Стареть - это плохо?
А может быть, во всём нужно искать положительные стороны?
Обязательно прочтите до конца.
(Григорий Ростиславович Гречкин, редактор сайта)
В возрасте двадцати лет запускается процесс старения мозга. Изменения, которые происходят, остаются незаметными до 50–60 лет. А вот дальше могут начаться проблемы.
Автор книги «Мозг на пенсии» Андре Алеман — профессор когнитивной нейропсихологии. Научную карьеру он посвятил изучению мозга и процессов его старения. И вот некоторые данные о том, как меняется мозг на протяжении жизни человека.
Как меняются наши умственные способности: научный взгляд на проблему
Извечный вопрос, который мучает многих: почему один человек и в 100 лет остается здоровым, бодрым и сохранным психически, а у другого уже к 60 годам начинаются нешуточные проблемы с памятью? Кто предрасположен к болезни Альцгеймера и как это выяснить? И как, собственно говоря, выглядит мозг пожилого человека и что это нам сулит? Пролить свет на эти тайны пытается в своих работах Андре Алеман. Будучи студентом, он уже заинтересовался процессами старения мозга.
Дипломная работа его была посвящена связи гормона роста и когнитивных навыков пожилых людей. С тех пор Алеман участвовал во многих исследованиях мозговых функций у стареющих людей, публиковал статьи в различных изданиях и стал признанным экспертом в этой области. С 2012 года он исследует функции мозга у пожилых людей, которые страдают от ухудшения памяти, однако довольно активных, способных жить самостоятельно и не имеющих диагноза «деменция» (слабоумие). За все годы научной деятельности профессор Алеман накопил огромный экспериментальный материал, который может объяснить процессы, происходящие с человеческим мозгом не только в старости, но и на протяжении всей жизни.
Гибкость мышления
Это удивительно, но французские ученые из университета Лотарингии обнаружили, что с возрастом пауки менее искусно плетут паутину и чаще ошибаются. Подопытным «кроликом» стал обыкновенный домашний паук (Zygiella x-notata). Исследователи проанализировали форму, частотность и количество дырочек в паутине. Рисунок паутины, сплетенной старыми членистоногими, был нерегулярным, а расстояние между нитями — слишком большим. У молодых особей паутина ровнее, более правильной, округлой формы. Ученые выдвинули гипотезу, что это связано с ухудшением состояния ЦНС (центральной нервной системы), однако ее еще предстоит проверить. Возможно, это даст ценную информацию о механизмах, которые лежат в основе снижения работоспособности человека с возрастом.
Начинают ли люди с возрастом хуже справляться со сложными заданиями? Скорее да, чем нет. Дело в том, что страдают «исполнительные функции»: планирование и координация действий, контроль, умение регулировать эмоции, адаптироваться к ситуации и восстанавливаться. Другими словами, это когнитивные процессы, благодаря которым мы можем контролировать свое поведение и сознательно им управлять. Например, вы куда-то опаздываете и видите, что загорелся желтый сигнал светофора, но в состоянии подавить импульс проскочить перекресток. Еще один пример: приготовление блюд. Эта деятельность очень сильно зависит от того, в каком состоянии наши исполнительные функции. Иначе просто ничего не выйдет!
Канадский ученый Фергус Крейк изучал способность к планированию и контролю над ситуацией, а также косвенно — проспективную память (она отвечает за запоминание задач, которым требуется уделить внимание в будущем) у молодых и пожилых людей в ходе приготовления обыкновенного завтрака. Это был виртуальный эксперимент. Испытуемые получили рецепты пяти блюд — от тостов до панкейков. Когда они начинали «готовить» то или иное блюдо, то выбирали соответствующую картинку на экране. Задача была такой: приготовить все блюда на завтрак одновременно, а пока еда готовится, накрыть «стол» (определенную зону на экране).
В усложненном варианте теста нужно было переключаться между вкладками — каждое блюдо было на «своем» экране компьютера. Результаты получились любопытными. Участникам в возрасте 70 лет было труднее координировать готовку, чем 20-летним. Пожилые люди также хуже планировали действия, но только в сложном варианте теста. Таким образом, можно утверждать, что старым людям планирование и координация деятельности даются действительно хуже.
Скорость обработки информации (или скорость мышления) — еще один процесс, которому вредят годы. Пожилым людям требуется больше времени, чем молодым, чтобы усвоить новую информации и выдать реакцию. Иначе говоря, старикам не так просто понять, что им говорят (или что они читают), а также решить как поступить, учитывая новые данные. Сложности вызывает необходимость следить за оживленным разговором, готовка по незнакомому рецепту, попытки понять, что объясняет какой-то специалист, будь то врач или сантехник.
Надо сказать, что скорость обработки информации начинается уменьшаться с той же заветной цифры — с 20 лет. Однако это не мешает человеку нормально жить и работать еще приблизительно полвека. Ученый Тимоти Солтхаус занимается изучением связи старения и познавательных способностей. Он уверен, что замедление мыслительного процесса — основа всех других нарушений психической деятельности в преклонном возрасте, включая расстройства памяти и нарушение способности к выполнению задач. По его мнению, это критическая точка, которая лежит в основе большинства изменений мозга, связанных со старением.
Память в повседневной жизни
Все хотят жить долго, но мало кто хочет стать старым и немощным.
Особенно пугает перспектива лишиться памяти или разума вовсе. Не считая проблем соматического характера, почти каждый человек опасается именно когнитивных расстройств. Но действительно ли возможности мозга ослабевают с возрастом в 100% случаев? Когда начинается этот процесс и как развивается? Предлагаем разобраться в этом вопросе. Предупрежден — значит вооружен. Память — первое, что приходит на ум, когда вспоминаешь о старении. Представляется неухоженный старичок, вечно забывающий о том, куда положил свои очки.
В какой-то мере это соответствует действительности, но все же не полностью. Бытует мнение, что память пожилого человека похожа на забитый бумагами ящик стола: если она заполнена, то надо выкинуть старое, чтобы положить что-то еще. Эта идея, конечно, выглядит логичной, но существуют исследования, которые доказывают, что долгосрочная память не может быть переполнена — наоборот, с возрастом она способна удерживать все больше и больше информации.
Кратковременная память — вопрос другой: старым людям и правда немного сложнее схватывать на лету и запоминать новое. Хранение информации и доступ к ней — это две разные вещи. Люди, которые достигли 60 лет, очень часто жалуются на память: то одно забудут, то другое. Но на самом деле снижение памяти начинается еще с 20 лет. Просто в промежутке между 60 и 70 годами происходит резкий скачок вниз, который и замечает большинство людей.
Так что даже если вы считаете, что у вас и после 20 идеальная, цепкая, «фотографическая» память — это наверняка не так (если, конечно, вы не обладаете суперспособностями). В 19 лет вы могли запомнить гораздо больше и гораздо быстрее. Но на самом деле это ни капли не мешает жить. Более того, львиная доля тех, кто выходит на пенсию, тоже не страдают от серьезных расстройств памяти.
Все мы время от времени забываем имена, номера телефонов и лица людей, с которыми только что познакомились. Стареем ли мы, если это происходит чаще? И да, и нет. Ослабление памяти на события может быть вызвано усталостью и перенасыщением, нарушением мотивационного компонента памяти (его исследовала основатель отечественной патопсихологии Б. В. Зейгарник — по ее словам, у человека должен быть мотив, который побуждает его запоминать что-то, а в его отсутствие качество запоминания понижается). Для проверки событийной памяти психологи используют методику заучивания слов: зачитывают вслух 15 несвязанных между собой слов («стол», «камень», «шмель») и просят воспроизвести услышанное. Люди среднего возраста (около 45 лет) повторяют 7–8 слов.
Если же прочитать список еще четыре раза, многие вспоминают от 12 до 15 слов. А вот после 70 лет показатели падают: после первого прочтения люди воспроизводят 5 слов, после еще четырех — около 9 слов. Получается, что с возрастом нам труднее запомнить случайный набор слов. Именно поэтому старые люди нередко возвращаются из магазина не с теми продуктами, за которыми ушли: запомнить список покупок, состоящий из разных, не связанных продуктов им уже тяжело. Легче запомнить ингредиенты для торта, чем такие товары, как сахар, яблочный сок, гречка, клубничный йогурт и болгарский перец
Позитивные эффекты старения
Значит ли все это, что старость — это страдание? Конечно же нет. На самом деле всё не так плохо: в некоторых областях пожилые существенно превосходят молодых. В психологии есть специальное понятие — кристаллизованный интеллект. Это способности и навыки, которые не меняются и даже улучшаются с возрастом.
Это становится возможным благодаря знаниям и навыкам, которые накапливаются в течение всей жизни. Важными компонентами кристаллизованного интеллекта являются общие знания и словарный запас. А вот краткосрочная память, исполнительные функции и скорость обработки информации, ухудшающиеся с возрастом, называются жидким интеллектом. Понятия «кристаллизованный» и «жидкий интеллект» ввел психолог Рэймонд Кэттелл. Считается, что у человека есть врожденные, биологические качества нервной системы (жидкий, или текучий, интеллект), передающиеся по наследству и не зависящие от опыта и знаний. Кристаллизованный интеллект, напротив, — результат приобретенных знаний и опыта.
Еще порция хороших новостей: люди после 65 лет чувствуют себя намного счастливее, чем молодежь, а еще лучше справляются со стрессом и задачей регуляции эмоций. Принятие сложных решений им тоже дается легче. Видимо, в силу накопленного опыта они подходят ко всему более осознанно. Кроме того, у человеческого мозга довольно большие компенсаторные возможности: пожилые люди задействуют одни зоны мозга, чтобы компенсировать недостаточную эффективности других. Резервы нашего разума больше, чем мы привыкли думать.
Андре Алеман