Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

I’ll make him an offer he won’t refuse

«Каждый мужчина должен проводить время с семьей, иначе он не будет мужчиной», — так говорил Дон Карлеоне в бессмертном произведении Карло Пьюзо. Это был один из основных жизненных постулатов крестного отца. Не берясь рассуждать о сицилийских семьях, криминале, и обо всем, что ему сопутствует, мне хотелось бы поразмышлять о некоторых положительных, на мой взгляд, вещах. В чем секрет могущества итальянской мафии в Америке, кавказских семей в России, еврейских анклавов по всему миру?

Взять двух обычных людей, но из разных уголков света: например, из столицы Португалии Лиссабона и из горного аула в Чечне. В первом случае человек свободен в выборе своего жизненного кредо, сам составляет «руководство к действию» для разных жизненных ситуаций. Во втором — человек является частью сложного, обычно патриархального, организма. Инструкции для него составлены еще задолго до рождения. Все уже известно: как его будут звать, что он будет есть, как одеваться, как приветствовать старших, как вести себя с младшими. Человек из Португалии будет считать, что человек из Чечни — закомплексован, не принадлежит себе, раб патриархального уклада жизни. Человек из Чечни будет считать, что португалец — не уважает предков, не чтит Бога, а значит ставит себя на его место, ест грязную пищу, которая его погубит, не считает родственников семьей. Одним словом, изгой.

Откуда появилось такое мировоззрение? Это — элемент самозащиты общества в агрессивных условиях. Эта защита подразумевает отказ от многих важных вещей с другой, жизненно важной, целью, — сохранить жизнь и здоровье и гарантировать себе сносное существование, когда уже станут отказывать руки и ноги, или, что хуже всего, голова. От чего обязан отказаться человек? В первую очередь, — от свободы выбора. Здесь можно вспомнить конституцию любой демократической страны, пусть даже номинально демократической, как Россия. Свобода совести, свобода вероисповедания, свобода выбора профессии, свобода печати. Очень много свобод, и от многих из них, если ты принадлежишь к клану, придется отказаться. Отказаться от свободы вероисповедания — как ты можешь чтить иного Бога, кроме того, что чтили твои прадеды? От свободы выбора профессии — ты пойдешь туда учиться, где работает твой кузен или у дяди есть родственники родственников. И так далее, продолжать можно еще очень и очень долго.

При прочих равных, человек — одиночка демократического общества и человек, принадлежащий клану, не будут равны в возможностях. Здесь придется привести очень спорный тезис: во втором случае, отдельно взятый человек будет сильнее. Тот самый принцип коллективной самозащиты (или же коллективного нападения), который придумали наши дальние предки, проявит себя и в современном обществе, которое уже стало не менее агрессивным, чем первобытный лес. Только теперь агрессия имеет не физический, а социальный характер. По приказу президента, главы налогового министерства, вора в законе, по дурости милиционеров, бандитов, прохожих, учителей, ученых, врачей, маркетологов, бомжей и скинхедов могут произойти события, которые внесут существенную коррективу в жизненный процесс. Именно клан, семья могут предложить идеальную форму защиты в этих условиях. Семья может окружить тем самым кольцом, за который не дозволено переступать никому из «не-своих». Пока ты слаб, или из-за возраста, или по какой-либо другой причине, ты будешь находиться в центре этого круга. Когда ты станешь сильным — тебе придется встать на передний рубеж обороны и оберегать покой более слабых.

