Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Берта Моризо – первая женщина-импрессионист

Долгое время непризнанная и отброшенная в ранг муз эта художница является одним из крупнейших импрессионистов. И самая первая женщина в группе.

Тише! Перед этой нежностью и утонченностью ловишь себя на мысли, что надо говорить шепотом. Речь идет о картине первой женщины-импрессиониста в истории искусства, о Берте Моризо. И это самое знаменитое ее полотно. В 1874 году Эдуард Дега, покоренный работой этой художницы, приглашает ее участвовать в первой выставке импрессионистов. «Мы считаем, что имя и талант мадмуазель Берты Моризо слишком близки нам, чтобы обойтись без нее», — объясняет он. Берта Моризо соглашается. В эпоху, когда Школа изящных искусств открыта лишь для мужского пола, она является единственной женщиной группы. С тех пор она связала свою судьбу с Моне, Дега, Ренуаром и прочими импрессионистами и становится одной из главных фигур этого нарождающегося течения.

1.Посмотрите на этот женский профиль. Это — Эдма Моризо, сестра художницы, которая тоже много рисовала. Она склонилась здесь над спящей Бланш, своей второй дочерью. У Моризо рисование — семейное дело. Две сестры создают ансамбль. Их учитель Жозеф Гишар водит их в Лувр, чтобы копировать творения Тициана, Веронезе или Рубенса. Но с 1860 года Берте хочется заняться чем-то новым: рисовать на природе. Сестры приходят в студию Камилла Коро, весьма почитаемого пейзажиста. Одинаково талантливые, они вместе впервые выставляются в официальном Салоне в 1864 году, а потом ежегодно участвуют в выставках. Эта тесная связь заканчивается в 1869 году, когда Эдма бросает карьеру художницы, чтобы последовать за мужем, морским офицером, в Лориан. Это не мешает Берте Моризо продолжать писать свою дорогую сестричку, когда в одиночестве («Чтение, 1874 г.), когда вместе с ее двумя маленькими дочерьми, Жанной и Бланш («Сирень», 1874 г., Морекур). Портреты других членов семьи последуют за ней: ее кузины, но, главным образом, ее дочь Жюли, родившаяся в 1878 году, и ее муж, Эжен Мане, брат Эдуарда.

2.Посмотрите на этот жест матери, тянущей занавесь колыбели, чтобы укрыть дочь от посторонних взглядов. Какая деликатность! Одна эта маленькая деталь показывает чувство материнской нежности, струящейся из полотна. Это первая сцена материнства у Берты Моризо. Эта тема станет одной из любимых. Восхититесь молодой женщиной: поза внимания, ниспадение платья и кружев, маленькие пряди волос, ласкающие ее лицо, тонкие пальцы — все атрибуты женственности налицо. Столько деталей, которые заставили критиков с оттенком снисходительности квалифицировать искусство Берты Моризо «феминистским». В 1896 году критик Камилл Моклер пошел дальше и назвал импрессионизм «исключительно женским искусством», как по выбору тем — сцены повседневной жизни, портреты женщин с детьми, интерьеры, сады с цветами, — так и по вкусу к небольшому формату.

3.Восхититесь прозрачностью занавеси. Получить эту легкую, как перо, материю с помощью масляной живописи — настоящее чудо. «Боюсь, она хотела заставить масло делать то, что делает исключительно вода», — удивляется ее прежний учитель Жозеф Гишар. Эта легкая передача характерна для акварели и является фабричной маркой Берты. Чтобы обеспечить этот световой эффект, она усеивает полотно тонкими белыми мазками. Белый цвет Эмиль Золя называет «жемчужным». Эта прозрачная палитра стоит ей сравнения с художниками Ватто и Фрагонаром. Но сквозь этот вибрирующий свет она вписывается в самый чистый импрессионизм. Она без устали разрабатывает свой стиль рядом со свояком Эдуардом Мане и своими друзьями, Ренуаром и Моне.

4.Обратите внимание на домашний интерьер. Это повторяющиеся рамки ее творчества. Все портреты сценически поставлены. Чаще всего действие происходит в интерьере, в успокоительной семейной среде. В ее картинах места, которые она посещает и любит: дом, где провела детство, на улице Франклина в Париже (16 округ), потом собственный дом на улице Вилльжюст в том же округе или своя резиденция в Буживале. Не стоит забывать и Ниццу, где она периодически отдыхала. А когда, на манер импрессионистов, выходила на природу, это был ее сад или соседний Булонский лес. Для нее жизнь и искусство нераздельны. «Мне всегда было трудно оторваться от близких мест, людей и даже животных. А самое милое в этом то, что все считают меня бесчувственной», — признается она в 1890 году. Ее любимые темы — сцены семейного счастья, портреты женщин и детей, привычные пейзажи. Интимное творчество, решительно развернутое в сторону частной жизни. Быть может, именно это отличает ее от других импрессионистов.

5.Поглядите на согнутую левую руку мамы. Она как бы эхо согнутой руки ребенка, так же, как белая драпировка шторы соответствует занавеси колыбели. Полотно Моризо — целая сеть соответствий с линиями и цветом, которые как бы звучат в унисон. Для художницы живопись также и территория постоянного эксперимента с цветом, прозрачностью, линиями. Ей удалось перебросить мостик между точностью рисунка Ренуара и расплывчатостью рисунка Моне. Она зашла в поисках так далеко, что ее последние виды Булонского леса, вышедшие из фотографии и японского искусства, находятся на грани абстракции. Этим направлением пойдет Моне через двадцать лет. Но, несмотря на свой модернизм, Берта никогда не устраивала скандалов, как ее друзья. Так в 1880 году, после пятой выставки импрессионистов, Шарль Эфрусси написал в «Газете изящных искусств»: «Мадам Берта Моризо — истая француженка по своей изысканности, элегантности, веселости, беззаботности; она любит увеселяющую и подвижную живопись; она дробит в своей палитре лепестки цветов, чтобы потом выложить их на картине душевными мазками, брошенными наугад, которые сочетаются, комбинируются и, в конечном итоге, производят нечто тонкое, живое и очаровательное».

ЦИТАТА. «То, что в группе импрессионистов была женщина, становится сегодня символом и открывает, что в среде художников происходила революция, и она была не только живописной».

Жан-Доминик Рей, художественный критик

866


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95