Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как приобщить детей к благотворительности

Сегодня есть много возможностей для того, чтобы «благотворить», делать добро. Причем эта тема актуальна не только для взрослых: свое желание помогать другим может реализовывать и ребенок, главное — чтобы оно у него было. Новый год — прекрасный повод поговорить с сыном или дочерью о рукотворных чудесах и… начать уже что-то делать. Размышляет педагог и многодетная мама Наталия Немцова.

Благотворитель — это человек, который не просто по-доброму относится к людям. Он активно добрый, он действует, буквально дарит добро, причем бескорыстно. Можно ли научить этому ребенка?

Думаю, не всегда. Трудно сделать доброе дело по заданию или принуждению, от этого оно теряет свои чудодейственные свойства. Но ребенку можно привить благотворительное мышление и способность замечать тех, кто нуждается в помощи, научить проявлять сочувствие, помогать. На первых порах главная роль в этом принадлежит родителям.

Нередко взрослые люди впервые начинают осознанно подходить к теме милосердия именно тогда, когда у них появляются дети, и проходят этот путь вместе с ними. Главное — желание развивать в себе и в ребенке это душевное качество.

Важно начинать с дел, подвластных самому ребенку, его возможностям. Например, летом у нас с детьми была такая миссия — спасать улиток, которые после дождя выползают на тротуар. Мы брали на прогулку корзинки, собирали путешественниц и относили в безопасное место — на обочину. Дети чувствовали себя героями, которые спасают мир, делают его счастливее. Еще мы кормили птиц, собирали мусор в лесу. В транспорте уступали место пожилым людям: делать это надо независимо от того, мальчик ты или девочка, утомлен или бодр.

Конечно, бывают обстоятельства, когда приходится делать над собой усилие, преодолевать усталость или малодушие. Тогда на помощь приходит такой прием, как идентификация — отожествление себя с другим человеком. Это свойство нашей натуры часто используется сценаристами и писателями, чтобы вызвать у зрителя сопереживание герою. В такие моменты я думаю, как бы поступила, если бы передо мной стояла моя бабушка или мама. Предложите своему ребенку это проделать. Воображение, как правило, помогает.

    Если есть благотворитель, то есть и благополучатель. И надо уметь быть благодарным, счастливым благополучателем

Спасти улитку, уступить место — вроде бы мелочи, но это и есть естественное вовлечение ребенка в мир дарителей добрых дел. Это ступень к тому, чтобы в более старшем возрасте он мог проявлять эмпатию и помогать нуждающимся на более сложном уровне: в школе осознанно принимать участие в акциях «Дети вместо цветов», благотворительных ярмарках и мероприятиях, в институте — участвовать в волонтерском движении, помогать природе, животным, людям, выбирая посильную для себя миссию.

Важно показать ребенку, что необязательно быть богатым, чтобы заниматься благотворительностью. Достаточно быть внимательным, отзывчивым и щедрым. А еще детям нужно прививать верное отношение к понятию, которого в нашем языке нет, хотя теоретически оно должно быть. Ведь если есть благотворитель, то есть и благополучатель. И надо уметь быть благодарным, счастливым благополучателем.

На первых порах малышу необходимо чувствовать ответную положительную энергию от сделанных хороших дел. Уступил старушке место — получил порцию доброты в ответ. В дальнейшем это позволит маленькому человеку ощущать удовольствие от благотворительности без опоры на чью-то одобрительную реакцию, а просто оттого, что это правильно и хорошо.

Чтение книг с рождественскими историями о добре и чудесах, с трогательным сюжетом и обязательно счастливым концом — тоже хороший повод начать разговор о милосердии. Примеряя на себя истории героев Диккенса, Андерсена или Роулинг — детей, которые пережили нелегкие испытания, — каждый из нас, независимо от возраста, получает заряд надежды на лучшее и веры в себя.

Книги не обязательно должны быть художественными, сказочными. В своих «Познавательных сказках для малышей» (Малыш, 2019) я отвечаю на самые разные энциклопедические вопросы. Но за научными фактами в каждой истории всегда стоит тема милосердия, добрых дел, заботы об окружающих.

Например, в сказке «Как появляется улыбка?» читатели узнают о том, что настоящая улыбка — это не только работа мышц лица, это внутренний свет, и его можно подарить. В сказке «Зачем нужен листопад?» маленькие герои осознают, что добрые дела полезны всем — даже тем, кто их делает. В истории «Зачем нужен мусор?» становится понятно, что даже брошенный, никому не нужный фантик может спасти дерево и превратиться в новую книгу. Разве это не чудо?

Наталия Немцова

Источник

353


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95