Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Йа наклейко

Ох, трудно порой сдержать улыбку, видя все то, что клеят на заднее стекло автолюбители. Я уж не говорю про автоприколы, типа «Не прижимайся, мы не знакомы». Даже просто туфелька на фоне бородатого дядечки 58 размера в Дэу Матиз не может оставить равнодушным. А так ли это безопасно на дороге? Давайте порассуждаем об этом.

На дороге мы предельно собраны и сконцентрированы. Водитель должен принимать массу информации, обрабатывать ее, делать выводы, принимать решения, а потом еще и исполнять их. Поэтому, например, все дорожные знаки выполнены в виде достаточно простого изображения — нам гораздо проще и быстрее отыскать в голове знакомый зрительный образ. Ведь текст, даже знакомый, человек все равно подсознательно прочитывает. Наклейка на заднем стекле — это тоже знак. Он попадает в поле зрения водителя. Если на нем текст, мало кто удержится, чтобы не прочитать его. Это происходит на подсознательном уровне. Например, я часто ловлю себя на мысли, что мне приходится «заставлять» себя не читать очередной образец народного творчества. К сожалению, их делают достаточно заметными. Те же наклейки на прозрачном фоне замечаешь только во время пробки, когда есть время и возможность их прочитать. А вот желтый ромб на присоске — просто магнитом притягивает взгляд. Поэтому я бы рекомендовал воздержаться от подобного рода знаков.

Теперь давайте поговорим о знаках «У», «восклицательный знак», «туфелька», «ребенок в машине». Они выполнены в виде графического образа и не отвлекают внимания — мы считываем их в тот же момент, когда считываем информацию об автомобилях вокруг. Но знак — это некий посыл. Сообщение для того, кто его видит. А значит, читатель должен не только однозначно понять это сообщение, но еще твердо знать, что же ему делать. Проведу опять-таки аналогию с дорожными знаками. Например, знак «кирпич» дает однозначный посыл «сюда ехать нельзя». Плюс, я четко знаю, как мне трактовать полученную информацию и что с ней делать: развернуться и поехать другой дорогой. У тех, у кого папа гаишник, сценарий может отличаться, но он все равно достаточно однозначный. Давайте теперь разберем посылы каждого знака, трактовку этих посылов и возможные сценарии поведения.

Знак «У». Посыл: за рулем ученик. Трактовка: этот водитель еще не научился жить с нами в одном ритме. Сценарии действия: при маневрах рядом с этой машиной быть предельно аккуратным и внимательным, чтобы не напугать ученика; при перестроениях заранее включать поворотник и двигаться плавно, если ученик заглох — спокойно подождать, а не дудеть; быть готовым к тому, что ученик каждый маневр выполняет очень долго. Посыл и сценарии достаточно однозначные. Но ровно до того момента, как за руль не сядет сам инструктор. В этом случае, перестраиваясь очень плавно, мы будем, скорее, раздражать его. Наверняка инструктор будет выполнять более резкие маневры, чем мы ожидаем от ученика. Поэтому не стоит смотреть только на знак, не забывайте смотреть непосредственно на поведение. Но сам знак вполне может быть полезен не только непосредственно во время обучения, но и в первый месяц самостоятельного вождения. Дальше — лучше снимать или идти заново учиться.

Знак «туфелька». Посыл: за рулем девушка. Но что делать, если за рулем машины с таким знаком — мужчина? Ладно, допустим, в современном обществе некоторые мальчики любят быть девочками, но вот как мне себя вести? Какие действия я должен выполнять, увидев этот посыл? Послать воздушный поцелуй, уступить дорогу, оценить размер груди — что? Лично я оцениваю водителя не по полу, а по поведению на дороге. И, пока автомобиль выполняет предсказуемые и адекватные дорожной ситуации действия, мне все равно, кто за рулем. Поэтому даже трактовка: «возможны неадекватные действия» не особо применима. Ибо такие действия могут быть не только у дамочек и мужчинок, но и у нормальных мужиков. А уж у тех, кто «все знает и умеет», сплошь и рядом. Бессмысленный знак.

