К сожалению, в последнее время всё чаще и чаще получается так, что мы пусть и не рискуем залезть в карман к другому человеку, но не гнушаемся свободно распоряжаться чужой интеллектуальной собственностью, что, пожалуй, не менее позорно. О современых реалиях и методах решения проблем в интеллектуальной сфере расскажет настоящая статья.
Дмитрий Меньшиков, редактор "1001.ru"
Мы – общество потребления: дорогие машины, квартиры, шмотки и безудержное стремление к статусности. Но общество постепенно трансформируется, и от материальной собственности мы переходим к собственности интеллектуальной. О том, какое оно, информационное общество будущего, почему нужно переводить произведения прошлого в общественное достояние и как сберечь свое интеллектуальное хозяйство.
GTA. Все мы с вами слышали о такой игре для персональных компьютеров, приставок и прочих устройств. Либо ночами напролет играли, приближая себя к эпилепсии, либо отбирали это воплощение жестокости, насилия и разврата у детей, либо продавали или одалживали подросткам диск, не интересуясь их реальным возрастом, либо осуждали за увлечение похабной американской культурой. Так вот, каждый игрок в GTA развлекался тем, что догонял какой-нибудь автомобиль, желательно покруче и подороже, на ходу открывал дверь, вышвыривал водителя и усаживался на его место. Дальше гнал на бешеной скорости по встречке, разбивал машину вдребезги и угонял следующую.
Это то, что, собственно, всех и смущало в этой игре. Стирались границы законного поведения, и под коркой у детей откладывались неверные жизненные ориентиры и моральные устои. Но как не удивительно, поколение гангстеров и мафиози, которые отстреливали бы головы на улицах и бегали с бензопилами по городу, так и не выросло, хотя игра вышла почти 20 лет назад — в 1997 году. А все почему? Рано или поздно мы усваиваем, что автомобиль или квартира — это чужая собственность, и нельзя просто так ею пользоваться. Нам остается только завидовать соседке Ире, которая так удачно вышла замуж и получила от мужа Мерседес, Ваське с работы, катающимся на Рендж Ровере с кожаным салоном и люком. Выкинуть их с водительского сидения и покататься денек-другой — все-таки как-то слишком.
Но тогда назревает вопрос. Почему считается нормальным и вполне себе нравственным поступком скачать чужой реферат из интернета, купить контрафактный диск или украсть чужую идею? Это же точно такая же собственность, которую холят и лелеют, намывают, совершенствуют и используют для извлечения прибыли или комфорта.
А ответ простой: потому что обычно дяденька-полицейский не приходит взыскать с нас штраф за украденную исследовательскую работу или нелицензионный диск с песнями Стаса Михайлова, и мы остаемся ликовать, никем не замеченные, радуясь, что нам удалось схалтурить или сэкономить.
Как же научится уважать интеллектуальную собственность и вообще на кой черт нам эта высокоморальная морока сдалась?
В 1976 году философ Эрих Фромм издал труд под названием «Иметь или быть?». Он сфокусировал внимание на том, что человек отождествил существование (жизнь) и потребление. Все бытие человека превратилось в накопление или стремление к накоплению материальных богатств. Мысли фрейдомарксиста Фромма на этот счет можно выразить в одном абзаце:
«Сегодня весь средний класс, представители которого не обладают ни экономической, ни политической властью и личную ответственность за что-либо ощущают лишь в очень слабой степени, влачит никчемную, ограниченную потреблением жизнь. Большая часть населения западного мира изведала радости и счастье потребления, и ширятся ряды тех, кто вкусил этих благ и не получил удовлетворения. Люди приходят к пониманию, что обладать многим — еще не значит быть счастливым; традиционное этическое учение было подвергнуто испытанию — и получило подтверждение на практике.» («Иметь или быть?», глава IX «Существуют ли реальные шансы создать новое общество?»)
