Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

И вновь продолжается сбой

Москвичи жалуются на проблемы с записью в поликлиники и оплатой парковок

До чего дошел прогресс: записаться к врачу теперь можно, не вставая с дивана и не карауля с шести утра очередь в регистратуру. Или нельзя? Широко разрекламированная единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), которая должна была, по сути, облегчить жизнь пациентов, периодически отказывается работать. Аналогично ведет себя приложение «Парковки Москвы», через которые горожане могли оплачивать парковку на улицах столицы.

 

Москвичи жалуются на проблемы с записью в поликлиники и оплатой парковок
фото: Геннадий Черкасов
 

«МК» разбирался, почему быстро и удобно — это пока не про нашу электронную систему.

Переход на электронный документооборот означает, что у нас теперь тоже, как во всей Европе, можно и за воду из дома заплатить, и ребенку дневник проверить. Система действительно полезная, а если говорить о многомиллионном городе — просто необходимая.

Единая медицинская информационно-аналитическая система появилась 4 года назад: до 2011 года в сфере здравоохранения города отсутствовало общее информационное пространство. «Жители города не имели возможности дистанционно записаться на прием к врачу и своевременно получить медицинскую помощь, — рассказывает пресс-секретарь Департамента информационных технологий Москвы Наталья Ворыханова. — Доступность медпомощи была на очень низком уровне, в поликлиниках выстраивались очереди. Ресурсы расходовались неэффективно, а система управления была непрозрачной. Именно эти проблемы в первую очередь и решает ЕМИАС. Система внедрена во всех поликлиниках Москвы, а это 660 медицинских учреждений».

Тем не менее пациенты пока не в восторге от масштабов автоматизации.

В медицинских кабинетах поселился обыкновенный бюрократизм

«Ребенку уже 3 года, и за все это время нормально только в терминалах поликлиники удавалось записаться, — пишет на форуме портала Екатерина. — Постоянно какие-то сбои, которые мешают записать ребенка к врачу из дома. Заметьте, что с маленьким ребенком в поликлинике практически жить приходится, так что это не мне не повезло, что «пару раз наткнулась на сбой», а это постоянно состояние системы».

«Год назад все работало отлично, — констатирует пользователь Катя. — А в период с весны 2015 года удалось записаться через ЕМИАС всего раза три. Остальное время «временные проблемы с сервисом», а надо было нам записываться много. У меня двое детей — диспансеризация, справки в сад, когда отсутствовали более 5 дней, в последние месяцы дети часто болели, так вот постоянно «временные проблемы».

«Приложение давным-давно не работает, — возмущается Ангелина. — Переустановила — вообще полис не регистрирует. Чтобы записаться к врачу, нужно не меньше часа: сидеть, постоянно обновлять страницу и видеть, что постоянно у ЕМИАС «что-то пошло не так!».

Таких комментариев на сайте хватит на отдельную гневную книгу. Как нам разъяснили в пресс-службе Департамента информационных технологий, получить доступ к системе москвичи могут несколькими путями: через портал госуслуг, мобильное приложение, круглосуточный колл-центр, терминалы в поликлиниках и сторонние информационные ресурсы, среди которых самым популярным неофициально является именно портал emias.info (создан сторонним разработчиком), предоставляющий через API своим пользователям электронные сервисы — запись к врачу, на водительскую медкомиссию. Популярен он по простым причинам: первый в поиске при запросе ЕМИАС, да и согласно счетчику на ресурсе пользуются им в сутки около 50 тысяч человек. Видимо, те 50 тысяч, которые смогли все-таки записаться к врачу.

Если судить по комментариям пользователей, сбоить система начала еще в прошлом году. В департаменте неполадки с работой объяснили регулярным ростом нагрузки на систему: дескать, постоянно ведется ее обновление и адаптация.

— В ходе плановых технических работ некоторые сервисы — например, система управления потоками пациентов, на которую завязан сервис дистанционной записи, — могут быть недоступны в определенный момент времени, — поясняет Наталья. — Но обычно такие работы проводятся в ночное время, чтобы не мешать врачам в часы приема пациентов.

По сообщениям пользователей системы, сбои происходят днем в рабочее время или утром, но никак не ночью. Из последних зафиксированных — система не работала 8, 9, 14, 19–21 марта. Зимой же сайт, по сообщениям пациентов, висел чуть ли не каждый день.

