Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Интервью с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко

Готовимся к школе. Сколько новоселий отпразднуют российские школьники в День знаний? Хватит ли на всех учебников? И какие нововведения ожидают школьников и их родителей? На эти и другие вопросы в студии «Русской службы новостей» в прямом эфире отвечает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Рустам Арифджанов: Доброе утро! В Москве 10:05, до 1 сентября 2007 осталось 13 часов 55 минут. Главные люди обычно в этот день — первоклассники, а человек, который помогает устроить этот праздник — министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко. Вы перед 1 сентября волнуетесь?

Андрей Фурсенко: Да.

Р.А.: Почему?

А.Ф.: Всегда волнуюсь, сфера очень чувствительная к любым внешним влияниям. Есть, к сожалению, у нас примеры, когда этот день использовались не только для праздников.

Р.А.: Да, так у ж сложилось, что в этот день мы будем вспоминать детей, погибших в Беслане.

А.Ф.: Я представляю себе, какой это серьезный день. В этом году это 14 млн школьников, это почти 2 млн человек, которые работают в школах. Главное — огромное количество родителей, дедушек, бабушек, мы все прошли через этот день. Это знаковый день для каждого человека.

Р.А.: Каждый новый учебный год — дети не очень понимают — а родители и учители замирают — будет ли какая-то новая реформа, новация.

А.Ф.: Новое 100 % будет. Не будет никаких революций. Вообще образование не та сфера, где позволительно устраивать революции. Изменения происходят — меняется жизнь, очень быстро и к лучшему. В этом году я уже посетил целый ряд августовских педсоветов…

Р.А.: Когда я прочитал списочек — позавидовал вашей выносливости. Вы в Якутии были, в Дагестане, на Камчатке, вчера в Петербурге успели выступить, сегодня в Москву прилетели.

А.Ф.: Везде настроение с позитивом. Люди настроены, что изменения будут происходить к лучшему, но, конечно, опасаются. У нас, к сожалению, получилось так, что слово реформа имеет негативный оттенок. Я думаю, нам долго еще работать, чтобы изменить это отношение. Везде, где я был и мои коллеги — а мы объехали более половины регионов России, сейчас мои сотрудники — везде настрой позитивный, это очень здорово.

Р.А.: Расскажите, что будет нового?

А.Ф.: В рамках нацпроекта начато интересное направление — проект. Комплексная модернизация образования в целом ряде регионов — 21 регион начали этот проект. В каждом из них во главу угла ставят улучшение качества преподавания, улучшение качества условий, в которых учатся ребята, повышение зарплаты учителей. Только за счет этого проекта в среднем по этим регионам увеличение зарплаты планируется на 30 % — это существенно. Очень важно, что все регионы взяли на себя серьезное обязательство — нашли возможности, как их выполнить. У нас бывают случаи — люди берут на себя обязательства и считают, что выполнять их не так обязательно. Сегодня ситуация в образовании изменилась. Люди берут на себя ответственность и понимают, что это должно быть реализовано.

Р.А.: Вы назвали 21 регион — а в остальных будет повышаться зарплата учителей?

А.Ф.: Зарплата будет повышаться везде. Что происходит в этих регионах — это сверх того, что происходит в целом по стране? Это же был конкурс — в нем участвовало более половины регионов России. Победителей 21, конкурс будет продолжен в конце этого года будет объявлен результат.

Р.А.: Это «Комплексная модернизация образования» — для не работников образования можно объяснить, что это такое?

