Пожалуй, ни одна научная статья по психологии не может соперничать в точности, лаконичности и выразительности представления своей главной идеи с удачным анекдотом, в котором эта идея представлена в виде метафоры.
Вот один такой анекдот.
Человек получает утром почту, открывает письмо на свое имя, но без обратного адреса и без подписи и обнаруживает там записку с именем и фамилией незнакомого ему человека с припиской: «Когда этот человек умрет, вы получите 25 долларов». Он произносит про себя короткое ругательство, выбрасывает записку в мусорное ведро и забывает о ней. Но через относительно короткое время получает по почте чек на 25 долларов и записку с именем другого незнакомого ему человека и обещанием: «Когда этот человек умрет, вы получите 50 долларов». У него пробуждается любопытство, он начинает искать координаты названного в письме, узнает, что это пожилой и смертельно больной человек, удивленно пожимает плечами, но на этот раз не выбрасывает записку, а сохраняет ее. Вскоре он получает обещанную сумму, узнает, что упомянутый в записке человек действительно умер, и в том же письме находит имя другого человека, после смерти которого ему обещано 100 долларов.
Этот страшный эпизод не отваживает его от слежки. Через некоторое время он получает деньги и узнает, что тот самый незнакомец погиб при невыясненных обстоятельствах. А цена за смерть следующего названного в письме вдвое выше…
Вы уже поняли, что все кончается тем, что он убивает очередного кандидата и получает крупную сумму денег с припиской: «Как вам нравится ваша новая работа?..»
Описанное в анекдоте в утрированной форме соответствует некоторым способам формирования поведенческих установок. Процесс этот начинается с детства. Ребенка поощряют и подталкивают к выполнению желательных (родителям) поступков, пытаются вызвать интерес к ним, потом вознаграждают за проявленное усердие и сразу же открывают новые перспективы. Похвала, награда и проявление любви за хорошие поступки предпочтительнее, чем наказание и эмоциональное отвержение за плохие, хотя и без этого часто тоже не удается обойтись. Но стремиться в процессе воспитания надо к тому, чтобы наказанием воспринималось именно отсутствие поощрения. Словом, почти как в этом анекдоте, но с противоположной направленностью: поощряться должно формирование и проявление в поведении высших человеческих ценностей. И поощрение должно выражаться в проявлении любви тех, кого любит сам ребенок. При этом подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота. Эмоциональное проявление любви близких, такое важное для ребенка, любви, к которой он стремится, гармонирует с главной задачей воспитания — формированием моральных ценностей, определяющих поведение и несовместимых с асоциальными поступками. И эти ценности в будущем будут препятствовать поведению, которого удалось добиться от героя анекдота с помощью обещанных подарков. А если главным для ребенка становятся подарки, а не ценность самого поступка, то впоследствии его поведение может подлаживаться под любое требование — была бы только надежда на желанный подарок.
Вадим Ротенберг