Человек — одиночка силен в действительно демократическом обществе, и то до определенных пределов и границ. Когда у него отнимут бумажник — он заявит в полицию, которая содержится на зарабатываемые им средства, и она приложит все усилия для того, чтобы найти и обезвредить грабителя. Когда ему надо будет учить детей — он найдет подходящий институт, в котором его одаренному ребенку предложат несколько факультетов на выбор. Когда ему надо будет подлечиться — он достанет страховой полис и по гарантии государства его обслужат хорошие врачи. Но все это удовольствие сделано во многом для того, чтобы подавляющее большинство довольствовалось этим и не лезло не в свои дела. Могущество любой развитой демократической страны — в среднем классе. Так и поворачивается язык назвать его «серым» классом. «Average nobodies»[1], как называл их герой фильма

«Goodfellas». Этот эпитет очень хорошо отражает суть среднеклассовго общества — довольствуйся тем, что тебе предлагает развитое демократическое общество и не забывай вовремя платить по кредиту.

То, что находится выше досягаемости среднего класса, — попадает во власть кланов, семей и других «социальных ячеек». (Ситуация несколько поменялась в последнее время, когда появилась возможность у избранных быстро и качественно заработать. Классический, хрестоматийный пример — Уильям Гейтс, человек, который сделал себя сам. Сергей Грин и Лари Пэйдж, Майкл Делл, Стив Джобс — вам эти имена не знакомы? А зря. Не буду рассказывать о них, потому что не это суть повествования. Это люди, которые сделали себе имя и состояние благодаря своим талантам, постараемся оставить в стороне этическую составляющую их деятельности. Но эти люди — американцы. И все они всего лишь заработали много денег. Никто из них не может считать себя неуязвимым. Один не верный шаг — обвинение в неуплате налогов — и двадцать пять лет федеральной тюрьмы).

С какой стороны не подходи, а могущество «высших сфер» все равно зиждется на клановости. И это совершенно естественное явление. Естественно, что Владимир Владимирович стал окружать себя выходцами из Ленинграда; естественно, что сын Джорджа Буша — старшего стал президентом США; естественно, что убили Дж.Ф.Кеннеди; естественно, что в Ираке во время войны в первую очередь пытались ликвидировать ближайшую родню Саддама Хусейна; естественно, что Борис Николаевич стал создавать свою семью во власти, и прочая, и прочая.

Как обстоит дело в России? Если абстрагироваться от «высших сфер», и спуститься на землю, приходится констатировать довольно плачевное положение. Российский коллективизм имеет глубокие исторические корни. Крестьянская община существовала испокон веков, и также была ответом на суровую и очень агрессивную по отношению к отдельно взятому человеку реальность. Но у нее было несколько особенностей, которые не добавляли ей единства. Во-первых, общинное единство было скорее вынужденной мерой, внутреннего родства в ней было мало. Внутренне скреплялся только «двор», место существования одной, большой патриархальной семьи. Во-вторых, и сам двор, где властвовали семейные отношения, постоянно находился под гнетом земельного вопроса: при рождении детей-наследников передел земли, главной ценности, осуществлялся на уже существовавших владениях, которые, соответственно, уменьшались. Таким образом, во внутрисемейных отношениях изначально существовал вопрос передела, что нимало не способствовало единству или упорядоченной организованности семьи. Получается, что изначально в России создавались тепличные условия для кланов «извне». Кланы оставались кланами, а народ — «народом». Сейчас мы пожинаем плоды этого — в Москве властвуют кавказские криминальные группировки, на пути правительства, любого его начинания — плохого или хорошего — стоит региональная бюрократия, построенная на клановом принципе, и так далее.

Психология играет существеннейшую роль в существовании любой большой семьи. Не даром одни из самых могущественных кланов образуются представителями тех наций, где исповедуется семейственность, полное подчинение старшим, женщин — мужчинам (не всегда, но довольно по большей части мужчины играют преобладающую роль) и, кроме того, в почете большое количество детей. Здесь важно с детства воспитывать определенные качества характера, закладывать определенное мировоззрение. Ключевую роль здесь играет понятие семьи. Мировосприятие изначально идет на уровне «свой — чужой», что понятно и доступно любому человеку и в любом возрасте. «Своим» непременно будет член семьи. Но с некоторым допущением: он должен быть «своим» и для всех остальных, главным образом, для лидера. «Система опознания» ставит в ранг «своих» и тебя. Никоим образом нельзя нарушать иерархию и претендовать на чье-то место (пусть даже формально), не доказав словом и делом способности и возможности. Естественно, что более опытный и сильный тоже не будет сидеть сложа руки и смотреть, как подрастает конкурент. Но все это — происходит в рамках табу на любую агрессию внутри семьи. Она пресекается на уровне инстинктов. Реализуется принцип справедливой конкуренции.

