Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как отстоять свои права в магазине

Случайно разбил бутылку вина в торговом центре — и тут же достаешь кошелек, чтобы загладить вину. Охранник магазина требует раскрыть сумку, и вот уже покорно смотришь, как он изучает её содержимое. В супермаркете не меняют бракованный товар, потому что нет чека, — несешь домой новенький утюг, который проработал всего сутки. Многие россияне чуть ли не каждый день ходят в магазин, но так и не знают своих прав.

Платить за порчу не надо

Покупатель не должен платить за товар, который он случайно испортил в магазине. Например, если задел рукой бутылку вина, которая стояла на полке, и она разбилась. Или взял с прилавка товар, в результате чего тот упал на пол и повредил соседний предмет. И в этом случае сотрудники магазина не вправе требовать за него деньги.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (статья 211) порча товара в магазине является риском случайной гибели имущества, поэтому убытки за его повреждение несет собственник. Пока покупатель не оплатил товар на кассе, его владельцем считается торговое учреждение. Соответственно, все расходы на испорченную вещь ложатся на магазин. «Риски порчи товара, как правило, закладываются в его стоимость, и несет их магазин», — комментирует юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов.

Охранник не может обыскивать

Если сотрудник охраны магазина требует показать сумку, то покупатель может ему в этом отказать. И будет прав, так как действия охранника незаконны. Он должен следить за порядком в торговом учреждении, а не ловить грабителей. Обыскивать человека, в том числе осматривать его сумку, могут только компетентные органы, например милиция, отмечает Олег Фролов.

«При этом должно быть соответствующее предписание. Вдобавок обыск проводят в отношении подозреваемых, а покупатель таковым априори не является, так как нет доказательств», — говорит эксперт. Исключением является тот случай, когда охранник, как говорится, поймал его за руку. Но и в этом случае он имеет право только задержать и вызвать милицию.

Правда, сделать это охранник имеет право, даже если лично не видел, как покупатель что-то воровал, а руководствуется только подозрением. Если же они не подтвердятся, то это будет моральным оскорблением покупателя, за что можно требовать компенсацию.

Сумки можно брать с собой

Покупатель не обязан оставлять большую сумку в ячейке перед входом в магазин. Ни в одном законе или документе не прописано, что покупатель должен это делать, говорит Олег Фролов. Оставить сумку в ячейке он может исключительно по своему желанию, чтобы было удобнее и свободнее ходить по магазину. Никто не вправе заставить его сделать это.

Покупатель имеет право прогуливаться по торговому центру со своим габаритным багажом, если боится за его сохранность. Правда, предварительно его могут упаковать в специальный пакет. Чтобы снизить риск воровства, подобные меры действуют уже во многих сетевых магазинах.

И в этом случае у покупателя нет выбора: упаковать сумку придется. Если же в магазине нет подобной услуги, то покупатель не обязан где бы то ни было оставлять багаж и может взять его с собой. При этом за сумку, оставленную в ячейке, несет ответственность магазин. И если её украли, то торговое учреждение должно возместить её стоимость.

Вернуть можно без чека

Покупатель имеет право обменять или вернуть бракованный товар без кассового или товарного чека. Даже если у него нет вообще никакого документа, подтверждающего факт покупки товара именно в этом магазине. Согласно закону «О защите прав потребителей» (глава 2, статья 18) это не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В данном случае доказать, что товар куплен именно в этом магазине, могут свидетели, например супруг или друг, которые при этом присутствовали. Это прописано в законе «О защите прав потребителей» (глава 2, статья 25).

Причем обменять на основе свидетельских показаний можно не только товар с браком, но и вещь надлежащего качества, если она не подходит по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Правда, тут действует ограничение: обратиться в магазин с этой просьбой нужно в течение двух недель со дня покупки.

Есть только одно «но»

Только в одном случае покупателя обяжут оплатить испорченный товар: если повредил он его с умыслом. Например, клиент пришел в магазин в нетрезвом состоянии и стал целенаправленно ронять на пол все, что попадается под руку.

Или, разозлившись на продавца, опрокинул стойку с товаром просто потому, что не мог совладать со своим гневом. Умысел покупателя докажут с помощью видеокамер, которые зафиксируют все его движения. А камеры сегодня установлены практически в каждом магазине.

Суд поддержал покупателей

Прецедент, когда суд признал, что охранник магазина не имеет права обыскивать покупателей, произошел в Ульяновске два года назад.

Впервые обратилась к правосудию жительница города Наталья Пономаренко. В супермаркете женщину с восьмимесячным ребенком в коляске остановил охранник. Он заподозрил её в краже банок с детским питанием и обыскал в кабинете директора магазина. Обыск не дал результатов, но администрация торгового центра даже не извинилась перед покупательницей.

На следующий день Пономарева пошла в суд, который подтвердил, что согласно закону охрана магазина не имеет права проводить досмотр покупателей без милиции. Иначе это квалифицируется как незаконное лишение свободы.

Супермаркет выплатил пострадавшей компенсацию за моральный ущерб.

«Труд»

18272


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95