Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Инфернальная Одиссея

Рецензия на фильм Вацлава Мархоула «Раскрашенная птица»

Экранизацию скандального романа Ежи Косински «Раскрашенная птица» чешского режиссёра Вацлава Мархоула показали в конкурсе 76-го Венецианского кинофестиваля. В ролях: Петр Котлар, Удо Кир, Джулиан Сэндс, Алексей Кравченко, Стеллан Скарсгард.

Немолодой человек красит пойманную птицу и запускает в небеса. Та взмывает вверх, а через мгновение на неё набрасывается стая, чтобы разодрать в перья. Зрителю пока невдомёк, что это аллегория на все произведение, главный герой которого, подобно отмеченной твари, чужд всем вокруг, и становится объектом по-звериному неоправданного насилия. Показали уже немало, но впереди - настоящий ад, точнее - его картография. Как у Данте и Боттичелли, однако без пафоса и амбивалентности мира: здесь они замещаются абсурдистским ужасом и опустошённой иронией. «Раскрашенная птица» - своеобразная Одиссея по заброшенной, анархистской местности Восточной Европы во время Второй Мировой войны. Только без самого Улисса. Здесь на скитания обречён Телемах, ищущий дом, но так никогда его и не настигающий.

Фильм только начался, а журналисты и критики уже выходят из зала. Кажется, что-то не удалось. Отмотаем назад и начнём сначала - вдруг, сработает?

Первая сцена - сожжение несчастного хорька. Крестьянские пейзажи в черно-белой палитре. Еврейский мальчуган живёт у длинноволосой женщины преклонного возраста, ведёт быт, отстранённо рассматривает фотографию родителей.

Старушка внезапно умирает. Дом пылает в огне. Телемах отправляется в дальнейшее странствие. Он видит все человеческие немощи и пороки. Тут и библейская болезнь, и невежество, примитивная вера в магию и демонов, тотемы и табу, перверсии и макабр. Око за око и прах к праху, а в итоге - страсти по Мархоулу, не меньше, хотя и не без заимствований. Одно из главных - хичкоковский образ враждебной человеку вселенной через повторяющихся рефреном птиц - уже кинематографический архетип. Между склейками чувствуется и Алексей Герман, и «Иваново детство» Тарковского, и радикализм Ханеке с Триером.

Продакшн у картины оправданно гигантский: 11 лет съёмок и звездная россыпь на экране. В эпизодах - Удо Кир в роли деспотичного абьюзера-славянина, Стелан Скарсгард в качестве жалостливого фрица, Джулиан Сэндс - перверта. Изрядно повзрослевший Алексей Кравченко будто вернулся к собственной роли из «Иди и смотри». Все - с целью хладнокровно и последовательно сконструировать всепоглощающее месиво из выстрелов, пыток, жестокости, покалеченных тел и выдранных заживо глаз. Это вуайеризм и кино ощущений. Однако, стимуляция зрителя этим тотальным насилием происходит так долго, что органы чувств притупляются, оставляя на выжженной земле лишь болезненную иронию и подлинно кафкианский ужас.

Кругом - иррациональное и его мистические союзники. Трансгрессия и либертинаж. По аналогии с мифологическими произведениями в композиции непроизвольно проглядываются девятки: всего 9 минут диалогов на почти трёхчасовой хронометраж, 9 глав-эпизодов. Неслучайно, сам автор заявил, что в картине выжата и сконцентрирована вся эпическая поэзия книги. В «Раскрашенной птице» почти нет слов, нет вербализации, а чуть ли не единственная фраза мальчика обращена не к человеку, а к животному. Для коммуникации же между героями выбран искусственно созданный межславянский - межнациональный язык наподобие эсперанто, который понимаешь сразу же без перевода. Все потому, что ни одна нация не должна ассоциироваться с происходящим, и одновременно - задуманы параллели со всеми сразу. Это портрет человечества в его самой упаднической и разлагающейся форме.

Под конец просмотра покидают силы и надежда (хотя последнюю следовало бы оставить задолго до). Можно было бы допустить, что это кино для подготовленного фестивального зрителя, но готовым к нему быть попросту невозможно. В этом расширении границ дозволенного на экране - и его слабость, и преимущество.

Анна Стрельчук

Источник

340


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95