Трудно сосчитать, сколько раз родителям приходится повторять «собери игрушки», «положи все на место». Как объяснить ребенку, зачем заботиться о своих вещах, и как ненавязчиво вовлечь его в процесс уборки. рассказывает японская писательница Тацуми Нагиса в книге «Магическая уборка для детей».
Самое важное — не конкретные приемы и техники, считает японская писательница Тацуми Нагиса. Благодаря уборке люди учатся чему-то более важному — обращаться с вещами, строить отношения с семьей, принимать решения. В самом деле, вещей вокруг нас становится все больше и больше. Когда мы наводим порядок, мы не просто убираем, складываем и красиво расставляем все по местам. Нам приходится решать ряд вопросов: нужна эта вещь или нет? Если да, то как часто мы ее используем? Куда лучше ее положить, чтобы было легко достать?
Нет детей, которые с рождения обладают этими навыками. Возвращать вещи на место — дело привычки. И вам предстоит эту привычку сформировать, обучая ребенка уборке так же тщательно и терпеливо, как вы учите его разговаривать или обращаться с чашкой, вилкой. Если вы будете неустанно повторять одно и то же, как будто сразу убирать вещи на место — это само собой разумеющееся действие, то он постепенно привыкнет к этой мысли. Для него это станет так же естественно, как выключить свет, выходя из туалета.
Но родителям нужно проявить мудрость, чтобы понять, когда можно делать замечание. Например, если ребенок собирался убрать вещь на место, а вы ему сказали: «ты не положил, куда нужно», то он вам возразит, что «как раз собирался», и будет только хуже.
И, тем не менее, воспитание во многом состоит из настойчивого повторения одних и тех же установок. Главное — не поддаваться эмоциям и подавать правильный пример. Приучить ребенка к тому, в чем вы сами не сильны, почти невозможно.
Чему уборка учит ребенка
- Самостоятельно отвечать за свои вещи, уметь распоряжаться тем, что он имеет. Если не положить на место ножницы, то их трудно найти в следующий раз. Если бросать одежду как попало, она мнется. Если просто запихать все вещи в шкаф, среди них невозможно потом отыскать то, что нужно.
- Разделять вещи на нужные и ненужные. Определять, в каком количестве они нужны. В жизни ребенку часто придется делать выбор, и не только по поводу того, нужна ли ему какая-то вещь. Самостоятельность развивается, когда человек с ранних лет привыкает брать на себя ответственность за свое решение.
- Думать о себе и о других. Дом — это место, в котором люди живут под одной крышей. Среди вещей, которые мы здесь храним, есть и общие, и личные. Поддерживать порядок в доме означает думать о том, как вести себя и как обращаться с вещами на общей территории. Когда ребенок поймет, что нужно преодолевать лень и убирать из гостиной разбросанные игрушки, потому что они всем мешают, он постепенно привыкнет думать о других.
Какие задачи предстоит освоить ребенку?
Наведение порядка означает одно из двух действий:
1. Убирать на место то, что взял. Вещи, которыми ребенок пользуется в течение дня, — книги, учебные принадлежности, игрушки, полотенца — желательно сразу же положить на место после использования. Вещи, которые он надевает или берет с собой, выходя на улицу (одежда, рюкзак, мобильный телефон, даже контейнер для обеда), возвращать на прежнее место, а не бросать, где попало.
2. Разобраться с тем, что принес домой. Когда ребенок приносит домой распечатки из школы, новую игрушку или что-то еще, чего раньше в доме не было, ему нужно определить место для этих предметов. Часто он решает положить ее «пока куда-нибудь» или затолкать в ящик стола, который и так уже почти не закрывается. Ребенку нужно привыкнуть выбрасывать или убирать новые вещи, которые он приносит в дом.
3. Обозначьте время
Возвращать вещи на место после того, как ими пользуешься, просто. Это простое действие совершают далеко не все и не всегда. Даже взрослый после того, как пострижет ногти, может положить маникюрные ножницы на стол, а прочитанную книгу оставить на диване. Взрослым остается только контролировать себя, насколько это возможно. А для ребенка лучшим вариантом будет прямо с детства привыкнуть все класть на место.
Одним замечанием дайте ему понять, что действовать нужно прямо сейчас. Если вы видите, что ребенок собирается бросить ножницы, напомните, где они должны лежать. Если он вставал на стул, чтобы что-то достать, и потом забыл его убрать, скажите, что стул стоит не на месте. Если ребенок достает сначала кубики, потом игрушечную железную дорогу, потом оригами, мягко остановите его. Достаточно простых слов: «Сначала убери на место то, во что поиграл, а потом уже доставай другие игрушки». Можете сказать ему один раз в конце дня: «Ну что ж, уже вечер, пора тебе убрать все на место».
4. Научите убирать вещи так, чтобы их было легко доставать
Если вещь лежит так, что ее легко достать и убрать, то пользоваться ею просто. Допустим, ребенок ходит в кружок рисования. Что будет, если вы сделаете местом для хранения красок верхнюю полку книжного шкафа? Наверняка ребенку будет лень каждый раз залезать на стул, поэтому краски останутся валяться на полу всю неделю. Если так происходит, значит, следует найти более доступное место.
То, чем вы пользуетесь крайне редко, от силы один-два раза в год, можно размещать на верхних полках. Для вещей, которые нужны часто, старайтесь выбрать место, до которого легко достать, не вставая на стул и не садясь на корточки. Кроме того, проверьте, чтобы коробки легко открывались и не были набиты вещами доверху.
5. Договоритесь не оставлять свои вещи на общей территории
Прихожая, коридор, ванная, туалет, гостиная — это места для всех. Дом становится комфортным, когда все обитатели следят за состоянием общей территории. В большинстве семей за это отвечает мать. Она каждый день ставит обувь в шкаф, делает уборку в туалете и разносит по комнатам вещи, которые вся семья оставляет в гостиной. Если это всех устраивает — пусть так и будет.
Если предупредили, что выбросите игрушки, — выбрасывайте
Но я убеждена, что заботиться о порядке в доме должен каждый. Лучше привить ребенку это умение, пока он еще не вырос. Когда он оставляет вещи в прихожей, гостиной или где-нибудь еще, скажите ему: «Если ты не уберешь вещи из прихожей, они будут всем мешать» или «Отнеси вещи из гостиной в свою комнату». Объясните ребенку, что нужно не переложить вещи из одного общего места в другое, а убрать их.
Договоритесь, что родители могут в любой момент выбросить валяющиеся игрушки без предупреждения, и в этом он будет виноват сам. Тогда вам достаточно просто сказать: «Посмотри на пол» — и ребенок приступает к наведению порядка. Вопрос лишь в том, насколько он верит родителям. Покажите, что вы настроены серьезно. Если предупредили, что выбросите игрушки, — выбрасывайте. Если велели ребенку прибраться прямо сейчас — не давайте ему смотреть телевизор (ложиться спать/садиться за стол), пока он не закончит уборку.
Пусть вас не покидает уверенность в том, что поддерживать дом в чистоте очень важно. Это убеждение поможет не поддаваться отговоркам и мотивировать ребенка, чтобы он смело взялся за дело. Не думайте, что достаточно заставить ребенка наводить порядок. Помогайте ему, думайте и действуйте вместе с ним. Во-первых, вы станете для него примером, а во-вторых, скорее всего, и сами начнете понимать, как сделать лучше. Это понимание принесет вам ощущение полноты и завершенности.
Нагиса Тацуми