Скульптуры Шиниши Савада – керамические. Это фантастические существа, усеянные многочисленными шипами, которые описывают как «образы из глубин сознания». Художник родом из Японии, ему чуть больше 30 лет. Шиниши Савада живет в интернате для людей с особенностями психического развития в городе Кусацу. Он не разговаривает, поэтому творчество – единственный способ общения с внешним миром.
Савада обжигает керамические фигуры в большой земляной печи, которая разжигается лишь два раза в год. Сначала художник делает заготовки, а затем неторопливо изготавливает каждый шип и покрывает ими туловища своих скульптур.
«Такие образы нехарактерны для японской культуры, – говорит Ханс Лойен, директор Музея аутсайдер-арт из Амстердама. – Художник создал свою собственную вселенную. Его работы можно сравнить с работами ранних цивилизаций. Они могли бы являться, например, археологическими находками!».
В 2013 году керамику Шиниши Савада представили на Венецианской биеннале, тогда о нем заговорили во всем мире.
«Его работы выходят за рамки канонов официального искусства и, безусловно, дополняют его чем-то новым, – отмечает Ханс Лойен. – Аутисты могут поднимать такие важные темы, как религия, социальное неравенство, власть. В их работах мы видим именно их точку зрения. Многие художники пытаются передать свое знание и видение мира. Это совершенно особое знание, которое может быть недоступно мне, недоступно вам. Если вы смотрите на работу и работа с вами говорит, вы как будто бы слышите внутренний голос художника».
В Петербург привезли пять работ японского скульптора. Искусство аутсайдеров не всегда легко для восприятия зрителя, но именно нестандартный взгляд на мир придают им особую ценность, считают искусствоведы, позволяет выйти за рамки привычного, линейного мышления.
Музей Аутсайдер-арт, который привез выставку в Петербург, находится в Голландии, в здании «Эрмитаж-Амстердам». Он появился в марте 2016 года. Экспозиции созданы музеем психиатрии «Dolhuys», управляющей компанией нескольких специализированных учреждений здравоохранения Нидерландов и голландским филиалом Эрмитажа. Это одна из программ знаменитого петербургского музея по приобщению людей с особенностями здоровья к культуре.
В Эрмитаже работы художников с аутизмом выставляют уже не в первый раз. Весной прошла выставка «Одними красками»: взрослые люди с аутизмом рисовали копии знаменитых картин. Также в музее действует уникальная программа «На кончиках пальцев» для слабовидящих детей и для детей с дислексией – нарушением способности к чтению и письму.
«Сейчас мы обсуждаем новые виды работ со слепыми, слабовидящими посетителями. Будем расширять то, что уже делаем в этом направлении, – говорит Борис Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. – Это важно и для обычных посетителей музея, потому что этикетки, сделанные с учетом дислексии - легко читать. Для слепых мы обдумываем, как сделать экспонаты, которые можно изучать на ощупь, но на самом деле для любого посетителя иметь право что-то потрогать в музее – это замечательно».
Постепенно музеи становятся все более открытыми не только к нестандартным посетителям, но и необычным художникам.
«Мы все время говорим об инклюзии – действительно, нужно помогать людям с особой потребностью вливаться в наш мир. Но при этом они вырабатывают и свой, особый художественный язык. Это нужно нам всем, это не помощь «младшему брату», это расширяет наш общий эстетический кругозор», – говорит Борис Пиотровский.
«Десять-двадцать лет назад было невозможно представить, что такая выставка может пройти в Государственном Эрмитаже, – отмечает Ханс Лойен. - Тогда у аутистов было намного меньше возможностей связи с миром. А сейчас их искусство признается, и, безусловно, такая выставка чрезвычайно важна».
Посмотреть на мистических существ, созданных японским художником, можно до 17 августа. Выставка работает в фойе Эрмитажного театра.