«Восклицательный знак». У нас в России ввели обязательное правило — лепить черный восклицательный знак на желтом квадрате всем, у кого стаж меньше 2-х лет. Посыл этого знака: за рулем водитель с небольшим стажем. Хотя, если честно, то 1,5 года ежедневных поездок дают гораздо больше опыта, чем 3 года поездок по выходным «на дачу и обратно». Поэтому, это очень условное деление. С трактовкой этого посыла мне тоже не все понятно. Грубо говоря, я до сих пор не могу сам себе ответить на вопрос: «Что мне делать, если я увидел этот знак?». Увеличить бдительность по отношению к этому участнику движения? Но, позвольте, зачем, если он в данный момент не выполняет несоответствующих дорожной обстановке действий. Относиться к нему, как к ученику? Сомнительно, ибо водитель со стажем один месяц кардинально отличается от водителя со стажем 1 год (при условии частых поездок в течение этого года, конечно). Ждать от него каких-то резких и неадекватных маневров? Если честно, то я больше опасаюсь такого поведения от владельцев наглухо затонированных нашемарок или от водителей не очень дорогих, но претендующих на статус «навороченный», иномарок. В итоге, я отношусь к этому автомобилю ровно так же, как и ко все автомобилям. А значит, та информация, которую принес мне знак, лишняя. Зачем нужен такой знак?

Еще хуже обстоят дела со знаком «восклицательный знак» в треугольнике. Мне здесь не понятна не только трактовка, но и даже посыл. «Я страшная, держитесь от меня подальше»? Так, если осознаешь свою опасность, зачем вообще выезжать на дорогу? Если понимаешь, что ничего не умеешь, так иди учиться! Ибо никакой наклейкой не предупредить ситуации: «Ой, навигатор мне сказал налево, ну я и поехала налево», — при движении в правой полосе на четырехполосной дороге. Думаете, придумываю?

Знак «ребенок в машине». Посыл: «везу ребенка». Трактовка опять неоднозначная. С одной стороны, когда ребенок маленький, то родитель за рулем вполне может отвлечься на бутылочку, игрушку для малыша, или игру для взрослых: «Куда ты опять выплюнул эту соску?». Все это может происходить, например, на светофоре, поэтому в сценарии я закладываю повышенное терпение к возможным паузам в движении. Так же, от водителя с ребенком, в идеале, следует ждать более плавного движения, чем от остальных водителей в потоке. И не забываем про прицельное метание малышом погремушек через открытое окно. :) С другой стороны, отвез папаша свое чадо в садик и мчит на работу. Очень сомневаюсь, что имея на заднем стекле наклейку «Baby in car», но «опустошив» детское кресло, он сохранит прежний стиль вождения. Я точно не сохраняю. Но у меня нет такой наклейки, а значит, я никого не ввожу в заблуждение. Так нужен ли такой знак? Я считаю, что нужен, но только, когда малышу меньше года и он тет-а-тет с водителем-родителем. В этом случае детское кресло ставится на переднее сиденье и оно почти не заметно окружающим водителям. А те, кто сзади, его вообще не видят. Но вот когда ребенок уже сам сидит в кресле на заднем сиденье, то кресло само по себе хорошо просматривается. К тому же, для решения каких-то проблем, уже можно спокойно остановиться. И в этой ситуации использовать дополнительный знак я считаю бессмысленным. Но в любом случае, знак нужно снимать, если в данный момент в машине ребенок отсутствует.

Знак «Нас за рулем двое». Посыл: «водитель переживает волшебные 9 месяцев». Не будем обсуждать ситуацию, когда будущая мамаша дает порулить будущему папаше, забыв при этом снять знак. Трактовка знака более-менее однозначная: нужно быть более внимательным и острожным, ибо у водителя могут быть как моральные перепады настроения, подъем/упадок сил, так и чисто физиологические проблемы. Но вот не очень понятно со сценариями действий. Пока автомобиль движется в соответствии с текущей дорожной ситуацией, уделять больше внимания и быть более осторожным нет ни смысла, ни возможности. Единственное, что могу предположить, во время маневров такого автомобиля стараться помогать — уступать место при перестроении, например, или пропустить при отъезде от тротуара. Но я так стараюсь поступать по отношению к любому участнику дорожного движения. При условии, что мой маневр не создаст аварийной ситуации. Поэтому, кроме радости за водителя, мне нечего добавить при виде такого знака. Но есть один нюанс: если машина с таким знаком стоит посреди дороги с «аварийкой», я обязательно остановлюсь и узнаю, не нужна ли помощь. Возможно, только ради этого и стоит иметь этот знак на заднем стекле.

Итак, все-таки, вешать или не вешать? Как всегда, этот выбор остается за вами. Но пусть это будет осознанный выбор. Перечислю еще раз главные правила:

— знак не должен отвлекать других водителей, должен считываться быстро, в один взгляд;

— информация на знаке должна быть однозначной;

— вы должны быть уверены, что «читатель» знака точно знает, как его трактовать и что ему делать.

При соблюдении этих правил знаки будут приносить пользу и вам, и окружающим. Если хотя бы одно нарушается, то знак превращается в информационный шум, который не воспринимается, а отсеивается. А значит, давайте приучать себя не только не мусорить в реальном, физическом мире, но и не засорять информационное пространство.

Ваш Максим Никитин, http://minimagz.livejournal.com/

993


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95