Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как курица лапой?

Что делать, если у ребенка плохой почерк

«Если доктор выписал вам рецепт хорошим почерком, будьте осторожны — возможно, это не доктор».

Мы шутим на тему почерка врачей, но когда ребенку снижают оценки из-за корявых букв, это становится проблемой. 

Ужасный почерк у школьников сегодня встречается гораздо чаще, чем раньше. Учителя, которым приходится проверять десятки тетрадей с неразборчивыми записями, стонут. А родители стонут, когда пытаются усадить детей за прописи. Современный ребенок не видит смысла аккуратно выводить буквы, ведь распечатка набранного им текста всегда разборчива. К тому же в чатах ребенка прекрасно понимают, хотя от руки он пишет, как курица лапой.

Родители не знают, как заманить маленького школьника выводить в тетради палочки и кружочки, пока он шустро клацает по «клаве» — пишет комментарий к любимой игре.

Как показывает практика, письмо - самый сложный вид работы для первоклассника. К сожалению, не все учителя и родители понимают это и, видя каракули горе-первоклассника, сердятся и в порыве гнева рвут тетради...

Вообще говоря, понятия «плохой почерк» с точки зрения науки не существует. Почерк должен быть только понятным, все остальное - это уже зависит от способностей человека. Как есть умеющие рисовать, играть на музыкальных инструментах, так и есть пишущие каллиграфически.   Чтобы улучшить почерк ребенка, нужно определить, что именно не нравится в написанном:

  • слова и предложения «уезжают» вверх или вниз, то есть не находятся на одной линии;
  • ребенок пишет в произвольном месте листа (дезориентация на листе);
  • написание букв слишком схоже, что не позволяет прочитать написанное. Например, буквы Н, И, П, К и другие;
  • путаница между буквами А и О, когда ребенок неправильно соединяет их с другими буками;
  • разный наклон и размер букв и слов;
  • слишком слабый или слишком сильный нажим букв;
  • слишком мелкие или слишком крупные буквы.

Главное - отделять плохой почерк (некрасивое корявое письмо) от письма с помарками, многочисленными исправлениями, так называемой «грязи в тетради». В этом случае вы действительно можете существенно помочь ребенку, работая не столько над почерком, сколько над повышением у него концентрации внимания, самоорганизации и самоконтроля.

Не требуйте от ребенка невозможного

Многие мамы призывают не переживать по поводу плохого почерка ребенка, ведь не всем дано овладеть искусством красивого письма. 

 «Лучший выход — реже смотреть в тетради детей и не контролировать их постоянно. Если в тексте, написанном ребенком, нет серьезных грамматических ошибок, и слова нормально читаются, не переживайте. Возможно, написанные им буквы не идеальны, но наверняка у него немало других достоинств», — призывает одна из мам. Многие родители отмечают, что у творческих детей или одаренных математически почерк плохой, но это не мешает им хорошо учиться и добиваться успехов в различных областях.

Хуже, если родители-перфекционисты перегибают палку, желая добиться от ребенка идеального результата.

Чистописание дисциплинирует, развивает усидчивость, исполнительность, умение владеть собой. Сколько радости, когда после многих упорных попыток у ученика наконец выходит красивая буква! Это невозможно отрицать. Но только если у ребенка есть своя цель красиво писать. Тогда результат труда — собственная победа.

А если ребенок пишет, потому что заставляют учителя и родители, которые не могут объяснить, зачем вообще это нужно? Тогда это, наверное, воспитывает только покорность. Об этой ли черте характера ребенка мы мечтаем?

Некоторые пользователи соцсетей вспоминают о детских травмах. На долгие годы остается в памяти моменты, когда их собственные родители вырывали из тетради страницы с неаккуратными буквами, заставляли переписывать ненавистный текст до 10 раз, лишали прогулок за не слишком аккуратную работу, а выполнение домашнего задания затягивалось далеко за полночь. «Это было жестоко и больно. Не начальная  школа, а концлагерь какой-то. И ради чего эти издевательства? Когда я выросла, все равно пишу так, как мне удобно», — вспоминает одна из мам. 

