Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Колоссы, Тутмосы, Рамзесы

Потом повезли нас в Долину Царей и Долину Цариц. На пути остановились у знаменитых Поющих Колоссов. Дул ветер, остановка три минуты, щёлк — и назад.

Поющие колоссы, вечный ветер...

«Знаменитые колоссы Мемнона, или „поющие колоссы“. Название это дошло до нас из греческих источников, в которых говорилось, что после землетрясения, происшедшего в 27 году до н.э., статуи стали каждое утро, на восходе солнца, издавать странные звуки. Греки считали его жалобным стоном, которым египетский царь Мемнон, убитый Ахиллесом, взывает к своей матери — богине утренней зари. Колоссы больше не поют — или, может быть, толпы туристов заставляют их сдерживать чувства? Ученые придерживаются более прозаической версии: В молчании статуй, считают они, виноват римский император 2 века нашей эры Септимий Север. Увидев, насколько священные статуи разрушены ветром, он приказал отреставрировать их, и после этого статуи перестали петь».

Долина Царей… Жарко, пыльно. Практически лунный пейзаж. Песок под ногами, песочные горы, песочное всё.

В склонах гор выдолблены пещеры. Когда-то входы в них были неприметными, а после того, как сошла на нет древнеегипетская цивилизация, и вовсе оказались засыпанными песком, но сейчас, разумеется, их очистили и обустроили наподобие входов на стадионные трибуны. Бетонная коробка, ворота из металлических прутьев, в основном открытые — входи, турист, на здоровье. Каждая пещера представляют собой туннель в несколько десятков метров, который кончается небольшим квадратным залом. Стены зала и саркофага густо расписаны иероглифами, изображениями людей и богов. Посреди каждого зала когда-то, веками и тысячелетиями, стоял саркофаг того или иного фараона — хоронили их именно таким образом, когда прошла эпоха пирамид. Теперь там пусто. По проходу и в зале, на высоте полуметра от настоящего каменного «пола», проложен деревянный помост. Росписи на стенах в некоторых пещерах закрыты стеклом, в некоторых — нет. Кто-то повандальничал за несколько тысячелетий: старательно ковырял у нарисованных фигур глаза и целые головы.

Запомнились изображения поверженных врагов фараона — на нижней части стены, с обеих сторон хода, красные фигурки без голов, со связанными за спиной руками, чем-то напоминая разделанные куриные тушки, гуськом маршируют от входа в туннель до самого погребального зала, постепенно чернея, сходя на нет и наконец превращаясь в какие-то чёрные спиральки. Души рангом повыше двигались, в компании сопровождающих божеств и символических предметов, в верхних рядах, так доходили до зала, где и происходило главное — загробный суд; его сценами погребальный зал и расписан сверху донизу, мёртвому фараону на обозрение, потусторонний буклет, чего ждать, к чему готовиться. Фотографировать, к сожалению, запрещено.

Вот более квалифицированное описание из путеводителя. Разумеется, гид рассказывал нам примерно то же самое.

«Фараоны Нового Царства, наученные горьким опытом предшественников, решили не строить над своими мумиями величественных сооружений наподобие пирамиды Хеопса. Опасаясь грабителей и осквернителей могил, они приказывали хоронить себя в тайных местах, о местоположении которых знали подчас только члены царской семьи и архитекторы гробниц. Отдельно строились заупокойные храмы, в которых проводились поминальные обряды.

Предосторожность фараонов оказалась тщетной: как в Древнем, так и в Новом Царстве ограбление гробниц было доходнейшим бизнесом. Высеченные в скалах или в пещерах гробницы фиванских царей скрывали несметные сокровища. Гробница Тутанхамона — далеко не самого замечательного правителя Египта — осталась нетронутой, и в ней было обнаружено около 2000 предметов из золота. Сегодня эта богатейшая коллекция хранится в Египетском музее в Каире, а выставки золота Тутанхамона за границей вызывают настоящий фурор. Так что нам остается только догадываться, какие сокровища хранились в местах захоронений великих фараонов.

