Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как я строил Бурейскую ГЭС

Воспоминания очевидца о масштабной стройке на Дальнем Востоке

Бурейская ГЭС - крупнейшая электростанция, расположенная на реке Бурее у посёлка Талакан в Амурской области. Её строительство началось аж в 1976 году, но активные работы проходили лишь в период с 1999 по 2007-й. Ввод в эксплуатацию Бурейской ГЭС мощностью 2010 МВт позволил обеспечить электроэнергией дефицитные регионы юга Дальнего Востока, в том числе, космодром "Восточный", и даже начать экспорт электроэнергии в Китай. Участник стройки, Юрий Владимирович Мульков, рассказал нам о том, каково это - строить одну из крупнейших в России ГЭС.

В 2000-м году я устроился работать на Бурейскую ГЭС плотником-бетонщиком 3 разряда. Пришли мы звеном в составе 6 человек, уже сработавшихся понимающих друг друга с одного взгляда; работали вахтовым методом. И нас влили в бригаду. В то время стройка начинала набирать обороты, нанималось много людей.

Попадались разные люди. Со временем случайные уходили, и оставались те, кто хотел работать, кто не прятался, не хитрил, а честно работал. Я убедился в одной очень важной истине: людей судят не по словам, а по делам, пускай по маленьким и ничего не значащим (прибил доску, убрал строительный мусор). Важно, чтобы ты честно трудился, и тогда уважение окружающих людей придёт само собой: смогут многое простить, понять, выручить. Но хитрость и изворотливость не простят никогда.

Наше звено, 2003 или 2004 год
Наше звено, 2003 или 2004 год

Наша бригада работала на монтажной площадке ГЭС - это площадка, на которой впоследствии должны были собираться и ремонтироваться агрегаты ГЭС. Возведение монтажной площадки считалось одной из самых муторных работ. Сверху это была обычная площадка размером около 30 х 30 метров, а вниз она уходила метров на 40 и состояла из лабиринтов стен, закоулков, этажей, в которых сейчас я, наверное, точно заблудился бы. Причём все эти стены были шириной не более 1.5 метров и напичканы арматурой под самую завязку. Рабочая одежда через одну, максимум две вахты приходила в негодность и выглядела так, будто её специально резали бритвой, что порождало немало шуток. Что-что, а пошутить в бригаде любили – воистину, мужики никогда не повзрослеют!


Монтажная площадка ГЭС еще не облагорожена, но уже готова под монтаж первого рабочего колеса. На фотографии разгрузка первого рабочего колеса.

Начался штурм

Зимой 2001-го года руководством было решено полностью перекрыть реку Бурею. Надо отметить, что ГЭС строилась этапами и была разделена на три котлована. Первый - это здание ГЭС, второй и третий - это водосбросная часть плотины. Во втором котловане уже подняли так называемые столбы, и зимой, когда расход воды в речке был минимальный, это позволяло пропускать воду через второй котлован и работать в третьем.

Начался штурм третьего котлована - это был действительно штурм, никого и ничего не жалели, в том числе, технику и денег на зарплату. Приходя на смену, мы меняли ночную или дневную смену прямо на рабочем месте, без перекуров, без обязательной планёрки, на которой бригадир ставил задачи и расставлял людей. Выглядело это так: с автобуса прибежал, переоделся и бегом в блок, где твой товарищ передавал лопату, лом, другой инструмент, и ты брался за работу, а он шел отдыхать, чтобы после сменить тебя. Главная задача для всех была - оторваться от скалы.

К середине февраля мы уже оторвались от скалы, и ушли метров на 12 вверх. Основная задача была выполнена, но мы продолжали работать. Конец работе положила вода. Ночью, часов в 11 начало топить соседнею бригаду. Откуда шла вода, я до сих пор так и не понял - было ощущение, что она идет снизу, из-под скалы. Вода прибывала медленно и неотвратимо. В двенадцать началась эвакуация. Мы спасали инструмент: вибраторы, преобразователи, сварочные аппараты. Почему мне это заполнилось? Не забуду работающий кран ДЭК 631, стоящий гусеницами в воде. Было такое впечатление, что он отстреливается до последнего патрона. Потом крановщик положил стрелу крана на бетон и по стреле вылез к нам, а к семи утра кран скрылся под водой. И очередной этап строительства был подытожен. Нас обратно перебросили на здание ГЭС. И сейчас, смотря на фотографии, где течет вода по третьему котловану, я всегда вспоминаю кран, работающий со скрытыми в воде гусеницами.


