Александр Иванцов – москвич, бывший военный хирург, работавший в госпитале в Моздоке. Марият Эдиева – бывшая жительница Грозного, недоучившаяся студентка медицинского института.
Александр одинок. Развёлся с женой, которая спуталась с его другом и коллегой-реаниматологом. Марият, несмотря на прекрасные внешние данные, не замужем. Отчасти мешает физический недостаток, заикание – последствие бомбардировок Грозного во время первой чеченской кампании, когда она была ещё ребёнком.
Родители Александра – тоже, как и он, военные врачи. Родители Марият – вузовские педагоги, отец преподаёт студентам историю, мать – русскую филологию.
Два старших брата Марият погибли в двух чеченских войнах. Младший – двадцатидвухлетний Идрис был лишён возможности учиться. Он, как некоторые другие чеченские мальчишки, психически заражён духом войны. Не может и не хочет работать.
Заметив, что боевики-сепаратисты вовлекают сына в свои дела, отец решает увезти его из Чечни.
Так Эдиговы оказываются в Москве, в квартире дальнего родственника, уехавшего из Чечни ещё во времена Дудаева. Зовут его Абу, он коммерсант, живёт в загородном доме. Женат, но имеет виды на Марият.
Хочет сделать её второй женой.
Но первая жена пока не даёт согласия. И сама Марият категорически против того, чтобы стать чьей-то второй женой.
Впервые Александр и Марият увидят друг друга на лестничной площадке первого этажа. Марият и её мать откажутся ехать на свой этаж в одном лифте с мужчиной. По манере одеваться Иванцов узнает в них чеченок.
Надо сказать, что во время войны он немало общался как с чеченцами, сторонниками нахождения Чечни в одном государстве с Россией, так и с сепаратистами. Врач требовался и тем, и другим. Несмотря на ужасы войны, он не испытывает к ним антагонизма. Напротив, многое в укладе жизни чеченцев ему нравится. Крепость родовых и семейных отношений. Следование вековым народным традициям во всех мелочах быта. Верность женщин своим мужьям и т.д.
В свою квартиру приезжает Абу. К нему съезжаются родственники. Живущий рядом Иванцов слышит, как они поют свои народные песни. Это навевает на него воспоминания. Перед его глазами предстаёт эпизод, когда в госпиталь привозят семилетнего мальчика с оторванной миной левой рукой. Скажем сразу, что этим мальчиком, которому он сохранил руку, был младший брат Марият – Идрис.
Что-то подсказывает Иванцову, что встреча с чеченкой у лифта – только начало отношений между ними. Те же чувства испытывает и Марият, прислуживающая вместе с другими женщинами собравшимся мужчинам.
Первой жене Абу нравится Марият.
Она соглашается с тем, чтобы та стала второй женой её мужа. Она говорит Марият, что в настоящее время, когда женщин в Чечне больше, чем мужчин, чеченке трудно выйти замуж, чтобы быть у мужа единственной женой. Даёт понять, что нельзя отвергать предложение Абу.
Возмущённая Марият находит предлог пойти в магазин.
Иванцов, который в это время занимается во дворе машиной, идёт следом, пытаясь найти повод для знакомства.
Он слышит трудный разговор Марият с кассиром в супермаркете. Сердце его наполняется сочувствием к девушке. Он начинает обзванивать знакомых врачей, ищет специалистов, занимающихся заиканием.
Как соседи, Александр и Марият постоянно сталкиваются друг с другом на лестничной площадке, возле дома. Марият начинает отвечать на приветствия Александра кивком головы, но по-прежнему не удостаивает его даже взглядом.
Сердце подсказывает ему, что он интересен девушке.
Но развитию отношений мешают то родители Марият, то Идрис, которые всюду сопровождают её.
Иванцов находит врача-специалиста, который делится с ним своей методикой лечения заикания. Теперь Александр может заниматься этим самостоятельно. Кроме того, он ищет другие пути к сердцу Марият: берёт у знакомого врача-чеченца уроки языка, учится танцевать лезгинку, изучает историю этого народа и даже отращивает бороду.
Однажды, когда Иванцов дежурит в «скорой помощи», от семьи Эдиевых поступает вызов. Тяжело заболевает мать Марият. Так они знакомятся и начинают общаться.
Иванцов ведёт с отцом Марият разговор о том, смогут ли Чечня и Россия окончательно примириться, и можно ли считать примирением сегодняшнее положение. Иванцов не скрывает, что работал в госпитале в Моздоке. Возможно, он бы догадался, что его пациентом, которому он спас руку, был Идрис. Но Идриса не узнать, он превратился из мальчика во взрослого мужчину.
