Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Хореография может подарить интересную жизнь»

Народная артистка России Илзе Лиепа — о воспитании вкуса у молодежи и дарованиях из поселковых клубов

10 апреля на Новой сцене Большого театра состоится гала-спектакль «Князь Владимир Красно Солнышко. Искания о князе Владимире». В постановке примут участие звезды российской сцены и одаренные дети, лауреаты национальной премии «Весна священная». О том, как ребятам из любительских коллективов попасть на главную сцену страны, как разглядеть дарование в российской глубинке, «Известиям» рассказала народная артистка России Илзе Лиепа.

— Вашими стараниями у юных артистов появилась возможность впервые в жизни выйти на главную сцену страны. Для начинающих танцовщиков это просто мечта.

— На сцену Большого театра попадут лучшие из лучших, самые одаренные ребята и интересные коллективы нашей страны, лауреаты премии «Весна священная» из Екатеринбурга, Самары, Керчи. Юные артисты прошли серьезный отбор. Сначала — в своих регионах, затем они стали соискателями нашей премии и, только победив, получили возможность оказаться в числе участников спектакля «Князь Владимир Красно Солнышко. Искания о князе Владимире». В Большом театре зрители увидят вершинную часть нашего гигантского танцевального проекта.

— В прошлом году в финальном праздничном гала-представлении премии «Весна священная» приняли участие Ольга Остроумова, Вениамин Смехов, Алексей Ягудин, Кристина Орбакайте, Александр Стриженов, Анатолий Белый. А кто из звезд в этом году задействован в программе?

— На одну сцену с детьми выйдут замечательные артисты: Николай Бурляев, Михаил Пореченков, певица Ольга Кормухина. Я очень рада, что именно с ними мы работаем на этом проекте. Я мечтала найти достойный материал для Михаила Пореченкова и Николая Петровича Бурляева, в фильмах которого я и мой отец Марис Лиепа снимались. С Ольгой Кормухиной мы знакомы не так давно, но с первого момента ощутили духовную близость.Специально для нашего спектакля она вместе с мужем, композитором Алексеем Беловым написала красивую балладу. Ее припев станет прологом вечера.

— Для постановки вы пригласили режиссера Театра Вахтангова Владимира Иванова. Как вы его уговорили на подобный эксперимент?

— Владимир Владимирович Иванов — один из моих любимых режиссеров. На его спектаклях в Театре Вахтангова растет моя дочь. Я счастлива, что могу себя назвать его ученицей и актрисой. С Владимиром Владимировичем мы вместе работали в Петербурге над спектаклем «Ваша сестра и пленница…» по пьесе Людмилы Разумовской, где я играла роль Марии Стюарт, а Светлана Крючкова — королеву Елизавету Тюдор. Владимир Владимирович столько со мной работал, в буквальном смысле две недели не давал на улицу выйти. Мы искали, пробовали, экспериментировали, учились. Я очень счастлива, что в результате этой работы обрела такого друга и такого замечательного сотворца.

В нашем с ним новом спектакле о князе Владимире сочетается драматическое искусство и танец. А музыкальным оформлением станут произведения Рахманинова, Чайковского, Прокофьева, Мусоргского. Подобный синтез делает танцевальное искусство более понятным и увлекательным для зрителя.

— Чем вас зацепила история князя Владимира? Почему ее использовали для постановки спектакля?

— Хотелось обратить молодежь лицом к собственной истории. Наш спектакль о правителе, который в переломный этап истории определил судьбу нашего народа. В правление князя Владимира появляется понятие «россиянин» — понятие более духовное, чем национальное. Он — великий правитель. Та сложная политическая ситуация, в которой мы живем, способствует возрождению самосознания нашего народа. Мы вдруг начинаем понимать, что нам нужно научиться по-настоящему любить свою страну.

— Недавно напротив Кремля установили памятник князю Владимиру. Многие были против этого и критиковали монумент. А вы как относитесь к этому?

— У меня памятник не вызвал негативных эмоций, даже наоборот — очень понравился! Скульптор передал мужественный, благородный образ защитника. Князь Владимир очень многое сделал для государства. Его мощная духовная сила оказала огромное влияние на историю нашей страны. А то, что кому-то памятник не нравится — сколько людей, столько и мнений, как говорится. Я, к примеру, считаю, что в нашей стране слишком много монументов Ленина.

— Но с именем Ленина тоже связана важная веха в нашей истории. Только отпраздновали 100-летие революции, лидером которой он был.

— А мы не праздновали. Мы сокрушались, что 100 лет назад произошел этот чудовищный переворот, когда за несколько дней была уничтожена мощная держава. Это, конечно, не случайно. Были к тому большие предпосылки в разных слоях общества. Разумеется, всё это было подготовлено. А Ленин — тот самый демон революции. Он почти уничтожил великую страну, а памятники ему стоят...

