Многие амбициозные люди задумываются об открытии собственного дела. Но в итоге лишь у единиц получается стартовать, а потом еще и удержаться на плаву.
Не так давно я переехала в более крупный город, продав половину заведения второму владельцу. До этого у меня была небольшая кофейня в ТЦ, которое в 2018 году не прошло пожарную проверку. Оба моих бизнеса приносили не огромную прибыль, но достаточную для беззаботной жизни.
На новом месте решила не спешить, осмотреться и понять, стоит ли снова вступать на должность предпринимателя. А пока составила свой чек-лист по открытию бизнеса, основанный на личном опыте. Возможно, он будет полезен и вам.
«Колхозный базар», Федот Сычков, 1936
1. Нужна достойная и актуальная идея.
Суть заключается в том, что уже много чего реализовано. Часто новички пытаются просто скопировать чужую схему «успеха». Думая, что и у них получится сделать так же, а то и лучше. Всем известно, что люди всегда едят, одеваются и стригутся. Почему бы не открыть продуктовый магазин, бутик одежды или салон красоты? Но сможет ли он реально стать лучше того, что есть? Вряд ли, если вы создадите свою точку по макету имеющихся. И даже уменьшение цены вам не поможет.
Гораздо целесообразней подсмотреть за тем, что есть в других городах и странах. Определить востребованность на нашей территории, воспользовавшись опросами знакомых. После чего подогнать проект к существующим условиям. Именно благодаря этому «стрельнула» моя точка «Кофе на песке».
Второй вариант — открыть то, что есть, но имеет спрос, который рынок не покрывает. Когда я 6 лет назад находилась в кальянной знакомых, то сама видела, как не хватает посадочных мест на всех желающих. Поэтому была уверена в заполняемости собственной.
2. Не стоит бояться бумаг и волокиты.
Многие отказываются от осуществления своей задумки, узнав, что для этого надо оформить ИП или ООО, запастись кучей документов, найти поставщиков, пройти проверки и прочее. По факту в начале никто не станет вам препятствовать.
Существует даже пробный период, за который вы сможете понять, стоит ли идти дальше. По закону большинство предпринимателей 3 года может не задумываться об инстанциях. Делайте все постепенно: санкнижка, ИП, договор об аренде… Дальше все пойдет само собой. Главное – не терять хватку и грамотно развивать свой бизнес.
3. Правильно расставить свои ориентиры.
Во-первых, если вы не парикмахер, то забудьте об открытии своей парикмахерской. И так во всем. Вы должны ориентироваться в сфере, в которую входит ваша будущая предпринимательская деятельность. Только тогда вы гармонично сможете ее развить и добиться успехов, понимая в каком направлении двигаться.
Во-вторых, будьте готовы на первых ступенях вкладываться по полной, как материально, так и физически. Скорее всего, многое вам придется докупать, доустанавливать и постоянно мониторить новинки, внедряя их в свой бизнес. Это нормально. Что-то в итоге не подойдет, но и такие ошибки важны для развития.
В-третьих, не пытайтесь нарисовать себе четкий план действия. Лучше, чтобы был стержень, но с возможными отступлениями. Рынок нестабилен, и то, что казалось крутым и нужным сегодня, завтра может стать неактуальным. И вас выбьет из колеи, если не приготовились к вероятным изменениям потребностей. Тем более, если имеете дело с сезонными товарами и услугами.
4. Продумать местоположение.
Вы не поверите, сколько зависит от того, где расположить свой бизнес. Поэтому ваш первый вопрос к себе — «Кто мои клиенты?»
Захотят ли они ехать на окраину? Будут ли спускаться в «подвал»? Сколько зарабатывают? Где чаще всего находятся? И т.д. Нарисовав себе примерный портрет гостя, вы сориентируетесь с местом, где ему будет легче всего до вас добраться.
«Кофе на песке» я открыла на фудкорте, где было много посетителей ТЦ и кинотеатра. Кальянная уже была в подвале нежилого дома на первой линии. До нее просто добраться с остановки, есть парковка, а рядом два круглосуточных магазина.
5. Не игнорировать дизайн.
В мире, где правят соцсети, «фишечки» решают все. Какой бы вкусной у вас ни была еда, какие бы стильные наряды ни висели, как бы виртуозно вы ни делали макияж, но если у вас голые стены с вырезанными плакатами, то вы провалитесь. Не поможет даже идеальный сервис.
Люди любят глазами и не хотят находиться в больничном помещении 90-х. В этом можно убедиться, просто посмотрев на заведения со стильными интерьерами внутри. Плюс — это дополнительная реклама в соцсетях, которая действует не хуже сарафанного радио.
У меня уже есть новые наработки для своего дела. Рассекречивать их не стану, но скажу, что еще нахожусь на первом пункте — мониторю спрос по двум направлениям. А чем бы хотели заняться вы?
Любовь Азарнова