Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как оторвать детей от компьютера и смартфона: необычные занятия

Помогают бездомным животным, превращаются в сталкеров, играют в театре

«Творить добро на всей земле» нас призывают довольно часто. В былые времена социально активные формы семейного отдыха как-то даже навязывались: походы, субботники, изготовление скворечников... Но и сегодня находятся люди, кто не по чьему-то велению, а по собственному хотению записались в «доброделы». Семьи, которые помогают приютам для животных. Или ставят летние театральные спектакли — полузабытая, но такая полезная инициатива. Или ведут свободный поиск затерянных в пространстве и истории архитектурных памятников.


ФОТО: DSZN.RU

Собачья радость

«Мне 12 лет, я очень хочу помогать животным в приюте, как это сделать?» — такими примерно вопросами пестрит Сеть. Дети хотят быть волонтёрами. Но по действующему законодательству без сопровождения взрослых ухаживать за животными в приютах запрещено. В муниципальные или частные приюты дети допускаются после достижения 18 лет. Зато вместе с родителями охотно допускают помощников любого «калибра». А уж как животные рады прогулке и общению, не описать словами. Среди сидящих в приютских вольерах полным-полно когда-то домашних питомцев, которые чахнут без внимания и ласки человека.

— Да, дети теперь могут приходить к нам только в сопровождении, — говорит Екатерина, волонтёр муниципального приюта для животных из Москвы. — И заходить, соответственно, можно только с волонтёром. Ещё лет 5 назад дети могли получить на себя волонтёрский пропуск. Приходили девчонки, школьницы, получали пропуска. Теперь эти девочки уже выросли, но до сих пор ходят и помогают. Многие стали постоянными волонтёрами, кураторами и забрали к себе не одну собаку-кошку, как это часто бывает с волонтёрами. Но мне такие меры безопасности кажутся оправданными. В приюте сейчас примерно 150 собак и более 50 кошек. Ещё и за детьми не уследишь.

Так что сейчас в основном приюты навещают семьями. Дети самые разные — есть старшеклассники, есть совсем маленькие, 3-4-летки. Для общения с семьями с детьми, да и просто с людьми со стороны работники приютов выводят самых социализированных собак, которые хорошо общаются с людьми. Можно с ними погулять, поиграть, погладить. Волонтёры, конечно, приводят своих детей.

— Моя мама помогает в нашем приюте, и я тоже хожу, — говорит 11-летняя Вероника. — Очень важно не менять время, потому что собаки очень привыкают, они ждут. Поэтому я чётко хожу туда два раза в неделю в одно и то же время. И по праздникам, и летом могу уехать самое большее на неделю. Это самый большой срок, на который меня могут подменить, чтобы ходить к «моим». У меня две собаки: Хеди и Джек. Хеди 6-7 лет, у неё лапа одна кривая, такой уже сюда приехала. Она сама чёрная, гладкошёрстная и довольно большая. Её вряд ли когда-нибудь уже заберут в семью. Смотрят же на внешность. Никто не знает, какая она умная, замечательная собака. Она даже в клетке опекает новеньких всяких, она большая, маленьких защищает. А Джек старый, лохматый, плохо видит, прихрамывает. Он явно был домашним, очень привязан к людям. Джек, наверное, самый умный пёс, которого я видела. У него даже лай по интонации напоминает речь. То есть я понимаю всегда, рад он, или расстроен, или спрашивает что-то. Да, вот так лает: «Ау?» Значит, есть вопрос. Ведёт меня, показывает, в чём дело. Я с Джеком и Хеди гуляю по очереди, не менее часа с каждым. Слежу за их здоровьем, за настроением и, если что не так, показываю волонтёрам. Подкармливать собак нам не разрешают, я приношу вкусняхи для всех, и моим тогда тоже достаётся.

