«Маленькие детки — маленькие бедки, большие детки — большие бедки», — гласит народная мудрость. Когда ребёнок...
О том, как разобраться в этих деликатных вопросах, не травмируя ребёнка, АиФ.ru во время онлайн- конференции рассказала детский психолог Светлана Клюваева.
Это страшное слово — ремень
Есть родители, которые считают, что когда ребёнок приносит плохие оценки или не хочет учиться, то самый веский аргумент для того, чтобы он поменял своё мнение, — это ремень. Однако это мнение ошибочно, любые формы физического наказания не могут быть мотивацией к учёбе. Физические наказания наносят сильный вред личности. Поэтому от таких мер стоит отказаться навсегда. Когда вы наказываете ребёнка ремнём, вы не мотивируете его к учёбе, ребёнок чувствует себя плохим и нелюбимым. Как правило, такие дети становятся агрессивными по отношению к другим детям, к животным.
Чтобы привить ребёнку интерес к учёбе, хорошо вместе с ним позаниматься, помочь ему. Если родители показывают, что учиться — это здорово; если они показывают, как можно сделать что-то, что не получается, не ругая его, не грозя ремнём, то ребёнок будет хорошо учиться. В 7 лет учебная деятельность — это ведущая деятельность ребёнка, это его естественная потребность. Поэтому дети должны учиться с удовольствием и легко. Задача родителей — помочь ребёнку получать удовлетворение от новых знаний или новых умений.
Дурак, козёл и прочие нецензурные слова
Не секрет — от того, как разговаривают в семье, зависит и то, как ваш ребёнок будет общаться. Но даже если ваш язык идеален и не содержит ругательств, скорее всего, ребёнок принесёт какое-нибудь словечко из школы, потому что невозможно оградить его от реального мира. Помимо школы, есть ещё и улица, где дети могут выучить неприличные фразы. Поэтому, если вы что-то подобное услышали, то реагировать надо спокойно, объяснять, что есть хорошие слова, есть плохие. Есть люди, которые говорят плохие слова, но вы так не говорите, в вашей семье так не принято. Важно донести до ребёнка правду, не скрывать от него, что существуют такие слова, но и не делать из этого трагедии, не придавать этому большое значение.
Смешная фамилия
Кого из нас не дразнили в школе? Сегодня мы вспоминаем об этом с улыбкой, но раньше нам было не до смеха. Если вашего ребёнка дразнят из-за фамилии, то без поддержки и бесед с ним не обойтись. Расскажите ему, что дело не в фамилии, а в том, что собой представляет человек. Приведите примеры, когда люди с некрасивыми фамилиями добивались многого в жизни. Менять фамилию не надо, потому что это отказ от собственной идентичности, особенно, если и папа, и мама носят такую же фамилию. Можно рассказывать про то, что никто из вас не волнуется по поводу фамилии и хорошо себя с нею чувствует. Поговорите с учительницей, чтобы она как-то поддерживала ребёнка и не позволяла обзывать его в школе при всех. Если она не возражает, то можно провести классный час о том, какие бывают фамилии.
Конечно, все дети разные, есть ведомые, а есть лидеры. Вряд ли ребёнка-лидера будут обзывать, у таких детей, как правило, клички, вызывающие гордость. Даже если это кличка «Козёл», она всё равно несёт совершенно другую смысловую нагрузку. Сразу представляется горный козёл, который всеми управляет. Поэтому надо обращать внимание на личностные особенности ребёнка. Учить его, как можно в разных ситуациях постоять за себя, вести себя достойно, чтобы вызывать уважение своих одноклассников. Это тоже задача родителей.
Не повезло с учителем
Безусловно, все конфликты — разные, но в них всегда участвуют двое: учитель и ученик. Сначала стоит поговорить с ребёнком. Спросить его: «Как поступает учитель? А почему он так поступает?». Возможно, школьник сам делает что-то неправильно. Бывает, что дети как-то особенно относятся к учителям и очень болезненно реагируют на то, что педагог, например, называет ребёнка по фамилии. Ученик может воспринимать это как оскорбление — это одна история. Если учитель его действительно как-то оскорбляет (есть случаи, когда преподаватели называют своих подопечных дебилами и т. д.) — это уже совсем другая история. В любом случае надо сначала прояснить, что на самом деле там происходит. Потом можно пойти поговорить с учителем, выслушать его мнение. Если ребёнок ведёт себя вызывающе, срывает уроки, есть дети, которые не выдерживают границы уроков, они не привыкли к правилам (чаще всего это дети, которые не ходили в детский сад), ведут себя, словно им всё дозволено, то в школе им очень сложно. Они не могут приспособиться к школьному режиму и привлекают к себе внимание — срывают уроки. Учителя в свою очередь используют разные способы, чтобы их утихомирить: кого-то выгоняют, кому-то ставят плохие оценки, на кого-то повышают голос. Если после разговора с учителем родители будут думать, что учитель несправедлив к их ребёнку, то можно поговорить с директором. Переход в другую школу — это крайний вариант, если ребёнок не выдерживает школьных рамок, то такой поступок может привести к аналогичному результату (проблемы появятся и в новом коллективе). Во всех школах учителя требуют подчинения школьным правилам и дисциплине. Это то, чему родители должны учить ребёнка ещё до школы.
Наталья Кожина