На первое занятие моего курса самосострадания Лесли пришла, настроенная негативно. Отказалась сесть вместе со всеми, встала у стены, скрестила руки, прищурилась, как бы говоря: «Даже не пытайтесь заставить меня в этом участвовать». Я и не пыталась, потому что знала, как это бывает.
Во время медитации я заметила, что Лесли ерзает на месте и время от времени тяжело вздыхает. К концу медитации ее лицо изменилось. Гнев и сопротивление рассеялись, по щекам текли слезы. Всхлипывая, девушка рассказала, что не хотела приходить: все друзья пошли на футбол, но мама отправила ее на наше занятие.
На протяжении рассказа мы дышали вместе с ней, принимая волны ее эмоций (на занятиях мы учимся принимать и справляться с любыми эмоциями, независимо от их силы). Урок закончился. Лесли рванула к выходу и скрылась за дверью. Всю неделю я задавалась вопросом, придет ли она в следующий раз.
На курсе «Подружиться с самим собой: программа осознанного самосострадания для подростков» мы учим ребят быть добрее к себе. Как говорит первооткрыватель самосострадания Кристин Нефф, «обращайтесь с собой словно с хорошим другом, переживающим трудности». Однако статистика показывает, что 80% из нас относятся с большей добротой и состраданием к другим, нежели к себе. Когда у друзей неудачный день, мы поддерживаем их, как только можем. Но когда мы сами терпим неудачу, то «добиваем» себя самокритикой.
Самосострадание защищает подростков от эмоциональных травм, гонений сверстников, депрессии и низкой самооценки
С подростками дела обстоят еще серьезнее. В раннем подростковом возрасте развиваются когнитивные способности, ребенок начинает внимательно изучать себя, прибегает к суровой самокритике и, как следствие, становится неуверенным в себе. Психолог Дэвид Элкинд ввел понятие «воображаемая аудитория»: подросткам кажется, что другие люди так же пристально изучают их, как они сами. Именно поэтому важно научить тигнйджеров самосостраданию.
Оно защищает от эмоциональных травм, гонений сверстников, депрессии, низкой самооценки и нанесения себе увечий. Люди с развитым самосостраданием обладают большей мотивацией для развития, чем те, кто постоянно критикует себя. Они признают недостатки и берут ответственность за плохое поведение, не застревают в эгоизме и жалости к себе, а наоборот, проявляют больше сочувствия к другим.
Сегодня, когда уровень депрессий и суицидов среди подростков очень высок, обучение самосостраданию особенно важно. Я учу этому уже несколько лет и знаю о результатах из первых рук.
Как научить подростков самосостраданию
Курс «Подружиться с самим собой» длится 8 недель. На занятиях мы учим практике осознанного искусства и движения, медитации под музыку, показываем короткие видео на важные темы, например, как наш мозг меняется с возрастом. В ходе курса ребята учатся избавляться от навязчивой самокритики и осуждения, становиться добрее к себе и принимать себя такими, какие они есть.
Обучение базируется на трех составляющих самосострадания:
- Общая человечность. Подростки начинают понимать, что не одиноки. Чувства, которые они испытывают: неуверенность, отчуждение, грусть — знакомы всем подросткам, даже если со стороны так не кажется. Причина тому — биология. В мозге тинейджеров происходят изменения, которые заставляют их испытывать сильные эмоции. На занятиях они узнают, что в этом не виноваты и с ними все в порядке.
- Осознанность. Когда подросткам кажется, что их вот-вот разорвет от бури эмоций, мы учим их переключать внимание на свои ступни и ощущения в них. Когда их мысли начинают уплывать, мы помогаем им вернуть фокус.
- Доброта к себе. Мы предлагаем приложить ладони к сердцу, похлопать себя по щекам или обнять самих себя, что приводит к выработке гормонов, улучшающих самочувствие. Мы напоминаем им: быть подростком по определению непросто. Важно остановиться хотя бы на мгновение, сказать себе доброе слово или сделать что-то приятное.
Психологическое здоровье подростков, прошедших курс, улучшается: они становятся менее подавленными и тревожными
Главная цель программы — дать подросткам понять, что всегда есть способ избавиться от боли и легче пережить ситуацию. Предварительные исследования показывают, что психологическое здоровье подростков, прошедших наш курс, улучшается: они становятся менее подавленными, напряженными и тревожными.
Что касается Лесли, то неделю спустя она вернулась и стала постоянным участником курса: участвовала в групповых обсуждениях, выполняла все упражнения и чувствовала себя частью команды. 8 месяцев спустя мама Лесли написала мне письмо. Она спрашивала, можно ли провести наш курс в средней школе, где она работает учителем. По ее словам, этот курс необходим каждому подростку.
Карен Блют