Ника говорит, что, когда она была меньше, рвалась к собакам каждый день. Но потом поняла, что у неё есть ещё учеба, помощь маме, другие дела и обязанности, поэтому надо планировать график. Просто если ходить каждый день — собаки будут каждый день ждать. Не придёшь — они могут заскучать и даже заболеть от этого. Лучше зря не обнадёживать…

— К нам часто стали приходить родители, чьи дети просят подарить им собачку или кошечку, — продолжает волонтёр Светлана. — Родители наглядно показывают им, что животные не игрушки. Что надо за ними ухаживать, кормить, гулять, лечить и так далее. Что у животных есть чувства и нельзя их провоцировать. Как одна мама тут сказала: «Если тебя укусят, будешь сам виноват, а не собака». Но, конечно, и взрослые сами иногда не представляют, сколько внимания нужно, сколько финансов… Бывает даже, что семьи не по одному разу приходят, думают. Потом уже берут собаку, зачастую не ту, которую выбрали по фото. Но есть и такие, кто не решается завести, зато к нам ходят помогать на постоянной основе. Я могу только приветствовать такое отношение. Обязательно надо сначала присмотреться, подумать, можно ли взять на себя ответственность за живое существо.

По словам сотрудников приюта, довольно большой поток добровольных помощников составляют и те люди, кто любит животных, но по каким-то причинам не может их взять в дом. Неудобный рабочий график, стеснённые жилищные условия, аллергия у кого-то в семье или просто «муж не хочет, жена хочет» — бывает всякое.


ФОТО: СОЦСЕТИ

Мы все рыжие

— Наш приют на «Бабушкинской» удачно расположен, поэтому у нас всегда много посетителей, — рассказывает волонтёр другого московского приюта для животных Валерия. — И летом, наверное, даже больше народу приходит, сотни человек в неделю. Много студентов. А дети, конечно, только с родителями. Я всегда поражаюсь, когда они бережно обращаются с животными, с большой ответственностью. Я понимаю, что к нам не идут все подряд, что это всё равно семьи, которые любят собак и кошек. Но всё равно удивляюсь любви такой и заботе со стороны 12-14-летних, например. Считается, что это трудный возраст, подростки. Недавно у нас женщина была с двумя подростками. Как же они с собаками общались — спокойно, внимательно, бережно… Такие чувствующие, уравновешенные дети. Продолжат ходить к нам вместе с мамой. Есть у нас ещё одна постоянная семья с детьми, у которых дома кошки, и они ходят к нам общаться с собаками.

Валерия говорит, что не может выделить какую-то определённую социальную категорию — какие семьи приходят в приют чаще. Самые разные люди и по профессиям, и по материальному положению. Но вот одна особенность всё же есть — очень много многодетных. То ли большие семьи в целом добрее, то ли квартиры не позволяют заводить домашних любимцев.

— Была у нас одна просто потрясающая семья, прямо как из книг про Гарри Поттера, — говорит Валерия. — Все огненно-рыжие: папа, мама и трое детей. Они пришли на выставку, на которой пристраивали животных, в 2017 году это было. Наш приют в числе других животных привёз туда большую рыжую собаку. Они её увидели издалека, вцепились все в неё. И папе собака понравилась, но он колебался. Ходил вокруг да около, присматривался. Потом собака сама к нему подошла, понюхала, познакомилась. И семья решила, что это судьба. Не сразу её взяли, внезапно же всё. Сначала они съездили в отпуск, потом несколько раз к нам в приют ходили, гуляли, общались с ней. Потом всё-таки забрали рыжую домой, и я знаю, что до сих пор у них всё хорошо. Такая большая рыжая семья… Да, в общем-то, если подумать, все, кто любит животных, — мы более или менее одной масти. Хоть и разные.

«Вишнёвые» сезоны

Детский театр в обычном дачном посёлке в Калужской области возник спонтанно. Вначале, надо признать, в идею мало кто верил. «Вот если честно, сначала я подумала: какой-то бред, нелепица, — признаётся мама и бабушка дачных артистов Лилия. — Какой там театр на даче? Как дети будут играть? И тем удивительнее, что всё состоялось, получилось…»

А между тем самодеятельный летний театр под Малоярославцем переживает четвёртый сезон. В прошлом году дети сами придумали для него броское название — «Вишня».

— Всё началось с того, что я заметила, насколько детские развивающие занятия по программам нейропсихологов переплетаются с театральным тренингом, — говорит автор инсценировок и постановщик Софья Афанасьева. — Мы с дочерью много занимались этим в начальной школе, и много книжек пришлось по теме прочитать. Артикуляционные, двигательные, пальчиковые, упражнения для развития памяти то и дело ссылаются на актёрские занятия и даже на авторские театральные методики. Например, двигательные этюды по Мейерхольду. Вторая причина — мне хотелось собрать детей, чтобы у дочери появились друзья. Она трудно сходится. А посёлок новый, строился с нуля. Ну и вдобавок я люблю театр. И в школе, и в колледже мы всегда что-то ставили. И, будучи в гостях в стародачных посёлках вроде Кратова, видела у них афишки спектаклей. Там с детьми ставят — почему мы не сможем?

