У моего бакинского друга был дядя по имени Маркус. Его жену звали Клара. Они были такими миниатюрными старичками, абсолютно непохожими друг на друга. Маркус был сухощавый морщинистый старик с подвижным лицом и огромной библейского вида нечёсаной седой бородой, Клара же была удивительно красивой старушкой, на лице которой застыла добрая улыбка. Меня поражало то, что, несмотря на свои семьдесят с лишним лет, у Клары не было ни одной морщинки на лице. Но самым поразительным в её облике были глаза. Ничего подобного ни до, ни после я никогда не встречал. Невероятно лучистые глаза её светились
Маркус был художником, рисовавшим портреты вождей. Его коронным номером были портреты Микояна, которого он в среде близких ему людей называл не иначе, как «кинтошка». А Клара, как я понял из разговоров, никогда в жизни нигде не работала. Клара и Маркус были людьми диаметрально противоположных характеров. Маркус был типичным резонёром. По любому поводу он произносил длинные речи. Остановить его было непросто. Сколько мне довелось видеть Клару, я ни разу не слышал её голоса. Она всегда молча сидела, положив руки на колени, с застывшей на лице очень естественной доброй улыбкой. Маркус и Клара не имели детей и иных кроме моего друга родственников в Баку, поэтому видимо от одиночества они довольно часто приезжали к нему по вечерам посидеть, попить чаю. Друг мой жил в Арменикенде, а Маркус с Кларой жили в доме напротив Молоканского сада. Несмотря на довольно большое расстояние, они регулярно навещали моего друга, поскольку Маркусу нужно было выговориться, а Клара знала наперёд всё, что он собирается сказать. Выступать перед ней Маркусу было совершенно не интересно.
Однажды в большой компании мы смотрели по телевизору фильм, названия которого я не помню. Кажется главную роль в этом фильме исполнял Владимир Высоцкий. События развивались в Одессе, и по ходу фильма там показывали публичный дом. Взглянув на Маркуса, который еле заметно шевелил губами, я понял, что он готовит речь. Когда фильм закончился, Маркус, как оратор с опытом, некоторое время молчал, выжидая, когда присутствующие выговорятся, потом слегка поёрзал в кресле, предвкушая выигрышность и эффектность темы, которую собирался развивать, и начал.
«Вот сейчас молодые люди, как только познакомятся друг с другом, тут же бегут в ЗАГС регистрироваться. Всё это пошло от революционеров-голоштанников, им всё нужно было получать сразу. А когда Ёська стал их вырезать, то это желание получить всё сегодня, немедленно, только усилилось. Комсомольцы-добровольцы только орать обучились и кулаками размахивать. Об ответственности за семью и её будущее у них времени подумать не хватает. А в старые времена всё было совершенно
Бывали дома терпимости рублёвые, бывали подешевле. Девушки тоже различались по цене. Даже в дешёвом борделе бывали дорогие девушки. Хозяйка дома следила за тем, чтобы всё было опрятно и гигиенично. Для каждого нового клиента стелилось свежее бельё. Врач регулярно осматривал девушек, а если
Тут раздался звук отодвигаемого стула. Я машинально посмотрел на каждого из гостей, после чего только перевёл взгляд на Клару. Клара, вскочив на ноги, дурным голосом закричала: «Откуда ты, подлец, знаешь про кадушки с пальмами!? Откуда ты, паразит, знаешь все эти подробности!?» Маркус, нисколько не смутившись, суровым голосом, не глядя на Клару, произнёс: «Ты как таки была дура, так ты таки и осталась дура! Тебе таки трудно понять, что человек может узнать из художественной литературы! Пошли домой, дура. Молчит, молчит, а потом скажет, как в лужу…»
Ваш Леонид Владимирович Андреев