Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как стать богатым и знаменитым

В сентябре прошлого года 24-летний аспирант-медик Метт Дэвидсон (Matt Davidson) из Стэнфордского университета принес в лабораторию, где он работает, картонную коробку со 100 пакетиками Think Gum, жвачки, как он утверждает, улучшающей память. Будущий иммунолог трудился над изобретением данного продукта в течение нескольких лет, пока штудировал молекулярную и клеточную биологию в другом известном университете США — Беркли. Экспериментировал с травами и ароматами, перелопатил уйму научной литературы, а когда готовился к экзаменам, всегда жевал то, что уже «нахимичил на собственной кухне», и утверждает, что это хорошо действовало, когда ему нужно было сосредоточиться и заниматься особенно продуктивно. А к тому времени, когда окончил университет и поступил в аспирантуру, эксперименты с Think Gum, призванной способствовать развитию «думательного» процесса, благополучно завершились. Теперь в ее составе были такие растения, как мята, розмарин, гинко билоба, вытяжки из барвинка и индийской травы бакопа, а также кофеин, добытый из гуараны, загадочной южноамериканской лианы и еще нескольких наименований столь же экзотических растений.

Поначалу всю свою продукцию он готовил собственноручно на собственной кухне, однако получалась она не очень — комковатая какая-то. Затем тонкий процесс варки доверили профессионалам, и уж у них-то жвачка получалась чудо как хороша — нежная, тонкая, ароматная.

Коробка с приятно пахнущими пластинками опустела в три дня, ученые коллеги Метта, видимо, в процессе жевания еще более поумневшие, высоко оценили новинку и буквально не давали изобретателю прохода, требовали принести еще.

Вторую партию «умной жвачки» — 100 000 упаковок — Дэвидсон распродал опять же в три дня: студенты, преподаватели и научные сотрудники одного из самых именитых университетов США, прознавшие о новинке, проголосовали за Think Gum своими кошельками. Нынче предприимчивый аспирант успешно реализует свое изобретение и на территории университета — в студенческих кафешках, стратегически умно расположившихся между несколькими университетскими библиотеками, — и через интернетовскую сеть. Особенно активно студенты покупают эту Think Gum в период экзаменов. Стремясь как можно больше поумнеть и легко справиться с экзаменационной сессией, жуют все! Так что менеджерам студенческих кафе то и дело приходится заказывать Дэвидсону все новые и новые партии товара.

Россияне, у которых отношение к этому продукту не столь трепетное, а скорее даже негативное, могут сказать: жевать резинку — это отвратительная модная привычка, пришедшая в Европу из-за океана! И теперь нам всем приходится вести бесконечные споры о пользе и вреде, которые принесла с собой эта заморская гостья.

Однако исторические факты свидетельствуют, что первыми жевать резинку (в гигиенических целях) начали древние греки. Но и у жителей Ближнего Востока пережевывание смолы мастикового дерева также было рутинной процедурой очищения зубов. Индейцы племени майя более 1000 лет абсолютно бесконтрольно использовали для тех же целей сок гевеи (каучук). Представители других племен мелко растирали листья и плоды различных растений, смешивали их с глиной и тоже жевали после еды. А население островов Океании, видимо, для того чтобы не только соблюсти гигиену, но и получить от этого процесса удовольствие, пережевывало мелко истертый бетель — говорят, данное растение обладает легким наркотическим действием. Археологи, проводящие раскопки поселений древних людей, и сегодня находят кусочки тщательно пережеванной смолы, являющейся не чем иным, как античной жвачкой.

По мнению известного американского психиатра и психоаналитика Дэвида Абрахамсона, кроме стремления человечества к гигиене полости рта, пристрастие к жвачке имеет и другую, вполне объяснимую причину: оно, считал ученый, коренится в подсознательной тоске человека по материнской груди. Моя подруга, практикующий американский психотерапевт, услышав об изобретении Метта Дэвидсона, воскликнула: «Это может оказаться полезным для моих пациентов».

Однако именно в США жевательная резинка стала настоящим коммерческим чудом и одним из самых востребованных продуктов.