Дали объявление об организации театра в поселковом чате. И, на удивление, оно вызвало интерес у людей. Пришло сразу около 20 артистов в возрасте от 6 до 14 лет. Потом, правда, происходили ротации, отсев, но костяк труппы из 12-14 человек неизменен.

— Первым спектаклем решили поставить «Золушку», — говорит Софья. — Снова гештальт незакрытый, наверное. В школе мы хотели «Золушку» поставить, но не случилось. Вдобавок это очень известная история. Но мы решили поставить её по-своему.

Театральный почерк «Вишни» — эклектика и эксперимент, много музыки и юмора. Уже в первом спектакле звучали: песня «Проснись и пой» (переделанная немного), музыка The Beatles и Валерий Кипелов, его «Я свободен». «Принц, который не хотел жениться, стоял у нас под Кипелова эдак гордо, — рассказывает Софья. — Зрители очень смеялись. Потом я узнала от профессионалов — такой театральный приём называется иллюстрация».

В общем, и дальше театральное дело на даче пошло-поехало. Следующим летом поставили «Двенадцать месяцев» по Маршаку. В этот спектакль понадобилось делать много бутафории. Тут уже и папы, и старшие дети подтянулись.

— Да, я сделал подставки под деревья, которые старшие дети нарисовали на ватмане, — говорит Иван, отец 11-летней Анастасии. — Афиши старшие тоже нарисовали, две штуки, а на другой год сверстали очень стильные афиши в электронном виде. А я вот топор бутафорский ещё изготовил, для Старого Солдата. И так по мелочи — перо, пряник, большую государственную печать из мельницы для перца... Вязанку дров ещё для падчерицы и прочее.

— Я уже как Плюшкин с верёвочкой, где ни бываю, высматриваю — пригодится для театра или нет, — подхватывает Софья. — Перья страуса склонённые — кому Блок, а нам на веер пойдут. Брошка, шапка какая-то смешная, одежда… Друзья уже нарочно мне всё это привозят, говорят — у тебя же театр. Целый шкаф на даче занят бутафорией и разными костюмами.

Папа маленькой артистки говорит, что заняться бутафорией его сподвигли «любовь и к детям, и к рукоделию». Но потом и он повторяет то, что говорят все родители детей, занятых в «Вишне»: «Главное, что дети летом заняты, не в телефонах сидят. Что-то новое узнают и развиваются».

— И о талантах. Какие же способные дети, уму непостижимо! — удивляется Афанасьева. — Я с детскими группами никогда не занималась, а это оказалось очень здорово. У детей такая сногсшибательная энергия, светлая, чистая. И креатив, и желание заниматься. Весной в посёлок приеду, встречу кого-то из них, и первый вопрос: «А театр будет?» И глаза горящие. Очень приятно что-то делать, когда есть такая отдача.

Не только Софья, но и многие родители «разглядели» детей. Когда вышел первый спектакль, как минимум две семьи были просто ошарашены, какие у них талантливые дети. Одна дачная артистка пошла заниматься в театральную студию — сейчас играет там главные роли. Мальчик ушёл в театральный кружок в школе.

— С мальчиками и мужскими партиями у нас проблема, девочек намного больше занимается, — говорит Софья. — Так что королей или министров девочки играют. Есть у нас Аня, которая замечательно танцует, занимается хореографией профессионально. Аня теперь ставит танцы. При помощи своей мамы, которая тоже замечательная в этом плане, гимнастикой и танцами занималась. Есть ещё Лера, будущая характерная актриса, на мой взгляд. Бабушка говорит, что Лера часто для Сети снимает разные сценки, репетирует.

В прошлом году маленькая дачная труппа раздухарилась и «дала Чехова». 4 одноактные пьесы классика поставили в два этапа: «Жалобная книга», «Лебединая песня» и «Предложение» в июле, «Свадьба» в августе. После двух сказок не все дети были готовы воспринять чеховский текст, пусть и изрядно адаптированный.

