Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как художник из Карелии рисовал Сталина

Более 20 лет назад Георгий Стронк рассказал нашему корреспонденту эту историю

Март 1953 года Георгию Адамовичу запомнился на всю жизнь: умер Сталин. К тому времени Стронк уже был известным художником, его хорошо знали в Москве. Поэтому его в числе одиннадцати лучших портретистов страны пригласили запечатлеть "вождя народов" на смертном одре.

Более 20 лет назад Георгий Стронк рассказал нашему корреспонденту эту историю
Прощание с вождем, рисунок Георгия Стронка

Портрет, которого не было

- Этого никогда не забудешь, - вспоминал живописец. - Толпы людей в Москве на улицах, перегороженных автомобилями, неудержимый плач. Хорошо одетые мужчины и женщины в мехах лезли по грязи на грузовики, чтобы побыстрее занять очередь к гробу. Массовая истерия...

Нас, художников, разместили довольно близко к постаменту с гробом, и все было видно как на ладони. Но напряжение от возложенной ответственности было такое, что карандаш в руках дрожал, и не было возможности что либо разглядывать, кроме человека, лежащего в гробу. И все же, краем глаза я видел людей, которых знал только по портретам.


Прощание с тов. Сталиным в колонном зале дома союзов 7 марта 1953 года. Фото из газеты "Правда"

Особенно запомнился Лаврентий Берия – хотя, что мы знали о нем тогда? Слегка затемненное пенсне, взгляд был просто стремительный, зловещий. И походка - хищная, пружинистая...

После похорон нас вызвал министр культуры СССР (Николай Беспалов, был снят с должности сразу после этих событий, 15 марта - авт.) "Товарищи художники, - сказал он, - вам доверено изобразить прощание с великим вождем. Как вы будете это делать - решайте сами. А сейчас пройдите в соседнюю комнату и назовите стоимость работы, какую сочтете нужной и получите 25-процентный аванс". Я остолбенел: такого наш брат отроду не слышал. Не скрою, некоторые коллеги на этом хорошо нажились.

Вернувшись в Петрозаводск, я приступил к выполнению заказа. Примерно через месяц ко мне пришел офицер госбезопасности, он справился о ходе работ и передал мне 25 процентов гонорара.

Спустя некоторое время появился новый гонец с очередной порцией денег и неожиданным распоряжением: приостановить до особого распоряжения выполнение заказа. А еще через месяц мне выдали остаток суммы уже с жестким приказом: работу полностью прекратить. Что я, естественно, и сделал. Насколько мне известно, некоторые художники попытались работать по теме "Сталин на смертном одре" и получили большие неприятности. В чем была причина столь резкого запрета - точно сказать не могу, но, думаю, это было прямое указание Берии…

 

У портрета, как у человека – своя судьба

Тогда - в 1999 году - во время интервью в мастерской, Георгий Адамович показывал мне портрет Отто Куусинена, оригиналы рисунков Антикайнена, похорон Сталина, но что произошло с портретом Куприянова, рассказывать не стал. Сегодня можно отметить, что из всех этих работ широкую известность получил лишь набросок так и не состоявшегося портрета Антикайнена.

Тойво Антикайнен. Рисунок Георгия Стронка

 

В 2008 году вышла очередная книга с его жизнеописанием и этим рисунком на обложке.

Что произошло с остальными творениями портретиста, я и попытался выяснить спустя 22 года после встречи.

Как сообщили в музее ИЗО, этих работ в его фондах нет. Свою версию выдвинул директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг: "Ты ведь сам знаешь, что в советские времена, в зависимости от политической конъюнктуры, из истории вымарывались не только страницы книг и документов, но "чистились" и музейные фонды. Хотя есть надежда, что эти работы хранятся у родственников художника".

Мне удалось связаться с Еленой Стронк, женой внука художника. Она рассказала, что после смерти Георгия Адамовича и возвращения его мастерской Союзу художников Карелии, часть наследия перешла в руки родственников, проживающих в Оренбурге, а остальное осталось у родных в Петрозаводске. Среди этих работ есть и портрет Куусинена. Конечно, не тот, что Стронк рисовал в Москве, а один из вариантов этого полотна.

А портрета Куприянова в сохранившемся наследии Стронка не оказалось. Как предполагают родные Георгия Адамовича, эту работу, а заодно и наброски, сделанные художником, были уничтожены по распоряжению органов госбезопасности после того, как руководителя республики в 1950 году объявили "врагом народа". Что скажешь: у каждого портрета, как и у человека, своя судьба...


Георгий Стронк в своей мастерской

Автор благодарит Национальную библиотеку РК и Елену Егоровну Стронк за помощь в подготовке материала.

Александр Трубин

Источник

322


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95