Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Какое нам дело до проблем компьютерного бизнеса России…

Проблемы отечественного компьютерного рынка, бурно обсуждаемые в специализированной прессе, довольно редко (добавлю также — и не очень адекватно) освещаются в общественно-политических СМИ. Так было и в докризисные времена, и уж тем более сегодня, в условиях фактического коллапса этой отрасли.

Действительно, индустрия вычислительной техники не занимает заметного положения в российской экономике, по крайней мере, рыночный вес компьютерных компаний сегодня несопоставим с предприятиями добывающих отраслей, финансовыми структурами и пр. Вроде бы общепризнанным является тезис о вторичности компьютерного рынка, который кратко выражается в формуле «будут деньги в экономике страны — тогда и компьютерщикам что-то достанется». Вывод из этого звучит примерно так: нужно решать вопросы «большой экономики», а проблемы ИТ-рынка будут решаться сами собой.

Тем не менее представляется, что по целому ряду причин ситуация на ИТ-рынке представляет интерес не только для специалистов, но и для широкой общественности. Ведь сегодня потери компьютерной индустрии существенно больше по сравнению с большинством других отраслей экономики. Это определяется как ее «вторичностью» (деньги сюда попадают в общем-то по остаточному принципу), так и ее полной зависимостью от импортных поставок.

При этом важность ИТ-рынка для России определяется не столько деньгами, вращающимися там, сколько в общем-то уникальным опытом развития в новых экономических условиях, а также тем, что при правильном подходе именно индустрия высоких технологий может сможет обеспечить серьезный прорыв вперед всей экономики страны в целом.

Вне исторического контекста понять происходящие события и представить перспективы развития ситуации очень сложно. И сейчас можно только пожалеть, что история отечественной компьютерной индустрии остается пока вне внимания исследователей. Тем не менее, попробуем хотя бы тезисно охарактеризовать процесс формирования нашей ИТ-индустрии.

Здесь видятся два главных этапа — советский и постсоветский (современный), временная граница которых приходится на 87-90 гг., т.е. совпадает с периодом политико-экономических преобразований в стране.

К началу перестройки в СССР была создана достаточно мощная компьютерная инфраструктура, развитию которой уделялось повышенное внимание со стороны руководства страны. Разработкой и производством ЭВМ и ПО занимались три министерства, два из которых входили в состав знаменитой «семерки» ВПК, а также ряд институтов АН СССР. Практически все электронные компоненты изготавливались местным производством. Гигантское министерство электронной промышленности производило все необходимые компоненты ЭВМ. Разработкой прикладного ПО и эксплуатацией ЭВМ занимались десятки тысяч отделов автоматизации и вычислительных центров в НИИ, на промышленных предприятиях, в органах государственного управления и пр. Десятки (скорее сотни) вузов готовили компьютерных специалистов, уровень квалификации был достаточно высоким по мировым меркам. Престиж специалистов в этой сфере был очень высок.

И вот вся эта огромная инфраструктура, пользующаяся мощной поддержкой государства, фактически полностью рухнула еще в самом начале перестройки. Анализ причин ее краха требует очень долгого разговора, но кратко можно предложить такую формулировку: социализму и высоким технологиям трудно ужиться вместе. Более конкретно это выражалось в двух моментах. Первое: в условиях открытого общества советские компьютерные технологии (и техника, и ПО) показали свою неконкурентоспособность по сравнению с западными аналогами. Второе: сформированная система производственных отношений в компьютерной промышленности никак не способствовала ее развитию.

Как это ни парадоксально, но крушение советской ИТ-индустрии началось с благого намерения реализации на мировом рынке нашего научно-вычислительного потенциала. «Они нам — компьютеры, а мы им — свои программные и технические разработки», — именно такова была идея знаменитого СП «Диалог» (одного из первых совместных предприятий в стране), созданного при поддержке на самом высоком государственном уровне. Однако довольно быстро выяснилась иллюзорность попытки завалить Запад нашими компьютерными технологиями, и все дело свелось к началу поставок импортных ПК в СССР.