Общий план гробниц довольно простой и почти неизменный во всех захоронениях: спрятанная в скале дверь ведет в узкий коридор, уходящий в глубь скалы. В конце — просторный погребальный зал. Огромный саркофаг хранил мумию фараона, рядом располагались все предметы, которые, согласно египетским верованиям, должны были служить усопшему в загробном мире. Ни сокровища, ни мумии, за редким исключением, не сохранились, но зато можно видеть бесценные росписи гробниц. Они представляют земную жизнь фараона, его подвиги и справедливые деяния, семейную жизнь, военные походы и градостроительные работы. Другая важная тема — путешествие души в загробном мире. Здесь — и плавание на ладье, которой управляет шакал, и встречи с фантастическими существами, и, наконец, взвешивание души — прообраз Страшного суда современных нам религий.

Гробницы Долины Царей — всего 62 памятника — сохранились в разной степени. От некоторых остались одни фундаменты, некоторые стоят нетронутыми, как гробница Тутанхамона. Найденная в 1922 году, она вызвала не только сенсацию в мире археологии, но и слухи о «проклятии фараона» — все те, кто участвовал в раскопках, умерли при таинственных обстоятельствах. Несметные сокровища, найденные в захоронении, хранятся в каирском музее, а вот каменный саркофаг и мумия по-прежнему находятся на своем законном месте. Росписи храма довольно слабые по сравнению с другими гробницами и храмами«.

В гробницу Тутанхамона я не полез. Она была закрыта. Многие туристы фотографировались на фоне потрёпанной таблички рядом с воротцами из железных прутьев, на которых висел замок. Но я не стал пристраиваться в эту очередь. Было жарко и душно, мела песочная позёмка, Рамзесы, Тутмосы, колоссы путались в перегретой голове. Гробницы показались похожа одна на другую, видел одну — видел все.

Не надо бы галопом ни по Европам, ни по Египтам; но как получилось, так получилось. И я теперь не могу сказать, что именно запомнилось мне, когда повели нас в Долину Цариц, где похоронена женская половина «царствующих домов» Древнего Египта. Конечно, без труда могу найти информацию в Интернете, полистать путеводитель, обновить воспоминания. Но это будет не искренне. Могу только процитировать слова известного поэта, сказанные по более серьёзному поводу:

Ну что с того, что я там был?
Я был давно. Я всё забыл.
Не помню дат. Не помню вех.
Ни тех форсированных рек…

Реку, в смысле Нил, «форсировать» предстояло мне через два дня, в Каире. А пока заканчивалась экскурсия в Луксор. Основательно вымотанный, шёл я через пыльное пространство к автобусу, отмахиваясь от отчаянно фарцующих арабов, переваривал в голове увиденное. Вот и прикоснулся к истории, видел то, видел это. День удался, что хотел от него, то и получил, всегда бы так. А усталость — так её следовало ожидать.

И был обратный четырёхчасовой путь. Когда ехали сюда, небо постепенно светлело, обратно — постепенно темнело. По телевизору в салоне нам начали крутить «Бриллиантовую руку». Актуально для всех руссо туристо, везде и во все времена. Где же происходит действие «заграничных» эпизодов фильма? Похоже немного на Египет, но не совсем… Турция, что ли? Реплики звучат на итальянском, точнее, на псевдоитальянском. Собирательный образ… Давно я не смотрел «Бриллиантовую руку» — лет двадцать, может быть. И досмотрел бы до конца, но примерно к тому моменту, как Никулин сошёл с трапа корабля на родную землю, видеомагнитофон забарахлил, пошла рябь, полосы. Всё отключили, кто-то разочарованно вздохнул, но в основном народ уже дремал.

Я тоже постарался поудобнее устроиться в кресле и так, в полудрёме, и добрался до отеля. Было, наверное, около одиннадцати вечера. Удалось ли поужинать? Вроде удалось. Мук голода не помню. Написал это — и подумал: странно, но совершенно вылетело из головы, обедали ли в Луксоре и где именно.

К вопросу о памяти. Уже в номере понял: забыл обменяться телефонами с девушкой Мариной, которая сидела в автобусе по соседству, которая снимала меня, которую снимал я на фоне жёлтых луксорских красот. Ну да что ж теперь.

Меня ещё хватило на небольшую прогулку по территории отеля к тёмному, сонно вздыхающему и тоже как бы уставшему морю и обратно. Пришёл и спать залёг. Впереди два дня вялого пляжного отдыха — и вторая Большая Экскурсия: пирамиды.

Ваш Роман Олегович Иванов

1113


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95