— Да, я потом узнала, что недовольны были, одна девочка собиралась уйти, — говорит Софья. — Слишком серьёзно и скучно вначале показалось. На уроках Чехов, ещё тут пристают. Затем, как мы уже всё сыграли, дети признали, что вышло отлично.

Хотя надо признать, что дачники Антона Павловича не пощадили ради современности. В «Лебединую песню», где старый актёр просыпается в театре и читает монологи, добавили не только роль хозяина театра, но и призраков: призрак Офелии, Станиславского и Призрак оперы. В «Предложение» — водевиль по мотивам известного некогда спектакля Иосифа Райхельгауза «А чой-то вы во фраке?», добавили роли собак Откатая и Укатая, которые плясали «Собачий вальс». В «Свадьбе» звучали ABBA, песня из фильма «Кабаре», Монеточка и Борис Гребенщиков. Но все такое безобразие поддерживали. Соседи по посёлку даже дали на спектакль старинный сундук — фамильную ценность. Сундук символизировал невестино приданое…

Театр играет — ветер носит

В целом в посёлке все хорошо относятся к тому, что на одном из участков репетирует и выступает детский театр. Все же участки новые, земли не по 6 соток, а вдвое больше. Но нашлись и те, кому «шум и гам» пришлись не по нраву. А кроме как на участке репетировать другого места нет. Всё общественное пространство в посёлке принадлежит застройщику. Он не готов отдать под репетиции детского театра даже старый полуразваленный сарай. «Всё хочет, чтобы мы у него эту землю купили», — комментируют дачники. Репетиции проходят два раза в неделю по два часа. Тем не менее от соседей поступил категорический приказ уйти в поля и заниматься с детьми там. Когда театр не подчинился, взрослые люди принялись вредить: нарочно ставить громкую музыку через колонки именно в то время, когда на занятия приходят дети.

— Да, это всё длилось два года, — рассказывает Софья. — Вообще, ситуация трагикомичная, где-то в духе Чехова и немного Булгакова. Эти соседи озлобились на нас из-за курятника, который был установлен с нарушением санитарных норм впритык к забору, и мы настояли, чтобы они его убрали. Петух перестал кричать ночами, а подстилка пахнуть, зато обида осталась... Конфликт привёл к тому, что в пику нашим репетициям эти люди начали громко включать музыку именно тогда, когда дети приходили на участок. Мы передислоцировались за дом — не помогло. А ещё знаете, до чего додумались? Когда у нас после спектакля был праздник, мы детям пиццу заказываем, и потом они пили чай, соседи через забор вызвали ассенизаторскую машину. Именно в то время, когда наши дети ели пиццу…

В прошлом году, когда недобрым соседям пришло в голову включать матерные песни, Афанасьевой пришлось обратиться в правоохранительные органы. Только майор из Калуги да специалист по делам несовершеннолетних смогли объяснить несостоявшимся птицеводам их права и обязанности.

— Может быть, дети и вправду очень шумят и мешают? — спрашиваю у других соседей.

— Мне их в 19-м году слышно было, — говорит Светлана. — Но тогда они в локдауне насиделись в изоляции, бедные. И уж как встретились… Поорали немного.

«Иногда ветер песни доносит, подпеваем», — говорит Татьяна. «Да, я иногда тоже детей слышу оттуда, — добавляет Александр, сосед напротив. — И тоже не понимаю, зачем там какой-то театр на даче».

— Сейчас, после того конфликта, мы стараемся делать всё, чтобы не тревожить ничей покой, — поясняет Софья. — Как, в общем, и раньше всё время старались. У нас нет микрофонов и усилителей звука. Музыку на репетиции стараемся включать тихо, так чтобы только движения отрабатывать. Шумим только на прогонах, их бывает один или два за лето. И уже спектакль. Вполне возможно, что это некий дискомфорт. Но и газонокосилка или мотоблок шумят не меньше. Зато же от нас много пользы.

Щас споём!

— Театр мне что дал?.. Подругу лучшую нашла, Машу, что ещё… — мнётся 12-летняя Анастасия. — Ну, весело, смешно. Хотя мне, наверное, больше нравится помогать, чем играть. И театр развивает память.

