К 25-летнему юбилею второго «Терминатора» разбираемся, как создавался самый удачный сиквел в истории кино: от сценария и операторской работы до трюков и революционных визуальных эффектов
Создание: неизбежный сиквел, сценарий за месяц и рекордный бюджет
После неожиданного успеха первого «Терминатора» вопрос создания сиквела решился автоматически, однако на запуск проекта ушло время. Проблема заключалась — прежде всего — в том, что продолжение должно было быть масштабнее, зрелищнее и требовало таких визуальных эффектов, которые на момент середины 80-х годов еще не существовали. Понимая это, Джеймс Кэмерон переключился на другие картины — сначала на «Чужих», а затем на «Бездну». Впрочем, пауза между частями франшизы не прошла даром — Кэмерон со свойственной ему скрупулезностью копил идеи для сценария, продумывал образы — в общем, нарабатывал материал. В начале 1990 года режиссеру поступило предложение о съемках сиквела от продюсера Марио Кассара, владельца студии Carolco. Смущало в предложении только одно — премьера картины уже была назначена на июль 1991 года, а значит, времени на раздумья не оставалось.
Прежде чем приступить к работе над сценарием, Кэмерон обратился к студии Джорджа Лукаса Industrial, Light and Magic, чтобы убедиться, что компьютерные технологии «осилят» его идеи. Не менее важна была и уверенность в реалистичности практических эффектов, которыми предстояло заниматься Стэнли Уинстону, трудившемуся на первом «Терминаторе». Когда стали понятны рамки фантазии, Кэмерон вместе с Уильямом Уишером — еще одним соавтором оригинального «Терминатора», приступил к написанию сценария, что заняло всего около месяца. Далее большая часть картины была Кэмероном самостоятельно раскадрована, а наиболее сложные в постановочном плане сцены отрепетированы в миниатюрных локациях-макетах — съемки предстояли дорогостоящие, и режиссер хотел заранее продумать каждое действие.
Любопытно сравнить обстоятельства съемок двух «Терминаторов». Если съемочный период первого фильма продлился около трех месяцев, то второго — полгода с октября 1990 года по март 1991 года. Съемочная группа в одном случае не просто была скромной, но и стремительно уменьшалась, тогда как в другом коллектив насчитывал больше тысячи человек. Наконец, если первая картина обошлась в скромные $6 млн, то сиквел стал бюджетным рекордсменом своего времени — $102 млн. При этом окупиться фильм успел еще до выхода в прокат за счет продажи прав, выпуска атрибутики, видеоигр и тому подобного.
Локации
Съемки большей части второго «Терминатора» проходили на натуре в Лос-Анджелесе. Здесь были найдены почти все необходимые локации: бар (ныне снесенный), где герой Шварценеггера сталкивается с байкерами, дом Джона и его окрестности, торговый центр, больница, где содержится Сара Коннор (реальное медицинского учреждение, часто появляющееся в кино), шоссе для финальной гонки. Отдельно стоит отметить лос-анджелесские каналы, где снималась знаменитая сцена погони мотоциклов и грузовика.
Интересно, что кадр с прыжком эвакуатора с моста не потребовал никаких особых изменений локации, кроме замены цепного ограждения на фальшивую стенку, похожую на бетонную.
Кроме того, каналы предварительно понадобилось осушить, очистить от водорослей и заполнить мусором, типа старых автомобилей. Самые примечательные локации вне Лос-Анджелеса — Фонтана, где на территории заброшенного сталелитейного завода был найден антураж, соответствующий открывающим постапокалиптическим эпизодам; пустыня Мохаве, где проходили съемки сцен в лагере друзей Сары; а также здание вымышленной компании Cyberdyne во Фримонте, уничтожаемое ближе к финалу.
На тот момент оно было новым, но пустовавшим. Группа достроила один этаж и застекленный фасад, благополучно их потом взорвав. Кстати, сцена взрыва снималась одиннадцатью камерами. Сталелитейный завод «сыграл» комбинат по утилизации твердых отходов в Лонг-Бич, который бездействовал, но при этом оставался в рабочем состоянии.
Визуальное решение
Над сиквелом, как и над первым «Терминатором», работал оператор Адам Гринберг — признанный мастер жанра экшн, способный привнести в зрелищный изобразительный ряд долю психологизма. Снимая фильм, Гринберг старался выдержать однажды найденное решение. Прежде всего, это касается цветовой палитры, составленной преимущественно из контрастных оттенков красного и голубого — например, огня и холодных отблесков металла.
Как и в первой части, авторы отводят особую роль рапиду. Эффект замедленного действия используется в самые напряженные и как бы выпадающие из привычной реальности моменты. Именно поэтому, кстати, далеко не случайно то, что многие сравнивают фильм со сном или кошмарным видением.