В 1848 году братья Куртис из штата Мэн (Новая Англия), истинные американцы — деловые и предприимчивые, — решили положить бытовавшему тогда кустарному производству жвачки и бесконтрольности ее жевания предел. Для этого они разожгли в печке огонь, замешали в горшке сосновую смолу и сварили первую промышленную партию жвачки. Апеллируя к патриотическим чувствам жителей своего штата, эти «экологи по наитию» назвали свою продукцию «Чистая сосновая смола штата Мэн». Даже не зная такого слова «маркетинг», сметливые Куртисы поначалу раздавали свое варево всем желающим в магазинах и салунах. Народ дармовое угощение пробовал активно, жевал со смаком и, что называется, вошел во вкус. Поэтому вторую партию Куртисы аккуратно разделили на порции и стали продавать: пара комочков сосновой смолы, смешанной с пчелиным воском, была оценена ими в один пенс. Идея оказалась вполне прибыльной. Братья открыли собственную фабрику с тремя производственными цехами и стали свое изобретение рационализировать: добавляли в жвачку разнообразные парафиновые ароматизаторы, придумали им новые поэтичные названия. Жителям штата пришлись по душе и «Сосновая магистраль», и «Белая гора», и «Сахарный крем», и «Лакричник Лулу»…

Однако долго почивать на лаврах Куртисам не пришлось. В 1869 году на смену смоле и парафину, которые они использовали в своей рецептуре, пришел новый продукт — каучук. Появление в США этого вида жевательной резинки связано с мятежным мексиканским генералом Антонио Лопесом де Санта Анна. После гражданской войны он бежал в США и весьма предусмотрительно прихватил с собой тонну каучука (chicle), надеясь его выгодно продать. А купил у него каучук Томас Адамс из Стейтон Айленда. Адамс был фотографом по профессии и изобретателем по призванию. Производство жвачки из купленного сырья он вовсе даже не планировал. Мечта Адамса была вулканизировать каучук, чтобы использовать его как заменитель резины. Экспериментировал он без особого успеха, и однажды, наблюдая, с каким наслаждением генерал, продавший ему партию каучука, уминает его, Адамс решил попробовать изготовить на продажу вместо шин жвачку. Первую партию он, как водится, сварил на собственной кухне и отдал на продажу в несколько маленьких магазинчиков. Затем решился разнообразить рецепт, добавил экстракт лакричника и назвал полученную смесь Black Jack. Эффект был потрясающим. А уже через пару лет бывший фотограф, ставший признанным изобретателем, получил патент на автоматы для производства и продажи жвачки. И пошло-поехало. Потом были жвачки-палочки, жвачки-пластины. Продукция стала так популярна, что в 1889 году в США, внося элемент персонализации, был даже выдан патент на модный аксессуар — «медальон для ношения жевательной резинки». Пришло время, и жевательную резинку включили в ежедневный солдатский паек — она, как утверждают знатоки, помогает не только очистить зубы, но и снять стресс. Кстати говоря, во время Второй мировой войны военные употребляли ее в шесть раз чаще, чем в мирное время.

А самым успешным коммерсантом оказался Уильям Ригли (William Wrigley), который наглядно явил миру исполнение вечной американской мечты — в одночасье стать богатым и знаменитым. Начинал свою карьеру господин Ригли торговцем мылом, но благодаря смекалке и предприимчивости очень быстро стал «королем жвачки» и крупнейшим ее производителем. Свою жевательную империю он построил, бесплатно прилагая к каждому проданному им кусочку мыла две тоненькие, вкусно пахнущие пластинки.

Сегодня подсчитано, что американский обыватель, который воспринимает жевательную резинку как самую вкусную на свете конфету, выкладывает на ее покупку с каждым годом все больше и больше денег. В прошлом году эта цифра достигла двух с половиной миллиардов долларов. Особенно ходко идет торговля в Хеллоуин и на Рождество. И если статистика не ошибается, то на долю каждого среднестатистического жителя США приходится более 310 упаковок жвачки в год. А поскольку аппетиты у населения быстро растут, то у аспиранта Стэнфордского университета Метта Дэвидсона есть все шансы, наращивая свой бизнес, быстро, как здесь водится, стать миллионером. А знаменитостью он уже и так стал.

Что же касается извечных споров о пользе и вреде жевательной резинки, то эта тема в США тоже весьма приветствуется.

Ирина Тосунян

«Новая газета»

927


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95