— Мне нравится, что мы в театре используем разную музыку и узнаём про авторов, про писателей, про которых не знали. А ещё нравится выступать, — говорит 11-летняя Кристина. — Вообще, много такого, что мы там делаем, интересно. Этюды, когда мы кого-то изображаем, танцы… У нас ещё все роли разыгрываются, например, а не назначаются. Бумажки тянем. Но если не хочешь играть, можно поменяться. Мы что-то вместе придумываем в спектакле, имена, танцы, всё такое.

Детям не очень нравятся «скучные моменты» репетиций, разминки, «теория», дыхательные упражнения. А заканчиваются репетиции хором.

— О да, финальная песня — это святое, — рассказывает Софья. — И по науке о мозге, и для души. В «Золушке» мы пели «Аллилуйя» из Шрека. «Двенадцать месяцев» думали, чем бы закончить, потом я нашла песню Виктора Цоя «Апрель». Там же жених героини — Апрель как раз. А вот в «чеховском сезоне» у нас финалки не было — и так много готовили музыкальных и танцевальных номеров. Просто выходили в конце под The Show Must Go On, кланялись разными составами, как в настоящем театре. Это детям понравилось, надо закрепить.

Совершают дети и небольшие открытия. Им очень «зашли» песня Гребенщикова «Под небом голубым…» и отчего-то стихотворение Фета «Бал».

— Нам на другой год задали в школе это стихотворение Фета учить, Тёма обрадовался ему как родному, — говорит бабушка одного из немногих участников коллектива.

— Мы все видим, как изменились наши дети, — считает мама 14-летней Анны, Лилия. — Они стали свободнее выступать, они не боятся выйти перед публикой. Декламация, песни — это очень полезно. И главное, наши дети заняты делом. Вместо своих гаджетов или телевизора они читают, учат роли, поют, танцуют. Это замечательно.

— А я ещё хочу добавить, — присоединяется бабушка 14-летней Алины, Татьяна Фёдоровна, — что каждый спектакль у нас в посёлке — это светское мероприятие. Мы наряжаемся, приходим на премьеру. А то бы там просидели у себя на участках и грядках. А тут такой выход получается. Настоящий праздник.

Пикник на «заброшке»

Свободный поиск, или сталкинг, — хобби не для всех. У сталкеров есть свои клубы, сообщества, но зачастую они закрытые, попасть можно только по рекомендации. Есть и свои направления. Если свободный поиск направлен на туннели, катакомбы и ещё какие-нибудь подземелья, это уже диггерство. Приборный поиск тоже всем знаком, люди с металлоискателями наперевес. Сталкеры считают, что «копари — это отдельно». Но и внутри обычного поиска всё не так просто. Есть те, кто целенаправленно ходит по «заброшкам» — давно покинутым и заброшенным зданиям, чаще всего промышленного назначения, недостроям, шахтам, брошенным деревням и совхозам… И по военным объектам тоже, что не всегда легально. Есть те, кто ищет остовы церквей, старинных усадеб, остатки поселений и древних городищ, как археологи. Ищут даже следы старинных дорог, заброшенные железнодорожные ветки, коллекторы и др. — те, что существовали на местности раньше, судя по картам. И есть сталкеры, которые больше всего похожи на героя знаменитого романа братьев Стругацких и фильма Тарковского, — сами ходят и водят экскурсии в «зоны», например, возле Чернобыльской АЭС…

Как бы то ни было, кажется, свободный поиск и дети несовместимы. Сталкерство кажется занятием для крепких мужчин, настоящих одиночек интровертного типа. «А вот и нет, — утверждает Анатолий из Подмосковья. — И ходят не обязательно все поодиночке, мы, например, всегда компанией перемещаемся. И с детьми вполне можно ходить, но на небольшие расстояния. Километров на 20».

— За три года походов вместе с детьми мы выработали некоторые свои правила, — рассказывает Анатолий. — Если маршрут простой, могут выдвинуться даже 2–3 семьи с детьми. Это формат небольшой прогулки, так скажем. На машинах, потом пешком или плюс велосипед или байдарки — летний вариант. А вот если прогулка всё-таки протяжённая, рассчитана на 15-25 км, то дело серьёзнее. Тогда идут 2-4 мужчин и одна мама с детьми. Запас еды и питья, одежды, снаряжения берём двойной.