Это третий котлован, поднятые первые столбы плотины. На следующий год здесь будет уже бетон.


Третий котлован. Завораживающее зрелище: место, где мирная, спокойная речка превращается в необузданную свирепую силу. 

Судьбоносная встреча

Дальше был монтаж блоков, плотницкие работы, приёмка бетона, шутки ребят из бригады. Жили одним коллективом, деля радость и огорчения. Пока в моей жизни не произошло событие, перевернувшее всю мою жизнь.

Было это обыденно, я шел по стройке, неся на плече нивелир со штативом. Настроение было прекрасным: мне предложили работу мастером в нашей бригаде, в общем, жизнь была замечательной и сияла всеми цветами радуги. По дороге в «прарабку», меня остановил мужчина со странным вопросом: разбираюсь ли я в компьютерах. Если честно, я сильно растерялся. Дело в том, что я недавно приобрел компьютер, и в силу своих сил и возможностей, а главное, безумного энтузиазма, извращался над ним, как только мог: ставил программы, сносил операционную систему, форматировал диск, заново ставил операционную систему. На его вопрос я ответил очень осторожно: смотря, что ему надо. Если отформатировать диск, то это ко мне, если восстановить, то лучше взять моего более опытного товарища по форматированию дисков. Видя, что я не совсем понимаю суть вопроса, он рассмеялся и представился: это был главный технолог «Буреягэсстроя» Лахтин Владимир Владимирович. Кто ему указал на меня - не знаю.  Но он сделал мне заманчивое предложение: они организовывали группу конструкторов, и мне предложили  в ней работать. Видя мое сомнение, он дал свою визитку и попросил зайти к нему. Вечером после долгих колебаний я всё-таки зашел. Наш разговор и его убеждения останутся в моей памяти на всю жизнь. «Ты сейчас смотришь на строительство с одного ракурса, я предлагаю тебе работать с опытным конструктором, который тебя научит смотреть и думать по-другому».

Так я оказался в конструкторском бюро «Буреягэсстроя» и начал учиться и работать со своим учителем, которого звали Богдан Андреевич Руль. Сколько он вложил в меня труда и сил, знает только он один. Но поверьте, их было не мало: из человека, который знает только одно название программы «Автокад» и не представляет, как в ней работать, сделать инженера, который не только может работать в этой программе, но и производить расчеты конструкций. Богдан Андреевич для меня остаётся, да и наверное останется эталоном, к которому нужно стремиться. Это человек, в 78 лет изучающий программу трёхмерного моделирования не потому, что она ему нужна, а потому что всегда надо достигать чего-то нового. Но в тот момент я видел только невысокого человека с внимательным доброжелательным взглядом.


На фотографии Богдан Андреевич.

У Богдана Андреевича за плечами был огромный опыт, а его идеи и разработки были не раз востребованы на строительстве Бурейской ГЭС. Их было много: мост через третий котлован, по которому можно было перегонять технику; эстакады для переподьема кранов массой 650 тонн; эстакады для работы кранов. 


Мост через третий котлован, позволяющий перегнать технику на другой берег.


Монтаж рабочей эстакады для работы крана КБГС -450.


Это уже работа крана  КБГС-450 на эстакаде. Крановщики  сначала побаивались работать на ней: кран висит над обрывом около 30 метров. После привыкли.


Переподьем крана КБГС-1000 массой 650 тонн. Смысл этой эстакады в том, чтобы с одной высотной отметки переставить кран на другую высотную отметку, не разбирая его. Высота  переподьема около 30 метров. 

Шло время, третий котлован был перекрыт, начиналось заполнение водохранилища. Чтобы вода не пошла через верх плотины, её пропускали через донные отверстия, оставленные специально для этого между столбами ГЭС. Это было красивое и жуткое зрелище: гладкую арматуру диаметром 32 мм вода вязала в узлы и спирали, как простую проволоку. 


Пропуск воды через донные отверстия. Когда пропускали воду, я впервые осознал её силу.

