Кавказ неизменно привлекал, привлекает, и, я уверена, будет привлекать фотографов всего мира своей природой, культурным богатством, национальным колоритом.
И вся эта этническая красота, застывшая развалинами древних крепостей, заброшенных аулов, вся эта история рождает в нас чувство гордости, тоски... Это то, что очень хочется сохранить хотя бы в том виде, в котором мы это имеем сейчас, в том числе и посредством фото.
Стоит отметить, что первые фотоснимки Кавказа появились в самое тяжёлое для региона время — период Кавказской войны, которая длилась более ста лет.
К примеру, сохранились карточки 1860-х годов, созданные фотографами военно-топографического отдела Кавказского военного округа вскоре после завершения Кавказской войны (1763–1864) — это наиболее ранние изображения региона.
Кроме непосредственно военных и стратегически важных объектов (мосты, тоннели, артиллерийский парк), фотографы снимали характерные типы местных жителей, горные виды и исторические места, такие как аул Гуниб — место пленения предводителя кавказских горцев — Имама Шамиля. Заслуженной наградой за подобные снимки становились похвальные отзывы научных обществ и признание широкой публики, покупавшей открытки и фотоальбомы с видами полюбившихся мест. На редких по красоте фотографиях мы сегодня можем увидеть отдаленные уголки Кавказа, памятники истории и культуры, многие из которых ныне утеряны. Уникальна, к примеру, 6-кадровая панорама Кавказских гор, выполненная в мастерской братьев Рудневых и запечатлевшая аул Гуниб.
В «потоке времени» исчезли не только здания. Некоторые малые народы, населявшие Кавказ, также более не существуют или потеряли свою национальную идентичность. Сейчас память о них осталась только на фото. Думаю, здесь даже нет смысла говорить о том, какую ценность в данном случае имеют фотоснимки.
«Фотография — это язык, говорящий на уровне эмоций. Причем язык этот достаточно сильный. Порой он вызывает такое волнение у зрителя, такую бурю чувств, что человек в одних случаях начинает плакать, в других — громко и искренне от души смеяться... Языком фотографии можно рассказать историю не только одного конкретно взятого человека, но и целой семьи, рода, а порой даже и всего человечества. Фотография показывает нам мир таким, какой он был в ту секунду, когда был сделан снимок. И этот запечатленный мир остается с нами навсегда», — рассказывает фотограф и руководитель проекта Amshtah Алина Хутова.
Алина уточняет, что основной идеей проекта Amshtah является представление и популяризация культуры Северного Кавказа посредством различных тематических фотографий и видео, направленная на массовое духовное развитие. Синтез разнородных течений современной культуры с элементами традиционности народов Северного Кавказа рождает интерес у молодёжи к национальному колориту, что способствует появлению нового современного направления с легким привкусом этнографии в сфере искусства.
Как отмечал журналист и основатель лейбла Ored Recordings Булат Халилов, в отношении традиционной музыки есть устойчивый стереотип — в ней видят исключительно деревенское, непрофессиональное искусство. Но так можно сказать не только о музыке, ведь искусство многогранно, многие люди относятся к культуре в целом поверхностно и не понимают всё многообразие и глубокий смысл древнего искусства, будь то музыка, танец, изобразительное искусство или ремесло. Данный проект создан для того, чтобы безжалостно разрушить все мифы и стереотипы, вьющиеся вокруг национальной культуры. И в первую очередь данная цель достигается посредством фотопроектов.
Нельзя игнорировать, а уж тем более забывать культуру своих предков, ибо это огромный пласт, на котором держится всё мироздание искусства. Сломав эту хрупкую конструкцию, мы обрекаем себя на верную гибель. Искусство должно жить.
Думаю, сейчас фотография на Кавказе выступает как некий отчёт о жизненных событиях, например, о свадьбе. При этом, редко удаётся запечатлеть традиционные формы мероприятия, — в основном мы видим снимки в стиле европейских свадеб, о чем мы, наверное, будем жалеть в будущем. Фотография здесь выступает как источник сохранения, пусть и визуально, ряда фундаментальных традиций. Я думаю, важно уделить внимание именно этому — сохранению народной аутентичности.
Алина Дзыба