В чем заключается сила любого клана? Здесь можно привести хрестоматийный пример, которому учат еще в первом классе любой общеобразовательной школы, возможно, даже в детском саду. Эта история про одинокий прутик, который ломается под легким усилием. В то же время, «веник», составленный из тех же самых хрупких тонких прутиков, не ломается вообще. Семья — это организм, который защищает сам себя. Соответственно, и каждая клетка этого организма должна быть научена реагировать на угрозу извне. Как только в организм попадает чужеродное тело, реагировать начинает он «системно», то есть мобилизуя все резервы, все возможности. Если самая небольшая клетка «нанесет ответный удар», самый незначительный, самый слабый, то в совокупности отдача может стать просто сокрушительной. Тем более, если семья организована так, что специально для таких ситуаций существуют особые силы (больше это свойственно криминальным семьям, но не всегда). Даже если семья не может похвастаться наличием «бойцов», все равно сплоченность и продуманность действий могут остановить даже очень сильного врага.

Структурная организация любой семьи — клана — это пособие по зоологии. Собственно говоря, чем строже организация, чем она стабильнее и чем эффективнее она построена, — тем проще всем этим хозяйством управлять и тем проще ставить перед этим организмом цели и задачи.

Таким образом, сила семьи заключается в единстве мировоззрения и целей всех ее членов, в их готовности подчинится лидеру, в психологии табуирования агрессии по отношению к своим родственникам и разрешения внешней агрессии. В наших условиях достичь этого трудно, практически невозможно во многих случаях. Дело в том, что сама история последних ста лет (глубже можно и не брать, потому что самые острые и важные события произошли именно в ХХ веке) ликвидировала «лидеров» (начиная от революции, раскулачивания и заканчивая гулагом) и заставляла всех остальных более бояться за себя, чем за кого-то другого. Семья ограничилась очень узким кругом — мать и отец, сын и дочь. Все остальные попадали под «подозрение». Существенную роль сыграли города. Переселяясь из деревни, где многие сотни лет (во многих местах — до сих пор) жизнь шла по проложенным рельсам, в город, происходил глобальный разрыв умах. Надо принять как должное, что очень и очень многие из нас — потомки недавних крестьян. Ни дома на «всю» семью, ни двора, ни традиционного уклада — в городе сломалось все, включая психологию. Остались лишь наиболее жалкие проявления архетипов коллективизма. Они и остались в нас.

В условиях постоянно возрастающей агрессии со стороны государства, общества, цивилизации (достижения которой часто оборачиваются против нас же самих), выход один — объединяться. Сто маленьких прутиков, сплетенных в один жгут, голыми руками не сломаешь. Необходимо пожертвовать дарованными высшими силами «свободами», которые и дарованы по большей части только лишь для того, чтобы создать отдельно взятому человеку иллюзию комфорта, для того, чтобы не оказаться в полном рабстве этих самых сил.

Остается сделать последний глубокий вывод из всего вышесказанного: семьи, не в традиционно-демократическом американском понимании (домик — мама — папа — дети — кредит в банке), а в понимании более консервативном, присущем народам с более глубокими традициями — это благо в современном мире. На мой взгляд, необходимо принести в жертву малое, чтобы получить многое. Тактически мы можем проиграть, но стратегически большая семья — это сила, которая всегда рядом. С ее помощью ликвидируется самый главный страх человека — страх одиночества перед опасностью.

[1] «Среднестатистическое никто» — англ.

http://www.krasnikita.com/

Никита Красножен

898


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95