2. Жанн
Как укол?

Голос 1. Жанна
Семь.

Голос 2. Жанн
Казалось, на противоположной стороне кто-то шептал, но я не знаю, кто.

Голос 5. Гость 3
У нас два зрячих глаза, один слегла темнее, но это почти незаметно. Нам кажется это очень красивым.

Жанн опускает палец в пустую лунку на лице и отдергивает руку.

Голос 5. Гость 3
Не нужно так сопротивляться. У нас два зрячих глаза, один слегка темнее.

Жан молчит. Резко встает и оказывается в середине комнаты.

Голос 5. Гость 3
Вокруг нас почти не осталось света, но это и хорошо, ведь так мы меньше тревожим сетчатку глаз. Если долго смотреть на солнце ее можно повредить, останется ожог. Не стоит, не стоит…

Жан молчит и остается на месте.

Голос 5. Гость 3
Нам лучше присесть.

Голос 2. Жан
Я ничего не вижу.

Голос 5. Гость 3
Нам лучше оставаться в темноте.

Голос 1. Жанна
Восемь.

Жан молчит.

Голос 5. Гость 3
Мы немы.

Гость 3 уходит.

Голос 1. Жанна
Девять.

Песнь шестая

Голос 1. Жанна (через продолжительную паузу)
Голос. Пусть на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг необходимо наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят её тело.

Жанна закрывает глаза.

Голос. Пусть из шеи капает молоко вместо крови, а тело исчезнет.

Жан шарит руками по полу, в темноте он совсем ничего не может разглядеть.

Голос 2. Жан
Ведь был же шар.

Жан достает из кармана крохотное зеркало размером с ладонь, старается поймать луч и подсветить, разглядеть окружающее.

Голос 1. Жанна
Дата и время. Нужно придумать дату и время. (через продолжительную паузу) 30 мая 1431.

Зеркало Жана высвечивает фигуру Жанны. Она прижата к углу, кажется слишком маленькой. Луч разрезает ее лицо на два. Внутри ее кармана горит маленькое размером с ладонь зеркало.

Голос 1. Жанна
Хоть бы сейчас.

Голос 2. Жан
Десять.

Голос 1. Жанна
Голос. Теперь он видит.

В темницу заглядывает Последний Гость, он останавливается рядом с большим, высоким деревом.

Голос 6. Последний Гость (сухо)
После окончания войны в Нормандии Карл VII распорядился собрать все документы, относящиеся к процессу над Жанной, и предпринять расследование его законности. Следствие изучило записи, опросило свидетелей и единодушно пришло к выводу о том, что в ходе процесса над Жанной допускались грубейшие нарушения закона. Папа Калискст III повелел провести новый процесс.

Екатерина Савельева

Подпишитесь на наш телеграм-канал!

2
0
104


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95