Жизнь — это не новый автомобиль и не «трешка» в новостройке. Жизнь есть развитие, самосовершенствование, интеллектуальный прогресс. Разумеется, Фромм, тяготеющий к идеям марксизма, имел в виду коммунизм и социализм. Мы же в качестве нового общества можем рассмотреть общество информационное. Перейти в ноосферу и превратить знания в основную валюту.
Знаете, важный аргумент в пользу интеллектуального развития — оно бесплатное. Вспоминается старый анекдот про евреев о том, почему у них такие большие носы. Да потому что воздух бесплатный. И вот они дышат им в полную меру, наслаждаются, не экономят и используют по-максимуму, потому что это право дано им от рождения, отобрать его никто не в силах.
И ведь наше право на знания и интеллект такое же. Дано от природы, неисчерпаемо. Ведь жить без развития и умственного обогащения нельзя. Мозг умрет от интеллектуального голодания точно так же, как и от кислородного.
Мы платим огромные налоги на дорогие автомобили, имущество (многоэтажные дачи и бесконечно-комнатные квартиры), дорастаем до налогов на роскошь. Хотя многие философы, мудрецы, проповедники говорили о том, что богатства и материальные ценности не приведут нас к счастливой жизни, не войти нам с ними в царство небесное, не обрести покой. Да и счастье такие ценности вряд ли принесут.
Мы же с вами смотрели фильмы про будущее. Люди там живут в маленьких апартаментах из пластика и стекла, летают на одинаковых аппаратах. Никаких изысков. Зато ценятся гении, ученые, разработчики.
Деньги обесцениваются, свободных клочков земли становится все меньше, а квартир, домов, комнатушек и клетушек — все больше. Материальные блага накапливаются со скоростью света, и все сложнее выделиться чем-то, обладать уникальным объектом. Зато цена у такого «добра» не маленькая, и горбатимся мы ради него подчас не один год. А стоит ли оно того?
Эрих Фромм пишет: «Наша единственная надежда — в притягательной силе новых идей». Не в лошадиных силах автомобиля. В идеях, знаниях, интеллекте. Между иметь и быть мы должны выбрать последнее.
Это не призыв ходить босиком по пустыне в простыне и постигать дзен. Но согласитесь, что комфортно чувствовать себя можно и без шестикомнатной квартиры и частного самолета. Все равно в одночасье (особенно уж в России) вы можете потерять все. А накопленные знания, патенты, разработки и идеи останутся с вами навсегда, как самые преданные ваши вассалы, не требующие ничего взамен. Вы лишитесь звания «обладатель дорого немецкого джипа», но останетесь автором. Автором чего-либо уникального, исключительного, вашего и только вашего, не даром же многие известные нам с вами товарищи стремились воздвигнуть себе памятник нерукотворный.
Иметь миллиард или быть гением? Вы скажете, что обычно это сопряжено. Что все гении богаты. Возьмите того же вскользь упомянутого Пушкина. Незадолго до своей кончины поэт был на грани банкротства и с трудом содержал себя и свою семью. Нам с вами это важно? Это то, о чем мы вспоминаем, читая его стихи и прозу? Отнюдь нет. Он гений, он автор, он обладатель бесценной и вечной интеллектуальной собственности, созданной им. А вот кстати красавчик и француз Дантес был богат. Но вам кем больше хочется быть? Пушкиным или Дантесом?
Пушкин — общественное достояние. А Дантес — убийца общественного достояния.
И кстати, хотя все творения Пушкина и перешли в общественное достояние, авторские права остались при нем. Поэтому опасения, что общество обесценит ваше интеллектуальное хозяйство, совершенно напрасны.
Иметь или быть — решать вам. Выбрав первое, вы устроитесь на зыбучих песках кратковременного единоличного существования в кругу предметов и материальных благ. Выбрав второе, вы ступите на вечную и самую прочную тропу из знаний, окруженных другими авторами и гениями, которая будет тянуться от интеллекта к интеллекту до тех пор, пока не исчезнет человечество.