Трюки
Значительную часть трюков в сиквеле, как и в его предшественнике, основные исполнители делали самостоятельно. Для этого Линде Хэмилтон и Роберту Патрику понадобилось пройти курс боевой подготовки и усердно поработать в спортзале. Тринадцатилетний Эдвард Ферлонг, найденный буквально на улице и не имевший актерского опыта, брал уроки исполнительского мастерства, а также с нуля учился управлять мотоциклом. Впрочем, в кадрах, где при вождении Ферлонг оглядывается назад, мотоцикл страховался от падения специальной тележкой. Прыжок Harley Davidson в канал был исполнен каскадером, причем в действительности прыжка не было — технику плавно опустили на тросах, которые были удалены на постпродакшне.
В сцене погони по каналу использовались реальные автомобили. Эвакуаторов Freightliner было три: один «исполнил» прыжок с шестиметровой высоты, после чего сразу же вышел из строя, два других участвовали в гонке. Идея снести крышу грузовику, согласно легенде, возникла экспромтом — неожиданно выяснилось, что мост, под которым должна пройти машина, слишком низкий, так что автомобиль решили поломать еще больше.
Визуальные эффекты
Для эпизода появления T-1000 из огня исполнитель роли Роберт Патрик в течение трех дней в одном нижнем белье ходил перед камерами, захватывающими его движения по сетке координационных линий, нанесенных на тело. Зафиксированный материал переносился на виртуальную модель текстуры металла. Для сцены прохождения T-1000 через решетку была создана трехмерная модель героя, которая накладывалась на предварительно отснятое изображение актера.
Особенно сложным оказался процесс рисования достоверных отражений на металлическом теле — для этого фотографировалось окружение фигуры, после чего полученные фотографии накладывались на объемную модель с учетом положения каждой точки поверхности тела в пространстве.
Для сцены в вертолете, из которого «текучий» робот прогоняет пилота, лицо Роберта Патрика разметили в сетку для фиксации малейших изменений лицевых мышц трехмерным сканером. Затем последовала кропотливая работа по склеиванию отдельных кадров и текстурированию. Также с помощью графики создавался эффект «заживления» пулевых ранений робота.
Двойники
Ряд наиболее эффектных кадров в фильме был создан на удивление простым способом — привлечением двойников — как реальных, так и искусственных. Например, в сцене из режиссерской версии фильма, где Сара Коннор ковыряется в голове Терминатора, не использовалось зеркало, как авторы хотят, чтобы мы думали. В действительности мы видим на экране спину манекена и Линду Хэмилтон на первом плане, а также Арнольда Шварценеггера и сестру-близнеца Линды — Лесли Хэмилтон — на втором. Самая большая сложность сцены заключалась в том, чтобы добиться синхронности действий актрис. Также близнецы привлекались для роли охранника в больнице. Правда, продырявленный лезвием персонаж — это уже манекен, каковых в «Терминаторе 2» довольно много.
«Жидкометаллический» T-1000 в большинстве моментов, когда в него попадают пули — это не компьютерная графика, как можно было бы подумать, а силиконовые манекены, надетые на конструкции с сервоприводами, приводящими «тело» в движение. Замерзший под действием азота робот также был сделан руками — из хрупкого полимера.
Шварценеггера манекены тоже дублировали несколько раз: в уже упомянутой сцене перед «зеркалом», а также в кадрах расстрела T-800 полицейскими в офисе Cyberdyne. Этим манекеном управляли одновременно два человека: один отвечал за общие движения, другой — за мелкую моторику, вроде движений головы и глаз.
«Вскрытая» рука тоже была механической, скрыто присоединенной к плечу актера, причем для управления ею также требовалось два человека. Наконец, еще ряд искусственных двойников был создан для Линды Хэмилтон. Для апокалиптической сцены сна было изготовлено четыре манекена с сервоприводами, два из которых сгорали возле забора, а еще один — похожий на скелет — разлетался на куски. Эффекта разрушения добивались с помощью папье-маше, воздушной пушки и рапида.
Миниатюрные съёмки
В первом фильме активно использовались миниатюры. Во втором к ним обращались меньше, но некоторые эффектные кадры без них были бы невозможны. Речь идет о сцене ядерного апокалипсиса. Авторы изготовили из печенья, кукурузных хлопьев, картона и других легких материалов миниатюрную версию города, а с помощью воздушных пушек была создана ударная волна. Для большей убедительности были добавлены рапид, пиротехника и дым. Сцена снималась в несколько дублей с разных ракурсов, так что макет пришлось воспроизводить несколько раз. В числе других кадров, созданных с помощью миниатюр — опрокидывание грузовика с азотом, где использовалась четырехметровая копия машины.
Другие спецэффекты
Вероятно, самый простой в плане воспроизведения эффект, который потребовался для T-1000 — это текучесть его фрагментов при оттаивании. Группа просто собирала в одну лужу капли ртути с помощью фена. Другой пример подобной выдумки — расплавленный металл в финальных сценах на металлургическом заводе. В действительности группа использовала подсвеченную смесь из масла и сиропа. Проблема состояла в том, что необходимая тягучесть субстанции сохранялась только при температуре в пять градусов, так что при съемках в помещении было довольно холодно. Иллюзия жары создавалась актерской игрой и пульверизаторами с водой, которую брызгали на лица актеров для имитации пота.
Павел Орлов