Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Иметь или быть?

Сегодня этот сущностный вопрос каждый человек непременно решает несколько раз в течение жизни. Другое дело, что многие осуществляют этот выбор, так и не сформулировав самого вопроса, а значит, не осознав всей меры ответственности перед самим собой.

Первым этот неизбежный для современного человека вопрос детально исследовал замечательный психолог Эрих Фромм в своей книге «Иметь или быть?» (To Have or to Be?) — мне кажется, эту книгу неплохо было бы прочитать не только каждому психологу, но и каждому родителю и даже подростку, осуществляющему самоидентификацию личности. Но это научный труд, не каждый готов вдумываться в такую литературу. Давайте рассмотрим, в чём же состоит этот выбор.

Суть проблемы заключена в том, что в современном обществе возможности в сфере обладания таковы, что эта сфера легко подменяет собой бытие. И значит, ИМЕТЬ может показаться единственным и безальтернативным вариантом построения судьбы. Человек как минимум должен знать, что возможен и другой вариант.

Кем ты хочешь быть? «Я хочу быть начальником с такой огромной машиной, чтобы была охрана, дом на Рублёвке, чтобы я всеми распоряжался и ездил куда захочу». «Я хочу выйти замуж за миллионера». «Я хочу быть успешным и богатым бизнесменом». «Я хочу быть королевой красоты или моделью». «Я хочу иметь свой ресторан (банк, яхту и т.п.)». «Я хочу быть очень знаменитой певицей». «Я собираюсь уехать в США и получить тамошнее гражданство».

Все эти реальные ответы школьников на традиционный вопрос уже предполагают осуществлённый когда-то в раннем детстве однозначный выбор — ИМЕТЬ, а не БЫТЬ. «А чем это плохо? — удивляются иногда родители. — Мы всю жизнь в нищете, пусть хоть они поживут по-человечески

Я думаю, человек, выбирающий обладание, — настоящий экстремал и должен быть предупреждён о риске.

Если я выбираю обладание, я становлюсь тем, что я имею. Карьера, успех, слава, богатство, дом, машина, наконец, муж, дети — это и есть я. И если я это теряю — кто я теперь? Никто. Жизнь останавливается до получения новой должности, крупной суммы денег, нового мужа. Человек, ориентированный на обладание, очень уязвим. Он вечно в тревоге, он боится воров, дефолта, болезни, смерти, любви, свободы, любых изменений. Боится что-то потерять. И неизбежно теряет.

Дело в том, что любое обладание неизбежно уменьшается, оно подвержено естественному износу. Вот Вы купили новейший домашний кинотеатр с плазменным экраном. Всем похвастались. Все позавидовали. Через год — он уже не новейший, есть новые модели. Через три — закончилась гарантия. Через пять — эта вещь уже не престижна. Через десять — снята с производства.

Даже такое, казалось бы, надёжное обладание, как хороший любящий муж, — тоже не вечно. Любовь может умереть. Муж может разлюбить, изменить, оказаться или показаться уже не таким хорошим, как поначалу.

Это всеобщий закон. Обладание всегда стремится к уменьшению. Это бесконечная гонка, бесконечный поиск новой собственности. Это бесконечный страх и предчувствие неизбежной потери. А когда эта потеря становится реальностью, на обломках благосостояния остаётся поверженный, опустошённый человек.

Что же происходит с тем, кто выбирает БЫТЬ?

Заметьте, БЫТЬ хорошей матерью, хорошей женой — совсем не то же самое, что ИМЕТЬ хорошего ребёнка или мужа. Как не тождественно любить и быть любимым. БЫТЬ профессионалом и ИМЕТЬ должность. Петь и стать знаменитой певицей. Работать и получать зарплату.

Конечно, все эти понятия прекрасно совмещаются. Надо только знать, что для нас важнее, приоритеты расставлять. Потому что от этих приоритетов зависит наша жизнь, наша судьба.

Если я выбираю БЫТЬ, тогда я то, что я собой представляю, а не то, чем обладаю. Значит, всё в моей жизни зависит от меня. Центр моего существования находится во мне самом. Соответственно, никто и ничто не может лишить меня чувства идентичности.

И бояться-то, в сущности, нечего. Ведь бытие имеет тенденцию увеличиваться по мере его реализации. Важнейшие потенции — способность любить, мыслить, творить — возрастают тем быстрее, чем полнее мы их используем.