 

Посоветуйтесь со специалистами

Некоторые родители не понаслышке знают, что плохой почерк может быть сигналом различных расстройств неврологического и психологического характера, например, дисграфии.

Если почерк не просто плохой, а с большим количеством фонетических ошибок,  пропущенных букв и т.д., то ребёнку требуется консультация логопеда, нейропсихолога, хорошие результаты даёт физическая активность.

Расскажем о характерных симптомах дисграфии:

  • ребёнок постоянно делает ошибки, даже если хорошо знает правила русского языка;
  • он чаще всего путает буквы «ш» и «щ», «в» и «д», «т» и «ш», «м» и «л», а также вместо «б» пишет «п», вместо «д» – «т», вместо «г» – «к», вместо «ш» – «ж»;
  • он может пропускать отдельные буквы, переставлять их местами, добавлять лишние буковки, и т.д.;
  • такие дети пишут очень медленно;
  • читающему трудно разобрать, что они написали.

Говорить о том, что у ребенка дисграфия, можно только тогда, когда он овладеет техникой письма, то есть не раньше 8 или 8 с половиной лет. Если диагноз подтвердится, ребёнка обязательно нужно сводить к логопеду, а также готовиться к серьезной работе. При должном усердии есть все шансы осилить эту беду. Сегодня доступны пособия, рабочие тетради, аудио- и видеокурсы для дисграфиков. Чтобы справиться с дисграфией, придется потрудиться не только специалистам, но и самому школьнику, и его родителям. Важно также заручиться поддержкой школьного учителя.

Занимайтесь с ребенком

Если вы уверены, что проблема не надумана, и ваш ребёнок действительно пишет из рук вон плохо, хотя у него нет психологических проблем или дисграфии, надо разобраться, в чем причина такого плохого почерка, и действовать по ситуации.

Опытные родители — кладезь полезной информации. Они поделились лайфхаками, которые помогают нудные занятия сделать более приятным и эффективным делом.

  • Грамотно подобранный стол, стол и осветительные приборы, а также правильная посадка во время выполнения письменных заданий помогут в некоторой степени решить проблемы с почерком. Ведь если ребенку некомфортно, то это непременно негативно отразится на таком тонком процессе, как письмо.

Необходимо глубоко сесть на стул, пододвинуться к столу настолько, чтобы впереди оставалось место шириной с ладонь. Ноги согнуты под углом 90%, спина прямая, плечи находятся на одной высоте. Корпус тела может быть слегка наклонен вперед, при этом локти лежат на краю стола, голова не опущена. Если ребенок полностью прислоняется к спинке стула, то локти его должны чуть-чуть выходить за край стола и быть на расстоянии 10-15 см от тела. Такое положение считается идеальным.

  • На наклон письма влияет положение тетради. Класть ее нужно так, чтобы нижняя часть образовывала с краем стола угол приблизительно равный 30-40 градусам. Проверить правильность положения тетради можно при работе с прописями, имеющими косые линии, которые должны быть перпендикулярны краю стола.
  • Обратите внимание, как ребенок держит ручку. Обязательно отработайте верный навык. Чтобы правильно держать пишущий предмет, надо его положить на нижнюю боковую часть среднего пальца, а указательным и большим пальцем зафиксировать это положение, просто опустив их на ручку. Захват не должен быть сильным, иначе рука будет постоянно уставать, письмо будет медленным, а буква и слова неровными. Можно на первых порах купить ребенку ручку со специальными углублениями или насадками, чтобы пальцы запомнили правильное расположение.
  • Пишущий предмет должен быть удобным, оптимальная ширина 7-10 мм. Дайте ребенку возможность самому испытать в канцелярском магазине различные аксессуары: шариковые, гелевые или перьевые, с гладким, трехгранным или ребристым корпусом, с темными или светлыми чернилами, с тонким или толстым стержнем и т.д.
  • Если у вашего ребенка ведущая рука — левая, то очень выручат прописи и канцелярские товары для левшей. Например, специальные ручки не дают кисти напрягаться, процесс письма становится комфортным, а особые чернила не размазываются и довольно быстро сохнут.