— Вы ищете талантливых детей не только в Москве, но и по регионам. Признаетесь, что это ваш гигантский танцевальный проект. А в чем его глобальная идея?

— Наш проект родился от осознания того, что в сфере танцевальной культуры и танцевального любительского творчества часто происходит то, что мне бы не хотелось видеть как матери, балерине, директору балетной школы. Наш проект представляет собой всероссийское молодежное танцевальное движение, стремящееся объединить танцующую молодежь России.

Эта идея инициирована нашим фондом, мной и командой профессионалов, чтобы привлечь как можно большее количество молодежи к увлечению танцем как искусством. Хореография может подарить человеку очень интересную жизнь. И не обязательно делать ее своей профессией. Как увлечение танец не только укрепляет здоровье, но и развивает художественный вкус, прививает культуру подрастающему поколению. Воспитывает дух.

Проект огромный, многоуровневый. Но, как ни странно, начать мы его решили не с детей, а с педагогов. И отправились с известными хореографами в регионы, где проводим обучающие программы. За несколько дней команда профессионалов, собранных фондом, дает педагогическому сообществу региона экскурс в мировую хореографию, ее основы, драматургическую составляющую танца. Мы рассказываем, как правильно подбирать музыку, даем советы по художественному оформлению номеров, по костюмам.

— Вы думаете, что в этом есть необходимость?

— Есть. Именно поэтому мы начинаем работу не с детьми, а с педагогами и хореографами. Я много езжу по стране, знаю, какое огромное количество танцевальных конкурсов, фестивалей проводится повсюду. Но очень многие из них низкопробны. Как профессионал, человек, большую часть жизнь отдавший искусству танца, понимаю, что с этим надо что-то делать. Я не могу смотреть, как наши дети танцуют то, что им не только не полезно, а даже вредно. Когда выбирается хореографический язык, совершенно недопустимый для определенного возраста.

— Речь о сексуальном подтексте в детской хореографии?

— В том числе и об этом. Детские танцы с чувственным эротическим содержанием — это неправильно. Я это принимаю близко к сердцу. Дети, которые приходят в мою школу, не сталкиваются с плохой музыкой, не танцуют такие номера и не делают подобных движений.

Поэтому наш проект направлен на воспитание вкуса у танцующей молодежи с раннего детства. Хочется, чтобы ребята, решившие посвятить жизнь танцу, воспитывались в атмосфере гармонии, имели возможность встретиться с лучшими образцами художественного творчества, богатой танцевальной культурой нашей страны.

— Вы переживаете за вкус подрастающего поколения?

— Когда у ребенка развит хороший вкус, мы можем за него не бояться, он сам в будущем выберет правильные ориентиры. Но чтобы это случилось, надо дать ему эту возможность. Очень важно подготовить ребенка так, чтобы, когда он оказался лицом к лицу с истинными высотами искусства, был в состоянии их воспринять.

— Но не все грезят о балете. Кому-то достаточно танцевального кружка в сельском клубе.

— А мы уделяем внимание не только классическим танцам. Нас интересуют танцевальные студии современного и народного танца в равной степени. У нас есть специалисты в разных направлениях. В руках талантливых хореографов педагоги на местах постигают для себя совершенно новые задачи. Например, мы рассказываем им, чего в танце не должно быть. Тогда они задают вопрос: «А как? А что нужно? А почему нельзя так?» Начинается диалог, и выясняется, что они в своем деле абсолютно потеряны. Но после работы с профессионалами многие из них признаются: «Какое счастье, что нами наконец-то занимаются». Такие мастер-классы необходимы педагогам в провинции, они становятся частью профессионального сообщества.

— То, что вы делаете, можно назвать подвижничеством.

— Конечно! Наша задача — такими серьезными проектами и национальной премией дать ориентир, к которому могли бы двигаться дети со своими педагогами. А ребятам продемонстрировать, что на сцену Большого театра можно выйти, делая успехи в кружке поселкового клуба.

— Но как можно узнать о вашем проекте в глубинке? Для этого кто-то должен донести информацию о вас.

— Нам помогает существующее уже несколько лет Российское движение школьников (РДШ). Это молодежное объединение живет интересной жизнью, развивает различные направления творчества. Танцевальную нишу заняли в нем мы. В какой бы регион мы ни приезжали, там есть отделение РДШ. Это дает нам возможность выходить на самые-самые отдаленные уголки нашей страны. Например, в Архангельской области есть такие деревни, куда вообще «не ступала нога человека», а талантливой молодежи и самобытных коллективов там много.

Зоя Игумнова

Источник

391


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95