Одна из примет наличия в школе «включенного» психолога — открытая дверь кабинета. Даже если это не кабинет, а крохотная комнатушка, забитая хламом. Сюда неминуемо докатываются всплески школьных проблем и здесь же растворяются среди всяких увлекательных вещей. Остатков новогодних декораций (психолог — один из главных актеров любого праздника), туристических железок (в походе, поездке с ним не соскучишься ни в душном плацкартном вагоне, ни в палатке — столько всяких умных и веселых, тихих и бешеных игр он знает), среди ярких плакатов, картин и книг.
Пятиклассница Наташа никак не может привыкнуть к средней школе. Ей и в жизни трудно находить общий язык с людьми, а тут… ни у кого нет времени, некому довериться. Поэтому Наташа время от времени срывается в истерику: в ответ на самые невинные замечания выбегает из класса, хлопая дверью, в гневе бьет ногой по стене. У педагогов кончается терпение. Они тоже срываются — крики, угрозы. Очередной скандал.
Его зовут Денис, никто в школе не знает отчества психолога, все с ним на «ты». Малыши виснут на его плечах гроздьями, для многих, не имеющих ни старших братьев, ни заботливых отцов, это единственная возможность пообщаться со взрослым мужчиной на равных, как с другом. Да и старшеклассники не расстаются с привычкой наскочить на него сзади с радостным приветственным воплем. В общем, есть в школе свой человек, с которым и поиграть можно, и откровенно поговорить о чем угодно, не выбирая выражений, не боясь осуждения.
Увидев расстроенного ребенка, Денис кинул в девочку горстку волшебной пыльцы, праздничных блесток. Ребенок притормозил.
— Хочешь нос намажу?
Наташа присаживается рядом с Денисом. Они о
Денис может прийти в шумный класс на урок, сесть рядом с самым буйным мальчишкой и, обняв его за плечо, включиться в спор о том, надо ли уважать Чацкого, если он сам никого не уважает. Пусть сосед психолога ни одной книжки по программе не прочитал, но он тоже начинает
Как все психологи, Денис умудряется сохранять спокойствие в критических ситуациях. С его точки зрения, ничего ужасного в поведении детей нет: протестуют, проявляют себя, приобретают опыт. И учителю рядом с ним становится спокойнее. Не такие уж важные все эти догмы, правила. Ведь психолог Денис не советы в кабинете дает, а находится рядом. Он наравне с педагогом несет ответственность за жизнь и здоровье детей, вместе с ним проводит классный час, игру, конференцию. И учитель неожиданно начинает действовать не так, как обычно, не «как положено». Зато именно так, как нужно. И порядок устанавливается, и безопасности ничто не угрожает. А самый непослушный подросток, как водится, сидит именно рядом с Денисом.
К предостережениям и советам Дениса дети относятся более серьезно, чем к вечным замечаниям и тревожным восклицаниям озабоченной учительницы. Ей положено за них волноваться. Но уж если Денис обеспокоен, значит, и впрямь стоит напрячься.
В последний день в трудовом лагере царит суматоха. Бессонная прощальная ночь, сборы, уборка, спешка, грусть расставания с летом, ожидание встречи с домом — нервы у всех на пределе. Дети не слышат ни взрослых, ни друг друга. Полный хаос. Группа лезет в автобус, учительница в отчаянии: впереди вокзал, поезд. Как везти эту неуправляемую орду?
Психолог, спокойно таскавший забытые в корпусе свертки и пакеты, встает в дверях и вдруг произносит:
— Люди, прикоснитесь к реальности.
Народ замолкает. О чем это он? В одном предложении Денис выразил все, что толковала детям учительница: если мы хотим благополучно доехать до дома, мы сами должны об этом позаботиться. В мире есть поезда, уходящие по расписанию, и множество помех на пути пассажиров, спешащих на эти поезда.
Прикосновение к реальности своей и чужой жизни — это, пожалуй, и есть главное в работе психолога.
Горелова Юлия