А.Ф.: В рамках нацпроекта — что такое нацпроект? Это катализатор системных изменений в сфере образования. То, что система образования требует существенных изменений — согласны все — родители, дети, учителя. Жалуются на повышенную нагрузку (и справедливо). Справедливо жалуются на не самые лучшие условия обучения и работы в школе. Есть люди, которые жалуются на недостаток учебников, книг в библиотеках, недостаточно хорошее оборудование. Все эти вопросы не могут решаться по отдельности. Нацпроект для начала выделил лидеров образования — лучшие учителя и школы. Был запущен важный проект — поддержка воспитательной работы, это оплата классных руководителей. Было обозначено, что воспитательная работа в школе имеет большое значение. Заканчивается уникальный проект по всеобщей интернетизации всех школ России. Пару лет назад об этом странно было подумать, что все школы, что будет проведен широкополосный Интернет. Это были отдельные моменты, которые играли очень важную роль — роль катализаторов изменений в системе образования, но когда мы начали проводить, стало ясно, что вообще образование требует комплексных изменений — требуется и изменение системы финансирования, определенные институциональные изменения, включая нормативные акты. Требуется изменения условий образования, реструктуризация сети образовательных учреждений, особенно это ясно стало из мощного демографического спада. Вы знаете, что у нас за последние 8 лет на треть уменьшилось количество учеников — с 22 млн до 14. Количество школ уменьшилось, отчасти из-за того, что они не заполнены учениками, отчасти, что часть школ по условиям уже не отвечает стандартам. Стало ясно, что требуется комплексное изменение модернизации. Конкурс был объявлен такой — если регион готов взять на себя определенные обязательства по всем направлениям, которые я перечислил, то федеральный центр готов оказать поддержку этому региону — материальную, методическую. Таким образом, была идея отработать подходы к глобальному комплексному изменению образования в каждом регионе. Образование это вообще ответственность муниципалитетов и регионов. Федеральный центр формально имеет отношение к общему образованию только через введение стандартов.

Я думаю, объявленный конкурс себя проявил разумно, потому что в тех регионах, которые участвовали в конкурсе (был 51 регион) была разработана программа изменений системы образования. Это значит, что даже регионы, которые не казались победителями, разработав программу, начали ее реализовывать. Надеюсь, если все регионы возьмут на себя обязательства, то получат соответствующую поддержку.

Р.А.: Получается, что зарплата рядовых учителей зависит от того, как сработают функционеры, организаторы, стоящие во главе регионов?

А.Ф.: Не совсем. Как раз цель этих проектов — добиться, чтобы зарплата учителей не зависела от того, насколько хорошо они делают свою работу.

Р.А.: В школе так уж утвердилось, что часто зарплата зависит от часов.

А.Ф.: Это — первая, может, главная составляющая этих проектов — изменить эту ситуацию, отказаться от почасовой оплаты, перейти на новую систему оплаты труда, в которой зарплата учителя в значительной степени зависела бы от того, как он учит. Насколько это привлекательно для детей и их родителей. Есть две составляющие в системе финансирования. Первая — нормативно-подушевое финансирование, когда деньги идут за учеником. Это та система, на которую сегодня перешла практически вся страна. Сколько учеников, столько и денег.

Р.А.: А если это физико-математическая школа или музыкальная, и там мало учеников?

А.Ф.: Нормативы могут быть разные для каждого вида обучения. Ясно, что, например, в малокомплектной сельской школе норматив гораздо выше, чем в городской, дороже там стоит подготовить ученика. Но при этом, если рядом стоят две школы с одинаковыми условиями, то больше денег должна получить та, в которой больше учеников. Это справедливо. Тогда учителя, которые дают лучшие уроки, они получают для школы больше финансирования, а значит, могут получить и более высокую зарплату. Вторая составляющая — новая система оплаты труда, при которой зарплата зависит не от количества часов, зарплата зависит от многих факторов — наполняемости классов, квалификации педагогов. Но и от того, насколько педагог дает интересные уроки. Это очень важно, что часть оплаты труда зависит от мнения родителей, управляющего совета школ.

Р.А.:Тогда часть зарплаты врачей зависит от мнения больных?

А.Ф.: Строго говоря, косвенно так и получается. Если к врачу приходит больше больных, он имеет хорошую репутацию, то он должен иметь и более высокую зарплату. Речь идет не о том — должны ли ученики голосовать, но родительский комитет может сказать. Хотя это не всеми принимается, но я считаю, что часть зарплаты — надтарифная часть — премиальная — должна учитывать мнение родителей. Главное, что зарплата будет повышаться для всех, просто неравномерно.

Р.А.:Кто-то будет быстрее и больше получать. Еще одна важная тема — учебники. Ваше министерство провело исследование и обнаружило, что только 20 % учебников не содержат фактических ошибок. Как по ним учить?