— В зимний период в связи с эпидемией гриппа нагрузка на систему может увеличиваться, — продолжают в пресс-службе департамента. — В этом случае всегда проводятся подготовительные работы — расширение вычислительных мощностей, проверка и отладка алгоритмов и так далее. В этот период пациенты могут сталкиваться с затруднениями при дистанционной записи по отдельным каналам, но всегда остаются альтернативные способы — например «горячая линия», инфомат или регистратура в поликлинике.

Только на календаре уже апрель, и эпидемия гриппа осталась в прошлом. Конечно, альтернативные варианты для регистрации нужны, и пациент может снять трубку или перейти на другой сайт. Но зачем тогда создавать электронную систему, работу которой никак не получается наладить? Эксперты пояснили нам, что проблемы могут быть не столько с технической точки зрения, сколько из-за бюрократических проволочек в работе всей системы.

— Самое большое количество проблем приходится на согласование работы заказчика и исполнителя, — рассказывает инженер-программист Вадим Рустамов. — Именно здесь и при коммуникации между различными ведомствами могут и возникнуть неполадки. Разработчики сами по себе далеко не глупые люди, хотя и их работа порой вместо двух часов может занять часов шесть. А вот при делегировании задач недопонимание обычное дело.

Само по себе масштабирование мощностей уже заложено в архитектуру: если вместо 10 тысяч пользователей в час приходит 100, то нужно произвести небольшие настройки и просто закупить дополнительные серверы, продолжают специалисты. При этом с полным отключением системы, как это было в случае ресурса ЕМИАС, они не сталкивались.

Автомобилисты платят за стоянку не по закону?

В такт ЕМИАС пользователи сообщают о сбоях в работе приложения «Парковки Москвы», через которое можно оплатить стоянку в платных зонах. 28 марта «Газета.ru» сообщила, что, по словам пресс-службы «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП), «Московский паркинг» до сих пор устраняет последствия сбоя в приложении, произошедшие еще в декабре прошлого года.

«В приложении «Парковки Москвы» произошел технический сбой при обмене данными между информационными системами, последствия инцидента устраняются службой технической поддержки», — пояснили в АМПП «Газете.ru». Речь идет о масштабном сбое, который произошел, предположительно, в начале декабря прошлого года.

Причины того, что устранение неполадок затянулось на четыре месяца, в пресс-службе пояснить не смогли. При этом 29 марта «МК» в пресс-службе АМПП рассказали, что... не давали подобного комментария.

— К нам обратились по поводу сбоев в работе у единичного пользователя, — рассказали «МК», — естественно, речь не шла о неполадках во всей системе. Сама по себе она работает стабильно.

Однако же сбои действительно существуют.

— Все зависит от того, как спроектирована система и по какой методологии ведутся разработки, — продолжает Вадим. — Тестовый ли это проект (когда разработчики точно не знают, какой функционал реализовать и что именно выгодно для бизнеса) или уже конечный продукт с конкретным ТЗ и видением того, что именно должно получиться в итоге разработки. Судя по тому, что сервис появился вместе с самими парковками — около двух лет назад, вряд ли он работает в тестовом режиме. В приложение с хорошей архитектурой изменения вроде добавления новой мобильной платформы вносятся очень быстро, примерно за неделю. Если их приложение работало под смартфоны с Android, а после его адаптировали под iPhone, то только система с очень плохой архитектурой может так себя повести. Или же дело может быть совсем в другом.

По словам эксперта, причиной затягивания ремонта может стать опять же согласование работ заказчика и подрядчика во время разработки или доработки, внедрения.

Большие конторы делегируют работу так называемым интеграторам — разработчикам, которые и занимаются техническими моментами. Обычно сначала пишется техническое задание, потом идет процесс разработки... Но по факту: техзадание может писаться уже под написанную программу — и деньги выписываются по факту. Чтобы исправить постоянные сбои, нужно переписать приложение заново. Но никто так не делает: оплачивают поддержку до тех пор, пока она не становится убыточной, и только потом разрабатывают систему с другой архитектурой заново.

А самое интересное — не техническая, а юридическая сторона вопроса. Как рассказал нам координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, приложения «Парковки Москвы» вообще не существует.

— Наше законодательство предполагает, что за платную парковку плата должна взиматься наличными, — пояснил Петр. — Вы подъехали, запарковались и каким-то образом — через терминал или нет — оплатили наличными. В Правилах дорожного движения таких понятий, как «приложение» или «безналичный расчет», нет. Сложно говорить о работе того, чего не существует. Непонятно, на какой правовой основе взимается плата. Приказы Департамента транспорта не могут быть выше постановления правительства, утверждающего именно оплату наличными.

Любовь Кулябко

Источник

609


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95