Да, мамы тоже ходят. У сталкеров чаще всего и семьи такие же, и знакомятся внутри своей тусовки. Поэтому понятно, что из-за затянувшегося декрета женщинам тоже хочется вырваться. Истинного путешественника всегда тянет в дорогу.

Ура, «склад»!

— Мы когда в первый раз выдвинулись, Дане было 5 лет, а Але ещё не было 3, — рассказывает Анатолий. — Тогда многие чуть ли у виска не крутили. А родители моей жены Маши несколько раз просто кричали, что они возьмут внуков, чтобы мы шли куда угодно… Конечно, мы тоже колебались. Но очень серьёзно подготовились, взяли двух надёжных друзей, все точки раз десять вымеряли. И в апреле пошли…


ФОТО: ALEX-AVR2.LIVEJOURNAL.COM

Поздняя весна и ранняя осень — золотой сезон сталкера в средней полосе. Ещё или уже не холодно, не мокро и нет травы. На земле всё видно. Первая же «детская» экспедиция прошла успешно. Нашли две опустевшие деревни и в одной — развалины барской усадьбы. Вышли к полю, на котором проходило известное в истории сражение. Но там все уже вытоптано. По пути тоже находили много чего интересного — «газовый» столб в лесу, странный указатель и очень модернового вида остановку из мозаики, торчащую буквально в чистом поле. Но, конечно, больше всего детей порадовали тайники геокешеров, их нашли целых три штуки. Геокешинг — туристическая игра, в которой по координатам надо находить схроны, спрятанные в самых глухих местах. И сталкеры, конечно, в неё играют.

— Неужели такие маленькие дети могут пройти 20 км?

— Не могут, конечно, — улыбается Анатолий. — Но по 5-7 км — вполне. Причём у нас в семье всё наоборот со стереотипами. Алечка шагает и не ноет до последнего, пыхтит, но идёт дальше. Даже в руках что-нибудь тащит. А вот Даня — тот, если устанет, может и захныкать. Но его часто берём на интерес — он у нас главный по поиску тайников. «Склад!» — оба кричат, когда находим «подарок». Это они «Простоквашино» насмотрелись. В общем, какую-то часть маршрута дети идут сами. А потом едут на мне или на ребятах. Никто не ропщет — в следующий раз их детей поводим и жён «выгуляем»...

О себе Анатолий говорит мало. Их сообщество — тесный круг, в Москве и области всего и 500 человек не наберётся. Говорит, что живёт в подмосковном наукограде и работает в электронном институте. В юности занимался спелеологией, соприкоснулся с диггерами, о которых тогда много говорили, — понравилось. Потом, со временем, перешёл к свободному геопоиску. «Я никогда не собирал хабары, не искал клады какие-то или ещё что», — говорит он о себе. Анатолий вспоминает, как однажды в усадьбе наткнулся на совершенно не разграбленный подвал. Кафель, ручки бронзовые, даже мебель какая-то была. Не взял ничего, только сфоткал.

— Мне интереснее тишина, отрешённость походов, — продолжает он. — Если вдруг неожиданно находим какое-то строение интересное, никому не известное — это азарт настоящего открытия. И жена такая же.

Молодые люди «совпали» около 10 лет назад. Мария тоже любит формат экскурсии, путешествия, исторического поиска, а никак не квеста на выживание по болотам и по чердакам. Даже если там гипотетически будет чем поживиться.

— Сейчас дети подрастут, будем с ними ездить подальше, — мечтает папа-сталкер. — Сейчас-то только по областям шарашим, а потом можем и за Урал, в Сибирь…

«По Московской области сталкеры почти не ходят», — говорит Анатолий. И даже не потому, что всё вокруг излажено, как раз нет, загадок и здесь хватает. Чего стоит один только огромный стеклянный шар в лесу возле Дубны. Но очень много в МО заборов, каких-то частных охраняемых объектов и территорий. Причем охрана ведётся какими-то странными людьми. «В общем, слишком много неизвестных в этой задачке, — считает он. — Поэтому ну его, наше Подмосковье. Пусть тут по «сталкерским тропам» путешествуют туристы. Мы предпочитаем прилегающие регионы, там тоже очень много «нехоженности». В конечном счёте задача свободного поиска — найти то, чего не находил до тебя никто другой. Сфотографировать, зафиксировать, нанести координаты на карту. И показать людям.

Станислава Одоевцева

Источник

165


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95