Используйте прописи

Вы создали все условия, чтобы ваш ребёнок начал писать красиво: проследили за тем, как он сидит, держит ручку, расположил тетрадь. Однако у него уже выработался некрасивый почерк. Как его исправить? Выполнять специальные упражнения.

Освоить азы чистописания помогают прописи. Без них не обойтись, но выбор этих пособий очень велик. Что же выбирают мамы и папы для своих детей?

Одни предпочитают классические прописи, прошедшие испытание временем. Другим показались эффективными авторские методики ведущих учителей-логопедов и нейропсихологов. А некоторые родители голосуют за развлекательные тренажеры для письма, считая, что «если ребенку интересно, то он готов преодолевать трудности и добиваться успехов»…

  • Чтобы отработать определенные элементы или правильное соединение букв в слове, можно использовать обычную кальку. Положите лист прозрачной бумаги поверх страницы с образцом. Сначала предложите ребенку несколько раз обвести правильные буквы, при этом его рука запомнит движения, а потом уберите кальку, и пусть он пишет все в чистовик.
  • Чтобы соблюдать одинаковый размер и наклон букв, можно использовать лист бумаги с косыми линиями, расположенными с одинаковым интервалом друг от друга. Предложите ребенку подкладывать этот трафарет под страницу тетради.
  • Чаще просите ребенка обводить крупные буквы пальцем, писать их в воздухе, палочкой на песке или снегу, пальцем на запотевшем стекле. Некоторые мамы писали слегка увеличенные буквы, а школьник внутри каждой буквы писал обычную. Эти игровые приемы отлично отрабатывает навык письма.
  • Проверяя домашнюю работу, старайтесь обращать внимание не на то, что не получилось, а на буквы и слова, которые ребенок написал красиво. Правило «зеленой ручки» работает! В этом на практике убедились многие родители.
  • На первых порах практически все мамы делают уроки вместе с детьми. Иногда во время письма полезно корректировать темп: «притормаживать» активного малыша, а медлительного немного «ускорять», не давая ему возможности отвлекаться по пустякам.  Эффективный прием — вслух ритмично комментировать действия ребенка («наверх, поворот, вниз», «палочка, затем крючок» и т.д.).
  • Старайтесь во время выполнения письменных заданий чаще делать паузы, которые можно заполнить пальчиковой гимнастикой, расслабляющим массажем рук и плечевого пояса, физическими упражнениями, которые помогут ребенку отдохнуть. Не забывайте, что письмо для ребенка — огромное напряжение и тяжелый труд.
  • Ищите веселые или необычные тексты по 4-6 строчек, писать которые ребенок будет с удовольствием.
  • Предложите подросшему ребенку начать вести свой дневник или записывать в «особую» тетрадь самое интересное для него (мудрые цитаты, тексты любимых песен, кулинарные рецепты), не забывая при этом о красивом почерке.

Развивайте мелкую моторику

Большинство родителей знают, что плохой почерк свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике рук. Как наверстать упущенное, какие полезные и при этом интересные занятия предложить ребенку? Вариантов множество, главное выбирать то, что юному школьнику по душе.

