«Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь», — мудро заметил Платон. Однако как непросто бывает родителям сохранить самообладание, когда с ними в схватку вступает собственный ребенок!
Поставить в угол, запретить прогулку с друзьями, лишить компьютера, отлупить — к каким только средствам не прибегают мамы и папы в «воспитательных целях». Но будет ли тоскливое «я больше так не буду-
Малышам можно все?
Существует теория, что самым маленьким можно позволять делать все что угодно. Тем более вряд ли в их поведении есть злой умысел. Зато, когда дети «напроказничаются» всласть, то дальше будут расти спокойными и рассудительными.
Однако многие родители считают наоборот: «Строгое „нельзя!“ ребенок должен усвоить с пеленок. Иначе если ему все позволять, он станет просто неуправляемым: перевернет все вверх дном в квартире, своими криками всех соседей достанет…»
Комментарий психолога:
— На 80% человек формируется к пяти годам. Но пока он маленький, каждую секунду познает окружающий мир — и каждый шаг часто связан для него с опасностью. Залезть на шкаф, попробовать пальцем кипяток, приложиться языком на улице к заледенелой железяке, сунуть пальцы в розетку — все это малыш делает, чтобы опытным путем ответить на волнующий его вопрос: «И что???». А вовсе не назло родителям и не для того, чтобы специально довести их до белого каления.
Поэтому, по крайней мере до 4 лет, детей наказывать бесполезно и бессмысленно. У них некритическое мышление, и осознать логическую связь «проступок — наказание» они не в состоянии.
Что делать? Постарайтесь мягко отвлечь ребенка от «злодеяния», переключить его внимание. Он приготовился полить кошку из чашки с чаем, а вы ему: «смотри скорей, птичка полетела!». И инцидент исчерпан.
А вот если ребенок капризничает и плачет, то тут вместо наказания нужно просто найти причину плохого настроения и устранить ее.
Где мой ремень?
Но дети растут быстро, и их «пакости» становятся более осознанными. Как же тут не залепить звонкий шлепок по попе? С одной стороны, в дореволюционной России не зря вроде бы по субботам порки устраивали, «дурную кровь гоняли» — это считалось отличной воспитательной мерой. С другой — в ряде стран «любовный» папин шлепок приравнивается не к выражению родительской ласки, а к проявлению насилия в семье, и следовательно, рассматривается как уголовно наказуемое деяние. Кроме того, современные психологи уверяют, что «метод кнута» может серьезно отразиться на психике ребенка. Цель наказания — ребенка
Комментарий психолога:
— Я уверена, что рукоприкладство — это лишь проявление родительского бессилия, а никак не педагогика.
Значит, не хватает слов и авторитета. Боли боятся любые живые существа. Физическим насилием можно выдрессировать кого угодно, ребенка в том числе, но помимо обиды он вынесет из подобного наказания лишь следующий урок: «этого нельзя делать в вашем присутствии».
Как наказать с пользой?
«Прежде чем «вынести приговор», нужно обсудить с ребенком его поступок. Чтобы он четко понимал, в чем не прав и за что несет наказание, — советует Анна Штейн. — Хорошо предупредить заранее о том, что грозит в случае «нарушения закона» (например»если получишь «двойку» по литературе, будешь вместо вечерних мультиков читать Чехова«). За одну и ту же провинность лучше всегда наказывать одинаково».
Хорошо, если в качестве наказания можно исправить проступок. Починить сломанную вещь, отказаться от похода в кафе и на сэкономленные деньги купить испорченный прибор, тщательно отмыть пол от гуаши.
Но — внимание! — домашними делами лучше не спекулировать. Иначе ребенок будет воспринимать их не как свою обязанность по дому, а как «трудовую повинность». И мытье посуды будет вызывать у него стойкое отвращение.
Не грозитесь наказать ребенка чем-нибудь «на веки вечные». («Больше никогда в жизни не подойдешь к компьютеру!») Такой долгий срок ребенок всерьез не воспринимает, а значит, не верит.
Старое доброе «отправить в угол» не панацея от всех проступков, а достаточно тонкое психологическое наказание. Оно рассчитано на то, что ребенок почувствует одиночество и поймет, что может потерять родительскую любовь (в том случае, если в семье нормальные здоровые отношения и ребенок знает безусловно, что он любим!). Но злоупотреблять таким наказанием не стоит.
Ни в коем случае не спекулируйте своими же подарками. («Показал язык воспитательнице в детском саду — сдай подаренную игрушку».)
А вот завести
И вообще, лучшее наказание — договор. («Почистишь зубы — почитаю книжку», «Получишь „пятерку“ — пойдешь гулять» и т.д.) Пусть у ребенка всегда будет выбор: или — или. Таким образом, он с детства будет учиться принимать адекватные решения.
Наказание — это воспитательная мера, а не выражение родительской агрессии или злости. Прежде чем замахнуться на ребенка, закричать или отнять игрушку, подумайте здраво, какой будет реакция малыша. Поймет ли он, что поступил неправильно, расстроится ли
Прежде чем выбрать наказание, родителю самому стоит задуматься, в чем причина плохого поведения ребенка.
Чаще всего раздражают родителей дети с медицинскими проблемами: гиперактивные, подверженные неврозам.
То есть те, кого принято считать трудноуправляемыми и кто своей вечной вертлявостью и сменой настроений в два счета выводит родителей из себя. На самом деле такие дети особенно нуждаются в спокойном и уравновешенном отношении к ним взрослых.
Ксения Максимова