Родители Марият чувствуют интерес их дочери к русскому соседу. Для них, впитавших русскую культуру ещё в советское время, живших с множеством русских в Грозном бок о бок, в этом нет ничего странного. Помнится, даже глава сепаратистов генерал Дудаев был женат на русской. Но сейчас другие времена.
Сближение культур прервано.
Несмотря на замирение, Чечня с каждый годом всё больше погружается в свою национальную культуру и мусульманство, обособляясь от культурного пространства России. Для чеченки выйти замуж за русского – позор не только для её семьи, но и для всего её тейпа (братства). Семья Марият боится прослыть среди соплеменников белой вороной.
Между тем коммерсант Абу, получив согласие первой жены, делает родителям Марият официальное предложение. Но девушка категорически отказывается выйти за него замуж. И тогда Абу с разрешения родителей и Идриса решает похитить невесту.
Узнав об этом, Марият ищет защиты у Иванцова. Другого способа избежать перспективы стать второй женой у неё нет. Кроме того, её чувство к Александру, как говорится, выкристаллизовалось.
Между ними происходит объяснение, и они сбегают – уезжают в другой город.
В глазах родственников Марият это выглядит как похищение.
Русский «похитил» чеченку!
В другом городе Иванцов и Марият регистрируют свой брак и живут счастливой семейной жизнью. Иванцов успешно лечит жену от заикания. Она продолжает учёбу в мединституте и работает вместе с мужем операционной медсестрой.
Они ждут ребёнка, определяют его пол. Это будет мальчик. Они выбирают ему имя. Это имя Иванцова только на восточный манер – Искандер.
В это время Абу и Идрис не дают покоя родителям Иванцова, пытаясь выведать, где живут Александр и Марият. Объяснению, что им это неизвестно, они не верят.
Абу и Идрис с кавказским темпераментом переходят к угрозам.
Отцу Александра ничего не остаётся, как поставить сына в известность.
Иванцов и Марият возвращаются.
Абу настаивает, чтобы родители Марият обвинили Иванцова в похищении их дочери. Но доказать это не позволяет сама Марият.
С другой стороны, брак уже заключён. Короче, Эдиговы отказываются предъявлять зятю обвинения.
Отвергнутый жених, Абу не может совладать с оскорблённым чувством мужского достоинства.
Он даёт Идрису много денег взамен на то, чтобы Иванцов исчез… Иными словами, нанимает Идриса в качестве киллера.
Идрис соглашается.
Абу снабжает Идриса магнитной миной.
Осталось только выбрать момент и прикрепить мину к днищу автомашины Иванцова. Когда-то, во время операции, которую Иванцов делал чеченскому мальчику, ему говорили, что он спасает руку, которая может убить не одного русского.
И вот предсказание сбывается – Идрис готов собственноручно убить Иванцова.
Марият узнаёт от Иванцова, что он однажды во время операции сохранил руку чеченскому мальчику. Она сообщает об этом Идрису.
Но история принимает неожиданный поворот. Дочь Иванцова, 16-летняя Тамара, уходит от беспутной матери к отцу. Марият принимает её, как родную дочь.
Тамара знакомится с Идрисом.
И между ними возникают отношения, эволюция которых почти точь-в-точь повторяет эволюцию отношений Александра и Марият…
Теперь финал истории зависит от того, какой выбор сделает Идрис, чьё детство и юность изуродованы войной.
Захочет ли он, чтобы его будущий, ещё не родившийся племянник, остался без отца, а сестра оплакивала мужа?
Неужели его душа так опустошена, а деньги и месть представляют для него большую ценность, чем братская любовь к сестре?
Здесь многое зависит от дочери Иванцова Тамары, от родителей Идриса и даже от Абу, который начинает сомневаться в справедливости своей мести… Сможет ли он смирить своё горское самолюбие и отозвать заказ на убийство?
Пытаясь найти компромисс, Эдиговы требуют, чтобы Иванцов принял ислам. Но Александр вспоминает случай, когда он попал во время войны в безнадёжное положение, и только мольба, обращённая к Богу, как ему кажется, помогала ему выжить. Как же может он предать спасшего его христианского Бога, поменять его на другого?
Иванцов готов только сменить имя в паспорте. Отныне он будет не Александр, а, как и его сын, Искандер...
Но сделают ли ответный шаг Идиговы?
Смирятся ли они в конце концов с выбором дочери?
Виталий Ерёмин