  • Для корректировки почерка полезны различные техники рисования (штриховка, рисование фигуры по точкам или по клеткам, раскрашивание), лепка (из пластилина, соленого теста, полимерной или обычной глины), черчение с использованием циркуля, лекал, трафаретов.
  • Предложите ребенку в свободное время занятия с мелкими элементами (конструктор, вышивание, бисероплетение, вязание, макраме, валяние из шерсти, пазлы, мозаики, аппликация, квиллинг, оригами).
  • Чаще играйте с малышом в игры для укрепления кистей рук, например, «камень–ножницы–бумага».
  • Дартс – это не только азартная игра, но и своеобразный тренажер: трехпальцевый метод держания дротиков аналогичен правильному захвату карандаша или ручки.
  • Старайтесь, чтобы ребенок чаще пользовался ножницами, самостоятельно застегивал и пришивал пуговицы, шнуровал ботинки и т.д. Эти бытовые навыки также отлично развивают мелкую моторику.
  • Театр теневой (формирование различных персонажей с помощью рук) и пальчиковый (для инсценировки используют небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы) отлично развивает мелкую моторику, а также позволяет ребенку более продолжительное время концентрировать внимание и быть усидчивым.

Письмо – это очень сложно для ребенка. Поэтому главный совет – не перегружайте его. Не стоит ожидать от ребенка положительных результатов, если каждый вечер вместо прогулок и общения вы будете заставлять его часами раз за разом переписывать различные тексты.

Планируйте занятия так, чтобы письмо занимало не более 15 минут. Если ребенку надо много написать – значит, разбейте этот текст на этапы. И конечно, больше играйте, не забывая при этом оттачивать необходимые навыки.

Красивого почерка вашему ребенку и гибкого мышления!

 

* * *

Несколько интересных фактов.

Хороший почерк помогает быстрее «овладеть языком» – люди, умеющие красиво писать, часто демонстрируют незаурядные ораторские, актерские и литературные способности. Знаменитый советский актер, писатель и поэт Талгат Нигматулин, приехав в Москву из Киргизии, почти не говорил по-русски. Когда он пришел поступать в театральный институт, члены комиссии не на шутку удивились – молодой человек выражался искусно и красиво, демонстрируя безупречное владение языком. Чтобы достичь такого результата, Талгату пришлось вручную переписать два тома «Войны и мира».

А вот сам автор бессмертного романа, по воспоминаниям современников, свои произведения писал малопонятным, убористым почерком с множеством исправлений и помарок. Софья Андреевна Толстая несколько раз переписывала за мужем его творения, прежде чем направить их редактору. Известный психиатр-криминалист Чезаре Ломброзо, едва взглянув на почерк Льва Николаевича, сразу заявил, что он принадлежит «неуравновешенной психопатке легкого поведения».

Михаил Юрьевич Лермонтов часто менял почерк: в разные годы он писал совершенно по-разному. Строчки у поэта были неровные, а буквы постоянно «прыгали» вверх-вниз. В одном из учебных пособий по графологии Лермонтова характеризуют как весьма «невротическую личность».

Почерк Александра Сергеевича Пушкина вызывал искреннее неодобрение как у преподавателей Царскосельского лицея, так и у товарищей поэта. Для учащегося такого элитного учебного заведения считалось неприличным писать быстро, мелко и неразборчиво.

Альберт Эйнштейн писал свои научные труды крайне неаккуратно – его рукописи изобилуют кляксами, помарками и даже отпечатками выпачканных в чернилах пальцев ученого.

Создатель «Капитала» Карл Маркс доставил своим почитателям немало хлопот. Многие слова философ писал слитно, поэтому над расшифровкой его дневников исследователям пришлось изрядно потрудиться.

Знаменитая Девятая симфония Бетховена была напечатана лишь через два года после написания. Переписчики провели немало бессонных ночей в попытках разобрать ужасный почерк великого композитора. Из-за этого в расшифрованном варианте было много ошибок, и Бетховену приходилось постоянно поправлять своих помощников.

Но превзошел всех Леонардо да Винчи. Великий итальянец вел записи особым, зеркальным почерком, который получил название «почерка Леонардо». Исследователям наследия изобретателя даже пришлось разработать специальный метод расшифровки зеркального письма.

Подготовила В. Мартемьянова

262


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: