Берете любое слово. Например, слово «потерял». Какую рифму можно придумать к этому слову? Например, «поменял», «восхвалял», «изменял», «желал», «плутал», «скакал», «таскал», «вмещал», «нырял», «знал», «гулял», «вонял», «завял», «фырчал», «изумлял», «изучал», «проверял», «помял», «возвращал», «предвещал», «умилял», «приручал», «укреплял», «разрыхлял», «сообщал», «настоял», «замял», «сиял», «гонял», «валял», «зазвучал» и т. д. и т. п. Сотни слов можно придумать в рифму (кстати, придумывание рифм — само по себе отличное хобби и упражнение для ума в свободное время).
Берём, к примеру, слово «гулял». Итак, у нас есть парная рифма — «потерял» и «гулял». Пробуем построить из этих двух слов предложение. Думай: «потерял» и «гулял»… Кто на это способен? Это должно быть какое-то живое существо — человек, олень, изюбрь, жираф, барсук, бегемот, осёл, хорёк, суслик, шакал, длиннохоботный долгоносик, леопард, кот… Возьмём, к примеру, кота.
Итак, рифмуем. Что получается?
Однажды кот … потерял,
Когда … гулял.
Что кот мог потерять? И где он мог гулять? Допустим, вот так:
Однажды кот свой хвостик потерял,
Когда во тьме ночной по улице гулял.
Или:
Однажды кот терпенье потерял,
Когда по крыше с кошечкой гулял.
Или, например, вот так:
Однажды кот котёнка потерял,
Котёнок просто взял и убежал…
Нет, это слишком грустно. Остановимся лучше на первом варианте. И придумаем продолжение. Итак…
Однажды кот свой хвостик потерял,
Когда во тьме ночной по улице гулял.
Каким может быть продолжение? Раз он что-то потерял, значит, он должен что-то найти. Берём слово «нашёл». Придумываем к нему рифму. Например, «вошёл», «подошёл», «зашёл», «перешёл», «ушёл»… Подходящих рифм мало.
Берём тогда другое слово. Думаем: когда, где и как кот мог что-то найти? Например, раз он гулял ночью, значит мог найти свой хвостик утром или днём. К слову «утром» подобрать рифму ещё сложнее.
Пойдём на хитрость. С чем ассоциируется утро? С рассветом, восходом солнца, светом, зарёй… Возьмём последнее слово — «заря». Какие рифмы можно подобрать? Например, «беря», «деря», «благодаря», «декабря», «дикаря», «монастыря», «секретаря», «главаря», «снегиря», «фонаря», «горя», «боготворя», «зря»…
Возьмём парную рифму — «заря» и «зря». И получим:
Но вот … заря
Нашёлся … зря.
Итак… Подставляем нужные слова и получаем:
Но вот на небе вспыхнула заря —
Нашёлся хвостик. День прошёл не зря.
Или:
Но вот взошла на небосвод заря —
Нашёлся хвостик. Плакал кот наш зря.
Или вот так:
Но вот при свете утренней зари —
Нашёлся хвостик, чёрт его дери…
Итак, получилось четверостишие:
Однажды кот свой хвостик потерял,
Когда во тьме ночной по улице гулял.
Но вот при свете утренней зари
Нашёлся хвостик, чёрт его дери…
Как видите, в стихосложении нет ничего сложного.
Придумайте некую ситуацию и ищите ключевые слова, которые можно зарифмовать.
А потом — просто добавляйте к зарифмованным словам уточняющие и связывающие их воедино словосочетания.
И не слушайте высоколобых литературоведов, которые утверждают, что нормальные поэты так стихи не пишут. Если есть желание писать — обязательно пишите. Это очень способствует развитию речи.
Автор: Владимир Лавров
Источник