Если человек, ориентированный на БЫТЬ, теряет работу, он спокойно и без паники находит другую — ведь такой специалист нужен всем. Лишившись дома или средств, он работает, решает проблемы, а не лезет в петлю. Измена мужа или, скажем мягко, неожиданное решение ребёнка не лишает такого человека смысла жизни. Он делал то, что мог, и продолжает делать. Он был и есть. Он может сожалеть, огорчаться, но оставаться собой. Выбор мужа и ребёнка не отменяет роли жены и матери, не снимает ответственности за близких. Должна сказать, такая абсолютная идентичность себе настолько привлекательна, что и муж, и ребёнок, скорее всего, скоро будут сожалеть о произошедшем больше Вас.

Так что же, человек, выбравший БЫТЬ, абсолютно неуязвим? Есть одна опасность, которая тоже находится внутри самого человека. Это недостаточная вера в себя, свои силы. Это лень или готовность отдать другим, пусть очень близким, людям право принимать решения, распоряжаться Вашей жизнью.

В некоторых сферах нашего бытия грань так тонка, что можно переступить её и не заметить. В любви, например. Любить — это ведь не то же самое, что принадлежать! Любить — это оставаться субъектом, творцом своей жизни. Идти на уступки, потому что я так хочу, потому что для меня это не вопрос жизни и смерти, потому что я хочу сделать приятное любимому человеку. А совсем не потому, что этого хочет муж. Если же встанет вопрос по сути, если моя шкала ценностей попадёт под удар, ни о каких уступках не может идти речи.

А если так, если меня любовь не лишает права быть собой и принимать решения, значит, те, кого я люблю, имеют те же права, не правда ли? Значит, я не вправе рыться в карманах моего мужа, читать его письма. Значит, я не могу сказать ребёнку — ты должен делать так. С какой стати? Они не принадлежат мне настолько же, насколько я не принадлежу им. Мы просто любим друг друга. И в этой реализации своего бытия мы так же равны, как в любой другой сфере.

Беда, если близкий Вам человек осуществляет свой выбор между БЫТЬ и ИМЕТЬ не так, как Вы. Беда, но не крах. Потому что Вы остаётесь собой и оставляете за близкими право быть другими.

По сути, культура — это умение принимать Другого как иной мир. Умение понимать его, общаться с ним, признавать его права.

А теперь к вопросу о том, как выбор ИМЕТЬ или БЫТЬ отражается на учёбе.

Студенты, ориентированные на ИМЕТЬ, будут слушать лекцию, воспринимать слова и понимать их смысл, могут даже тщательно записать всё, о чём идёт речь. А впоследствии — вызубрить материал и сдать экзамен на отлично. Но содержание лекции, к сожалению, не будет ими присвоено, не станет частью их собственной системы мышления. Такого человека учёба не обогатит, не расширит его кругозор. Она принесёт ему диплом.

Как бы тщательно ни был сделан конспект, между студентом и содержанием лекций не возникнет устойчивой связи. Они останутся чужими — учащийся и учебный материал.

Потом научный руководитель будет удивляться, что в хорошей, казалось бы, дипломной работе теория существует отдельно от анализа текста, от конкретного материала. Что же тут удивительного? Просто студент ориентирован на ИМЕТЬ, а не на БЫТЬ. Вот он и ИМЕЕТ полный набор необходимых сведений как по теоретической, так и по практической части. Но не ЯВЛЯЕТСЯ учёным, творцом своего диплома. А ведь это самое распространённое замечание по отношению к нынешним дипломникам.

Учащиеся, для которых обладание является основным способом существования, нет другого выхода (да и цели другой нет), кроме как держаться руками и ногами за то, что они выучили. Им и в голову не приходит создавать нечто новое, придумывать несуществующее. Творческие задания вызывают у них беспокойство, смутную тревогу. А новая идея, ставящая под сомнение надёжную сумму знаний, которой они обладают, воспринимается ими в штыки.

В самом деле, человека, для которого обладание является основным способом его взаимоотношений с миром, пугают идеи, суть которых нелегко зафиксировать в нескольких словах на странице тетради. Такого человека пугает всё, что развивается и изменяется, а потому не поддаётся контролю.

Вы встречали таких людей? Держу пари — да! И не только среди учащихся, но и среди преподавателей любого звена. Это очень опасно и, возможно, непоправимо для многих детей.

Совершенно иначе протекает процесс усвоения знаний у студентов, которые выбрали БЫТЬ и сделали этот принцип главным в своих взаимоотношениях с миром.

Прежде всего, они никогда не приходят даже на первую лекцию в качестве этакой девственно чистой страницы, tabula rasa. Они уже столько думали на разными проблемами, что, безусловно, касались когда-нибудь и тех, которые Вы будете рассматривать на занятиях. Ведь БЫТЬ — это непростая работа, требующая размышлений, принятия решений и осмысления сущностей. Даже увидев в расписании новый предмет, они, безусловно, думали о том, что он может собой представлять, какие вопросы поднимет, у них уже возникли собственные мысли на этот счёт. Эти студенты — не пассивная тара для упаковки Госстандарта в сфере образования.

Учащиеся, которые выбрали БЫТЬ, не только слушают, но и слышат, а главное — реагируют на всё, что Вы скажете. Это позиция не объекта, а субъекта обучения. Активная и, соответственно, чрезвычайно продуктивная позиция. То, что они слышат от Вас, прежде всего, стимулирует их собственные размышления, порождает новые вопросы, идеи и перспективы. Для таких людей учёба — живой процесс — естественный и жизненный. Всё, что они слышат, они немедленно сопоставляют с жизнью, со своими собственными ежедневными размышлениями и актуальными решениями.

На каждого студента, который выбрал БЫТЬ, лекция оказывает определённое влияние, в чём-то меняет его, толкает на новый виток спирали развития. После лекции такой студент уже чуть отличается от того человека, который вошёл в аудиторию полтора часа назад. Конечно, всё это происходит только в том единственном случае, если лектор тоже выбрал в своё время БЫТЬ специалистом и преподавателем, а не двухмесячный отпуск и работу рядом с домом в сочетании с властью над бесправными учениками.

Такие учащиеся несоизмеримо повышают чувство ответственности преподавателя.

Если им не повезло, и преподаватель повторяет прописные истины, зафиксированные в основном учебнике, студентам, ориентированным на БЫТЬ, тут же становится неинтересно. Они уходят в собственные мысли, и правильно делают — ведь пустое «отбывание», в принципе невозможно для них.

Давайте остановимся на таком «замыленном» до полного обесцвечивания слове «интерес». Значение этого понятия заключено в его двойном корне: латинское выражение «inter-esse» означает «быть среди чего-то», «быть в чём-то». Слово аналогичного значения существовало и в староанглийском языке. Это «to list», которое в современном языке используется лишь в пространственном смысле, утратив психологическое значение. Когда-то это понятие означало «активно стремиться к чему-то», «быть заинтересованным в чём-то». Не пассивная принадлежность, а активная заинтересованность. Зато в современном английском остался отрицательный вариант производного прилагательного «listless» — равнодушный, безразличный, апатичный.

В классическом произведении неизвестного автора «Облака неведения» (14 век) понятие «to list» является ключевым. В средние века это слово использовалось очень активно. Язык — живая саморазвивающаяся система, которая всегда охотно отзывается на духовную жизнь общества. То, что такое сущностное понятие сохранилось только в своём отрицательном значении, свидетельствует о серьёзных изменениях в ментальности общества Великобритании.

У нас «интерес» тоже уже совсем не тот, какой подразумевали говорящие на латыни. Фромм вкладывает в понятие «быть» более широкий смысл и более глубокое значение по сравнению с привычным нам использованием этого слова. БЫТЬ — это принимать мир, стремиться к чему-то, интересоваться всем вокруг, ощущать себя неотъемлемой частью этого мира. Недавно один очень думающий студент, давно выбравший БЫТЬ, между прочим, сказал мне: «Я знаю, что я хозяин этого мира, как каждый. Потому и не буду делать каких-нибудь гадостей. Это же, как сорить в собственном доме. Почему-то для многих моих друзей это совсем не факт». Может быть, его друзья сделали свой выбор в пользу ИМЕТЬ?

В заключение скажу, что потребление — наиболее распространённая в современном обществе форма обладания. Оно, как и всё в этом мире, противоречиво. С одной стороны, потребление даёт чувство удовлетворения, ощущение собственной успешности. Но с другой стороны, поскольку любое обладание стремится к уменьшению, оно вынуждает снова и снова потреблять, то есть порождает чувство неудовлетворённости. Именно на такую нелёгкую, полную опасностей и огорчений, жизнь обрекают себя те, кто выбирает ИМЕТЬ.

Мы просто обязаны дать нашим детям и ученикам полную информацию, чтобы они не делали столь сущностной выбор вслепую.

Ваша Алёна Маслакова

998


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95