Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как правильно развивать память у ребенка

Хорошую память можно получить по наследству. Но и развить – тоже. Заучивание стихов наизусть формирует у ребенка специфический, его личный алгоритм запоминания, который в дальнейшем будет использоваться для запоминания самой разной инфор­мации. Полезное непостоянство Для поддержания памяти в хорошем состоянии полезно учиться новому. Неважно, чему и с каким успехом, – решающее значение имеет именно факт освоения прежде неизвестной области, будь то игра на музыкальном инструменте, иностранный язык, гончарное ремесло, игра в шахматы, получение новой профессии и пр.

Родители часто жалуются, что дети берутся за что-то, а потом быстро бросают ради другого. Не ругайте – это нормально для детского возраста и полезно для развития мозга, в том числе памяти. Учить – наизусть В наше время необходимость учить что-то наизусть вызывает вопросы: зачем, если всегда можно воспользоваться интернетом? К чему помнить таблицу умножения, если есть калькулятор? И что за нужда запоминать номера, если их легко записать в память телефона? А затем, что это тренирует память.

И чем младше ребенок, тем легче сформировать у него привычку учить наизусть – это может стать интересной игрой, а не тяжелой обязанностью, как для подростков или взрослых без соответствующего навыка. Как правильно учить стихи Маленькие дети очень быстро запоминают. Буквально схватывают на лету. В их возрасте учить что-либо наизусть легко, и эту способность нужно использовать для дальнейшего развития. Самый простой способ – учить наизусть стихи. Но как? По силам.

В 5–6 лет нагрузить ребенка «Евгением Онегиным» – нелучшая идея: он в таком случае будет учить механически, не понимая смысла. Лучше давать что-нибудь подходящее по возрасту – короткие стихи с понятным ребенку сюжетом. C картинками. То, что связано с конкретным образом, запоминается лучше. И тут на помощь приходят картинки в книжках. Но создать их ребенок может и сам, в собственном воображении, для этого полезно обсуждать с ним содержание стихотворения и проговаривать, что он видит, когда произносит те или иные строки.

Пусть воображение нарисует ему и «студеную зимнюю пору», и вышедшего «из лесу» рассказчика, и крестьянскую лошадку, медленно «везущую хворосту воз». Будут образы – будет и эффект, а без них – только зубрежка. Как удобно. Неважно, каким образом ребенок учит стихи. Он может делать это лежа, стоя, сидя на чем угодно, с закрытыми глазами или с открытыми, в ванной или на улице. Может раскачиваться, как змея. Или дирижировать.

Пусть учит, как хочется, если ему так удобно. Он не обязан сидеть в это время с прямой спиной, как на школьном уроке. Легко, когда понятно. Если ребенок уже читает сам, родителям вроде бы можно умыть руки: сам прочтет, сам и выучит. Но лучше не стоит, потому что современным детям нужно объяснять больше, чем требовалось нам самим. Они могут не понимать, что такое «сам с ноготок», в какие такие «сени» летит ласточка и что это – «златая цепь». Объяснить нетрудно, а запомнить то, что понятно, намного легче.

Играйте везде

Главное занятие в жизни ребенка – играть. В игре он развивается, и в том числе совершенствуется его память. Тренировать ее можно, например, с помощью такой игры: на прогулке дайте ребенку задание внимательно смотреть по сторонам и запоминать все увиденные объекты определенного цвета (например красного) или формы (например круглой). Дома дайте ему карандаши и попросите нарисовать то, что он запомнил. Условия игры можно менять как угодно – запоминать машины определенного цвета или марки, птиц разного вида, кошек разной масти и пр.

Главное – запоминать. Пусть рукодельничают Мелкая моторика, которую активно развивают у маленьких детей, влияет не только на речь, но и на память. Потому очень важно, чтобы ребенок занимался ручной работой – лепил, рисовал, раскрашивал, мастерил, вышивал, конструировал из мелких деталей и пр.

Это в общем-то нормальный элемент детских «развивашек», но отнюдь не только для самых маленьких – для поддержания мозга, и в том числе памяти, врачи советуют тренировать мелкую моторику даже взрослым. Ребенок плохо запоминает. Почему? Плохая память может иметь массу самых разных объяснений, кроме собственно реальных проблем с памятью. Например, ребенок...

✔ УСТАЛ. Дети часто недосыпают из-за того, что живут по графику родителей, а от природы нуждаются в более длительном сне. Как результат – снижение когнитивных способностей.

✔ МАЛО ГУЛЯЕТ. Домоседы часто испытывают недостаток кислорода, что напрямую сказывается на работе мозга – и в том числе на качестве памяти. Гулять надо, и лучше всего активно: бегать, прыгать, кататься на велосипеде, играть в футбол и пр.

✔ Обделен ЭНЕРГИей. Где ее взять? Да хоть бы в тарелке: детям нужны все группы продуктов, в том числе углеводы – и сложные, и простые (то есть сладости) – они обеспечивают организм энергией, необходимой в первую очередь растущему мозгу.

✔ СКУЧАЕТ. Если ребенку банально скучно, он вряд ли сможет качественно усваивать информацию. Учить и учиться только тогда легко, когда интересно.

Важно! Списывая школьные неудачи на плохую память и проблемы с поведением, родители младшеклассников иногда игнорируют серьезную проблему, с которой не справиться ни прогулками, ни строгостью: причина может быть в том, что ребенок страдает СДВГ – синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Как правило, этот диагноз ставится в начальной школе, когда начинается учеба – и первые проблемы с ней. Если есть трудности с памятью, усидчивостью, выполнением стандартных школьных заданий, есть смысл посетить детского психолога или невролога.

Источник

582


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95