А.Ф.: По таким учебникам учить не надо, поэтому мы в корне изменили систему экспертизы учебников. Федеральный перечень, в котором представлены рекомендованные учебники, он существенно изменен. Экспертизу сегодня проводят не в министерстве, министерство организовывает ее. Есть две уважаемые организации — Российская академия образования и Российская академия наук — они взяли на себя тяжелый труд экспертизы учебников. Привлекаем сейчас к экспертизе тех учителей, которые являются победителями в рамках нацпроектов. которые на наш взгляд, представляют серьезную референтную группу. За последний год мы существенно качественно изменили систему определения, какой учебник хороший, какой — нет. Эта система будет продолжать работать, не все учебники прошли через экспертизу. Есть формальные правила, по которым учебнику дается соответствующий документ на 5 лет. Мы проверяем все учебники, у которых этот срок выдачи разрешения работать в школах закончился. Мы призвали все издательства провести досрочную экспертизу по учебникам по истории, они откликнулись, так что по учебникам истории мы проведем досрочную экспертизу. Сегодня список составлен на основе новой экспертизы для всех учебников.

Р.А.: Пожалуй, учебники истории и литературы это предметы, воспитывающие. Математика и физика тоже, наверное, воспитывают личность. Но история и литература более нравственные предметы…

А.Ф.: Может быть, хотя если в учебниках математики в 2/3 текста — более 100 ошибок, наверное, это тоже формирует человека. Ошибки можно делать всегда и везде, и ничего страшного в этом нет.

Р.А.: Появятся какие-нибудь новые учебники или предметы в этом году?

А.Ф.: У нас сейчас идет работа по разработке новой структуры образовательных государственных стандартов. Я подчеркиваю — структуры. Мы считаем, что стандарты должны не столько определять процесс обучения, сколько его результат. В стандарте должно быть четко написано — что должен знать и уметь школьник после окончания того или иного курса, а не то, как он должен учиться каждый день. Как он должен учиться — это должно быть отдано на откуп учителям. В этих стандартах мы считаем важным увеличить вариативную часть — то, на что отдается на откуп образовательным учреждениям. Может на эту вариативную часть влиять региональный орган управления образования — но это не мы определяем. Это должно определяться на местах. Исходя из этих подходов, что в рамках новой системы оплаты труда учитель, дирекция школы не будут заинтересованы в том, чтобы накручивать часы. Мы считаем, система подачи материала существенно изменится, мы надеемся, что изменится нагрузка. Ведь сегодня очень большая нагрузка на школьников в значительной степени связана с тем, что учитель непосредственно заинтересован в том, чтобы увеличить количество часов. Если он будет знать, что результатом его работы будет знание школьников, наверное, он немного изменит свой подход — хороший учитель сможет это сделать.

Р.А.: Министерство образования, участвующее в составлении стандартов, не требует увеличения количества часов?

А.Ф.: Мы ставим вопрос об уменьшении количества часов, мы считаем, что количество часов по ряду предметов надо уменьшать. Если ребята заинтересованы в каком-то направлении, они сами найдут возможность получить дополнительные знания. Сегодня мы забиваем головы огромным количеством информации, которая как невкусное школьное питание — дорога только в помойку. Какими бы эти знания не были полезными, их воспринимать не будут. Вообще, главное, что может сделать школа — это научить учиться, научить правильно работать с приходящими знаниями. Конкретика, на мой взгляд, вопрос вторичный. Да, человек должен быть грамотным, но когда дается огромное количество знаний, которые немедленно невостребованы, то, как правило, это приводит к тому, что у человека идет отторжение и может привести к тому, что человек перестанет учиться.

Р.А.: Главный санитарный врач России Онищенко выступил недавно с известной вам инициативой — один день в неделю отвести только под пение и физкультуру. У меня два вопроса — прав ли он в этом и прав ли, делая такие заявления и вмешиваясь в дела школы. Хотя Онищенко вмешивается во все дела, в том числе в международные отношения РФ…

А.Ф.: Вы знаете, в образовании все понимают всё.

Р.А.: Шахматы, футбол, образование…

А.Ф.: С шахматами сложнее. Онищенко же не просто так это сказал. Его служба анализирует состояние здоровья детей, видит, что ситуация неблагополучная, это связано и с качеством школьного питания, и с нагрузкой часто — запредельной, с тем, что ребята не занимаются спортом. Я думаю, что во всех этих вопросах ответ более-менее одинаков — надо сделать так, чтобы питание было вкусным, а не только полезным, чтобы уроки физкультуры были интересными, чтобы обучение было интересным. Само по себе количество часов, когда ты занимаешься, не создает больших проблем. Проблемы, когда ребята вымучивают занятия. По поводу пения — я воздерживаюсь, у меня со слухом проблемы, а что касается физкультуры, я думаю, что должна речь идти не о том, чтобы один день в неделю ребята занимались, а чтобы спортивные занятия были интересными, ориентированными на игровые виды спорта, чтобы они были каждый день — только это позволит обеспечить здоровый образ жизни. Сегодня занимается спортом очень немного людей. Но самое страшное — больше чем 20 % детей ни при каких обстоятельствах заниматься спортом не хотят.

Р.А.: Я вчера разговаривал с мальчиком Мишей 13 лет, которому рассказал, что завтра встречаюсь с министром, еще я у него спросил — что от твоего имени у него спросить. Не понравился мне его ответ — верните вредные продукты! Это в центре Москвы школа — и еще он просил узнать — когда у нас школьную футбольную площадку отремонтируют, а то всюду стройки? В этом смысле Министерство образования что-то делает?

А.Ф.: Вы представляете, что такое в центре Москвы сделать футбольную площадку.

Р.А.:Я представляю, что такое в центре Москвы построить многоэтажны дом.

А.Ф.: Я думаю, вы понимаете разницу. Согласен с Мишей, что должны быть футбольные площадки, хорошие спортзалы — они должны использоваться для игр. Если нет возможности в центре Москвы играть в футбол — пусть в волейбол играют, но сделать так, чтобы в школе были секции и зал был заполнен с утра до вечера. Я думаю, ничего страшного, если какие-то предметы подвинут с тем, чтобы этот зал был полностью заполнен школьниками. Должны быть не просто уроки физкультуры, а внутришкольные и межшкольные соревнования.

По поводу вредных продуктов — их надо убирать из школы. Хотя сейчас значительная часть 14-миллионного отряда школьников скажут — этот туда же! Когда мы вырастаем, начинаем понимать — как плохо для нас сделали взрослые, не запретив то или другое. Есть медицинская проблема. Среди моих знакомых огромное количество у кого гастрит. Проблема не в том — запретить или нет, надо рассказывать родителям и ребятам — к чему это ведет. Рассказывать должны люди, которым они доверяют — спортсмены, не только учителя строгим голосом.

Р.А.: 40 минут назад мы говорили с заместителем председателя комитета по образованию Госдумы. Она сообщила, что с 1 сентября в РФ обязательное среднее образование. Я спросил — зачем вы это сделали? Я думаю — после 9 класса сложные семейные обстоятельства, человек не хочет учиться, ему надо работать. Мы теперь обязаны его учить. Так нужно?

А.Ф.: Если вы посмотрите этот закон, то увидите, что главное, что в нем прописано — возможность, чтобы каждый человек получил среднее образование. Закон обращен к тем, кто учит, к родителям и в меньшей степени к ребятам. Зачем это надо? Сегодня работодатель ставит вопрос так — мы профессиональные навыки способны передать человеку очень быстро, за полгода. А вопрос общей культуры, социализации это вопрос очень важный для того, чтобы он стал хорошим профессионалом. Мы рассчитываем, что государство скоро это обеспечит. Это увеличение образовательного уровня — это требование времени, экономики. Вторая вещь — мы знаем, что в ряде случаев, когда есть сложные ребята, учителя стараются от них избавиться. У нас появился сегодня экономический стимул — связанный с нормативно-подушевым финансированием, поскольку деньги идут за учеником. Сегодня каждый директор школы будет заинтересован, чтобы у него ученики оставались.

Р.А.:Любыми путями.

А.Ф.: Путь один есть — у нас же нельзя на веревке привести ученика в школу. Надо сделать так, чтобы ему интересно учиться. Я думаю, одна из возможностей — в рамках профильной школы создавать профили, которые были бы интересны для разных ребят. Например, профиль технологический. Этот закон направлен на создание возможностей. Он касается не очень большого контингента. У нас сегодня из школ выходят — в этом году — более 1 млн 200 тысяч человек, это касается 50 тысяч человек — менее 5 % ребят, которые не получили полное среднее образование.

Р.А.:Дальше не наверстают.

А.Ф.: Трудно, я думаю что в перспективе это также, как с вредным питанием — вроде оно считает сегодня , что ничего страшного. Пройдет 10 лет — окажется, что ему этого не хватает, а ему уже сложно наверстать, а мы его делаем неконкурентоспособным.

Р.А.:Вы говорили и на Камчатке, что к 2009 будет новый стандарт образования, из них 70 % стандарт определяемый министерством, а 30 % — вариативный.

А.Ф.: В начальной школе меньше вариативная часть, в старших классах — большая.

Р.А.:Вариативность определяют директор школы или областной орган образования?

А.Ф.: Это все жестко не прописано. Могут участвовать региональные, муниципальные власти, наша позиция — чтобы по всем вопросам, начиная от определения системы образования, конча вопросами финансирования центр тяжести должен приходиться на образовательное учреждение. Мы говорили о комплексных проектах модернизации, одна из задач — сделать так, чтобы школа была независимой, это означает гораздо большую ответственность. Тут есть еще одна проблема. У нас сегодня ключевое звено всех изменений — директор школы. Он должен быть сегодня очень квалифицированным управленцем. Зачастую этого нет. У нас по привычке директор школы это главный учитель, мы должны потихоньку от этого переходить к логике, когда директор школы это главный управленец. Даже зарплата он должен получить не за личные достижения в вопросах обучения, а за то, как он организует образовательный процесс. В рамках комплексных проектов 1 из идей — сделать так, чтобы зарплата директора зависела от средней зарплаты учителей в этой школе. Чтобы он стимулирован на то, что бы средняя зарплата в школе была как можно выше. Тогда его зарплата должна быть выше, чем у учителя, но она должна коррелироваться. Я думаю, что образовательное учреждение должно стать главной ячейкой и директор — главным человеком в вопросах образования.

Р.А.:Говоря о новых стандартах, директор образовательного учреждения может принимать в рамках отпущенного ей — какие предметы будут изучать дети?

А.Ф.: Ситуация более сложная будет. Ясно, что на уровне регионов, муниципалитетов методические объединения, которые буду давать рекомендации. Сегодня далеко не все школы готовы взять на себя ответственность за решения — по трети учебного плана. Лучшие школы будут иметь такую возможность. Я считаю, чем больше таких школ будет, тем будет интереснее и лучше для ребят.

Р.А.:Не могу коснуться такого спорного предмета, как преподавания основ религии в школе. Помните недавнее письмо 10 известнейших российских ученых, уважаемых Нобелевских лауреатов по поводу действий Русской православной церкви в обществе. Есть точки зрения, что именно этот предмет может стать основой нравственного воспитания. Точка зрения министерства по этому поводу? Или пусть директор школы решает — будет у него закон Божий?

А.Ф.: Закон Божий не будет преподаваться нигде в школе, это конституционная норма. Русская православная церковь, когда предлагает ввести курс «История православной культуры», например, подчеркивая, что речь идет о культурологическом предмете, а не о преподавании неких мировоззренческих вещей. Вопрос имеет огромной общественной значимости. Решение должно принимать общество, не чиновник, а именно общественное решение — как преподавать предметы, которые имеют огромное влияние на формирование мировоззрения. Я считаю, что сегодня ни один образованный человек не может обойтись без знания истории развития религии, которая формировала и нацию, и страну.

При этом я считаю, важно, чтобы человек изучал не только культуру той религии, к которой себя причисляет, но и историю и культуру всех религий, которые оказывали влияние на развитие той или иной нации. Очень важно, чтобы в школах преподавали и основы православной, исламской культуры, других основных конфессий, представленных в России. Думаю, что в России православие будет представлено более весомо, потому что оно сыграло системную роль в формировании России как страны и русской нации. Что касается письма академиков, то я считаю, что одну положительную роль это письмо сыграло — вызвало широкую общественную дискуссию. Очень важно, чтобы она велась не конфронтационно, а толерантно, чему все эти религии и учат — пониманию, толерантности.

У нас сейчас подготовлен соответствующий документ совместно с РПЦ, готовы такие документы подготовить и с представителями других конфессий — что преподавание этих предметов должно вестись на добровольной основе, это очень важно. Я считаю, что в федеральном, основном стандарте предметы, которые касаются всех — общее изучение в рамках истории — основных религий на территории РФ.

Р.А.:Завтра праздник и огромного количества российских студентов.

А.Ф.: Школьников сегодня 14 млн, а студентов — около 7 млн.

Р.А.:Видимо, скоро как в Японии наши депутаты примут решение об обязательном высшем образовании.

А.Ф.: Насколько я знаю, в Японии такого закона нет. Что касается обязательного высшего образования, эта проблема имеет две стороны — пять последних лет у нас в вузы поступает больше народу, чем заканчивает школы. Кто-то получает второе образование, кто-то образование, которое не получил раньше. При этом, к сожалению, качество образования упало. Вообще наша страна — лидер в мире по количеству студентов на 10 тысяч населения. Мы — студенческая страна. но при этом надо помнить, что к сожалению у нас средний возраст в стране растет, а качество высшего образования оставляет желать лучшего.

Р.А.:Может о том, что будет в этом году в высшей школе?

А.Ф.: Общая ситуация — вы говорили о демографическом спаде. Но он касался в последние годы только школ. Сейчас он коснулся профессионального образования. У нас впервые в этом году на 9 % уменьшилось количество выпускников 11 классов. Одновременно в значительной степени удовлетворен спрос тех, кто в 90 гг не получил высшего образования и хотел получить его позже. Этот процесс будет нарастать, и по нашим оценкам в 2010 количество желающих поступить в ВУЗы, по сравнению с 2006 уменьшиться может вдвое. Для ВУЗов это качественное огромное изменение ситуации. Это приведет к тому, что часть ВУЗов может остаться без студентов, к более жесткой конкуренции и к тому, что начальное и среднее профессиональное образование останется без тех, кто хочет получить образование. Которые хотят стать, как говорят на западе — синим воротничком. Хотя университетский диплом и часто не главный пропуск к успешной жизни. Ситуация не только с высшим образованием, но и с профессией по этому высшему образованию, сильно искажена.

Я неделю назад был в Якутии и посетил кочевую школу — ребята одновременно с кочением получают хорошее образование, у них там компьютеры есть, которые они на оленях перевозят. Я спросил — кем хотите стать? Все говорят — юристами. Вам то это зачем? В Якутии очень сильная математическая школа. Они хотели стать физиками, математиками, становились. Я знаю многих моих бывших коллег, которые успешно работали. Но что вдруг повело в другую сторону — значит, что у нас структура высшего образования существенно искажена. То, что мы должны помочь ребятам выстраивать свою траекторию, что мы должны дать им возможность изменить ее в ходе обучения — на это направлена, кстати, система многоуровнего образования — это однозначно. Иначе мы будем готовить людей для вчерашней экономики, которые, получив бумажку о высшем образовании окажутся невостребованными.

Р.А.: Двухуровневая система это ?

А.Ф.: Бакалавр и магистр. Ты заканчиваешь один уровень и дальше можешь пойти работать или после этого продолжить образование, можешь пойти в магистратуру, можешь после того, как поработаешь прийти в магистратуру. Ты выбираешь сам. Причем магистратура может быть другого вуза и даже другого направления.

Р.А.: В какой стадии это решение?

А.Ф.: В первом чтении соответствующий законопроект в Госдуме, надеюсь, что он будет принят полностью в осеннюю сессию. Причем он будет принят вместе с государственными образовательными стандартами, мы говорили про школы. А про вузы — там вариативность еще шире, до 50 % вариативные курсы, которые определяют само учебное заведение. Точно так же мы переходим к подходу, когда мы определяем не процесс обучения, а что должны знать ребята в ходе обучения.

Р.А.:Пожелания вашим коллегам, всем, у кого завтра праздник 1 сентября.

А.Ф.: В 2004 году я участвовал в педсовете, когда сказал, что у нас праздник и кто-то из педагогов сказал — это праздник со слезами на глазах. Я считаю, что за те несколько лет, которые прошли, мы эти слезы в основном осушили, образование сегодня — это национальный приоритет для страны, люди, которые в образовании работают, имеют определенные основания для оптимизма. Я желаю вам продолжать оставаться оптимизма. Я обращаюсь к ним с требованием веры и с просьбой о любви. Я не прошу любить министерство. Но для учителей очень важно, чтобы они любили своих ребят, понимали, что главный человек в школе это ученик, но они могут сделать этого ученика счастливым в будущей жизни, за что им воздастся.

Р.А.: Спасибо, у нас в гостях был Андрей Александрович Фурсенко — министр образования и науки РФ. Вместе с ним мы поздравляем всех учителей, учеников, родителей и всех россиян с большим праздником 1 сентября — началом нового учебного года!

©«Русская служба новостей»

960


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95