Защита детей в виртуальном пространстве — сама формулировка проблемы звучит несколько фантастично. Однако в информационном обществе, куда постепенно входит и Россия, именно опасности, угрожающие неопытному пользователю Сети, выдвигаются на первый план.
Фильтры не помогут
Интернет, к которому так спешили подключить (и подключили) все российские школы, вовсе не является безусловным благом: он дает доступ к любой информации, в том числе и к той, что может причинить вред психике ребенка. Как заметил, открывая обсуждение, главный редактор «Книжного обозрения» Александр Гаврилов: «Нет ни одного достижения человеческого ума, которое человечество не могло бы обратить себе во вред».
Как же сделать, чтобы интернет из орудия познания и развития не превратился в свою противоположность? Как оградить детей от разрушительной, искаженной, преждевременной и просто ненужной информации, которой наполнено киберпространство? Здесь не работают традиционные педагогические методы: проследить и запретить — ведь в виртуальной реальности каждый пользователь анонимен, а значит, неуловим. Можно, конечно, ставить на школьные компьютеры фильтры, закрывающие доступ к определенным сайтам, но это не выход. Всякий мало-мальски продвинутый ребенок найдет где скачать программу, позволяющую обходить любые фильтры.
Новая грамотность
Сейчас взрослые только начинают задумываться об этой стороне повальной компьютеризации. И оказывается, что выход в интернет — это не финал, а лишь самое начало информационной грамотности. В чем она заключается? По словам председателя Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгения Кузьмина — в умении найти нужные сведения, проверить их достоверность и применить в собственной работе. На первый взгляд ничего нового. Те же алгоритмы, что и, скажем, при пользовании библиотекой. Однако есть нюанс. В библиотеках книги проходят хоть
Вот
Кроме того, интернет — это еще и пространство общения. Общения анонимного, безответственного и зачастую небезопасного. Понять, с кем имеешь дело в Сети, гораздо сложнее, чем в реальной жизни, особенно ребенку. По данным ЮНЕСКО, трое из четырех детей, болтая в чатах с неведомыми собеседниками, готовы поделиться с ними частной информацией о себе и своей семье. Каждый пятый ребенок ежегодно становится мишенью для всевозможных сетевых мошенников.
Уход от общения
Еще одна ловушка виртуального общения — это отчуждение, возникающее с развитием интернета в пространстве реальных человеческих отношений. Большинство современных подростков предпочитают «социальные сети» и блоги живому общению.
Что делать с этими проблемами, взрослые пока не знают. Наше общество сейчас только начинает осознавать потенциальные опасности, которые несет в себе киберпространство. Но, как сказал, подводя итог дискуссии, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев, воспитывают все равно родители, а не интернет или телевидение. Так что ответственность в первую очередь лежит именно на них.
Львова Наталья