Евгений Замятин учился на кораблестроительном факультете. После его окончания он стал на нём же и преподавать. Однажды его командировали в Великобританию, чтобы участвовать в строительстве ледоколов, которые потом перегонят в Российскую империю. В Великобритании отрасль судостроения была самой развитой в мире. Города Глазго и Ньюкасл поставляли суда всем — от Бразилии до Японии — с 1880-х годов.
Портрет Евгения Замятина. Источник: wikipedia.org
Первый в мире ледокол арктического класса, «Ермак», заказанный Российской империей в 1898 году, был сделан в Ньюкасле. Это была идея Степана Макарова, который стоял за то, чтобы осваивать Северный морской путь. Именно он потом, в 1901 году, именно на этом ледоколе, достиг земли Франца-Иосифа.
Идея была в том, что Северный морской путь открывал кратчайший путь из Европы в Азию. Помимо этого, русский флот зависел от Балтийского моря и мог, гипотетически, быть однажды блокирован. Для достижения целей нужны были суда, способные как проходить через льды сами, так и проводить другие корабли, выступая перед ними, разрубая толщи льда.
Макаров погиб в 1904 году в русско-японской войне, потом скончался и Дмитрий Менделеев (в 1907 году), помогавший ему проектировать «Ермака». Дело притормозили.
В 1916 году Замятин поехал в Англию с другими инженерами — участвовать в строительстве такого же ледокола, как «Ермак», — только этот, новый, получил имя «Святогор».
В 1917 году ледокол коснулся воды, начал работу. Но уже через город его угнали англичане. Было это так. Шла Гражданская война. Со стороны Белой армии на территорию Архангельска пришли англичане. Их оттуда выбили, но «Святогор» они увели.
Уже в 1921 году ледокол выкупили обратно. В 1927 году его переименовали в «Красин» — в честь дипломата, который участвовал в сделке со стороны СССР.
Ледокол «Красин». Источник: wikipedia.org
А в 1928 году ледокол спас семерых человек из экипажа дирижабля «Италия», потерпевшего крушение над Шпицбергеном. Полётом руководил итальянец Умберто Нобиле.
Дирижабль возвращался из Арктики, обледенел, отяжелел и рухнул. Один человек, механик Винченцо, погиб сразу, девятерых выбросило за борт, шестерых унесло на дирижабле ветром (их потом так и не нашли, в истории они остались под именем «группа Алессандрини»). Выжившие были разделены на две группы: одни оказались на суше, другие дрейфовали на льдине.
На спасение выживших послали самолёты и суда, в том числе китобойные. Через два месяца их нашёл шведский лётчик Лундборг, он прилетел на биплане и смог забрать только Нобиле с его собакой по имени Титина.
Ещё через месяц с воздуха оставшихся нашёл советский пилот Борис Чухновский. Он радировал «Красину». И «Красин» забрал всех оставшихся к тому времени семерых человек, один, Мальмгрен, всё-таки погиб, попытавшись в одиночку добраться до базы, которая на Шпицбергене была.
Об этих событиях снят фильм под названием «Красная палатка».