Я уже более-менее освоился и потихоньку втягивался в инженерную работу, жутко интересную, творческую, монотонную, изматывающую. Почему интересную? Было задание, рождалась идея, идея переходила в чертеж, чертеж уже становился конструкцией. Творческая, потому что первое, что пришло в голову, - это хорошо, но можно попытаться сделать лучше. Лучше у меня получалось с третьего раза. А Богдан Андреевич учил, что самый хороший вариант - это пятый. Поэтому работа ещё и изматывающая.

Дальше были конструкции по опалубке водоводов, сборка турбины. 


Почти собранная улитка первого агрегата, с выходом на водовод, который подойдет к ней чуть позже. 


Монтаж первого рабочего колеса. Знаковое событие для любой ГЭС.


Это сборка статора турбины. Если представить простой электродвигатель, принцип тот же. Только объемы другие, ну и мощность тоже другая. 


А это уже водоводы первого и второго агрегата, которые подойдут к улитке. Водоводы заведены на нижний напорный уровень, после часть их демонтируют до арматурной сетки, и водовод устремится вверх до проектной отметки.

Нашему КБ была поставлена задача разработать опалубку для бетонирования водовода. Идею и разработку опалубки взял на себя Александр Васильевич, начальник нашего КБ. Требование были жёсткие, водовод должен выглядеть достойно: он идёт снаружи ГЭС и бросается в глаза первым. Дело, на первый взгляд, очень простое. Но для примера попробуйте взять наклонную трубу диаметром 7 метров и разрезать её параллельно горизонтальной плоскости. Получится овал, и его нужно будет присоединить перпендикулярно к наклонной грани плотины, после чего нужно сделать развертку в одну плоскость, то есть получить чертежи с точностью ±2 мм и удержать всю эту махину минимальным количеством анкеров. Это очень сложная задача. В итоге было сделано 2 комплекта опалубки, и ими забетонировали все шесть водоводов. 


На заднем плане опалубка водоводов, на переднем - эстакада для переподьема крана. Ну и первая моя самостоятельная работа: опалубка разделительной стенки водослива.

Самая трудная задача

А дальше была, на мой взгляд, самая трудная задача в гидростроительстве: его величество водослив. Водослив представляет собой трамплин для воды. Скорость и сила воды просто неимоверная, и если на бетонной поверхности будет неровность, то вода просто разрушит эту поверхность. Если бы во время моей работы на третьем котловане мне бы сказали, что я буду принимать участие в решении этого вопроса, я бы просто не поверил. Но это произошло. В моей памяти эта работа останется примером, как должен работать коллектив. Весь коллектив «Буреягэсстрой» - от рядового монтажника до генерального директора. После долгого анализа начался поиск решения поставленной задачи. Экспериментов было много. Было залито много экспериментальных блоков в теле плотины, на которых оттачивалось технология бетонирования.

Работали все: технологи разрабатывали технологию укладки бетона, строительная лаборатория разрабатывала состав бетона, мы разрабатывали опалубку для укладки бетона, производители работ воплощали все это в жизнь. Сейчас, когда пересматриваю фотографии, кажется, что это все просто и элементарно. Но на самом деле за этой простотой стоит огромный труд. Чтобы представить этот труд, попробуйте взять бумагу начертить на нем развертку пяти частей конуса, склеить между собой и получить один повернутый конус с заданными параметрами. 


На фотографии бетонирование водослива опалубкой, разработанной в нашем КБ. Мы смотрим, как ведет себя конструкция. Фотографирует нас Богдан Андреевич.


Начало испытания водослива затворы только начинают открывать.


Открыт один затвор водослива. 


Водослив сбоку. Это уже проектная мощность. 


И работа водослива вблизи.

Со мной работало много инженеров, которые учили, наставляли, направляли в нужное русло. Мне всегда были интересны дискуссии Богдана Андреевича и его друга, грамотного инженера Руденко Ивана Ивановича. Задачи, которые они ставили, их толерантность к другим людям, особенно к молодым инженерам. Я, наверное, не смогу передать атмосферу, которая царила на строительстве Бурейской ГЭС, с её субботниками, праздниками, поздравлениями с днями рождения, с походами, со сплавами по реке, с чтением собственных стихов.

Там я понял одно: если хочешь быть счастливым, то будь им. Всё зависит от тебя, а не от кого-то ещё. Ну, вот вроде и всё.

1260


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95