Постсоветский период

Факт остается фактом — именно с компьютерного бизнеса началось современное предпринимательство. Самым удивительным в этом является то, что в СССР вычислительная техника вообще никогда не была товаром (в отличие от мебели, машин, обуви и даже квартир). ЭВМ в нашей стране не продавались, а распределялись по строго запланированным фондам. Сегодня вряд ли кто-нибудь сможет вспомнить хотя бы порядок цен советских ЭВМ, потому что этим просто мало кто интересовался, а тем более знал. Возможно, именно поэтому советских пользователей совсем не смущала цена первых импортных ПК, которая была почти в 10 раз больше стоимости легкового автомобиля и в примерно во столько же раз — цены такого же ПК в США. Что же касается программ, то до начала 90-х годов понятия «программа — это товар» вообще не существовало.

Торговля ПК в конце 80-х в СССР была настоящим Клондайком. Тот же «Диалог» за первые два года продал около 8 тыс. ПК и его прибыль за год составила 120 млн. руб. (Для сравнения, прибыль всего КамАЗа, одного из соучредителей этого СП, тогда составляла всего 400 млн. руб.) Так или иначе, но через торговлю компьютерами в конце 80-х прошли почти все представители формирующегося российского бизнеса, причем именно эта деятельность позволила многим из них сформировать начальный капитал для работы в других сферах.

Став доступным рыночным товаром, компьютеры резко расширили категорию своих пользователей, что повлекло формирование рынка разработки ПО, обучения, сервисных услуг. Однако следует сразу отметить, что надежды российских программистов на рост спроса на их продукцию в целом тогда не оправдался. Разработка и продажа ПО (в том числе зарубежного) для абсолютного числа фирм быстро стала (если она вообще осталась) лишь экзотическим дополнением к торговле железом.

В целом первые пять лет современного, рыночного этапа развития отечественной ИТ-индустрии можно назвать «романтическими». В его основе была вера в неограниченные возможности вычислительной техники, которой не давал развернуться социалистический уклад экономики страны, и не меньшая вера в собственный интеллектуальный потенциал. А вдобавок к этому возможность заработать весьма приличные деньги.

От романтизма к реализму

Период романтизма закончился примерно в 92-м году, его сменил период «реализма». Переломный момент определялся рядом факторов. Во-первых, возросла конкуренция на ИТ-рынке и этим делом нужно было заниматься уже достаточно профессионально. Во-вторых, август 1991 г. и последующие события показали, что Россия, вроде бы, намерена решительно двинуться в сторону рыночной экономики и интеграции в мировое экономическое пространство. В-третьих, Россия четко обозначила свое намерение жить по мировым рыночным ИТ-стандартам, приняв закон об охране прав на ПО.

В результате интересы многих ИТ-бизнесменов стали резко смещаться в другие сектора экономики (более доходные, перспективные и пр.). На ИТ-рынке остались те, кто хотел им заниматься всерьез и надолго.

При этом резко пошел процесс легализации компьютерного бизнеса (поверили в перспективы, получив все, что могли от доноров — предприятий, на базе которых формировались): именно 92-93 гг. совпадает с днем рождения большинства работающих сегодня отечественных компьютерных компаний, а также открытия представительств ведущих международных компаний.

Здесь следует подчеркнуть, что «романтический» период 87-92 гг. в целом подтвердил высокий уровень компьютерной индустрии эпохи социализма. Именно ее представители продемонстрировали отличную готовность к политико-экономическим преобразованиям в стране. Компьютерщиков той поры, причем на руководящих должностях, можно найти практически во всех секторах современного российского бизнеса. Наверное, в значительной степени это объясняется спецификой сферы вычислительной техники — крайне высокими темпами обновления технологий, которая подразумевает необходимость постоянного обучения, поиска новых решений и пр.

Разумеется, многие российские фирмы создавались отнюдь не на пустом месте, но все же их отличительной чертой было минимальное участие в переделе собственности типа приватизации или акционирования госпредприятий. Фундаментом их развития в большей степени стал взятый от материнских предприятий интеллектуальный потенциал. (Правда, стоит отметить выход на передний план в 1995 году ряда компаний «второй волны», начинавших вообще фактически с нуля).

По оценкам IDC в 1997 г. объем российского ИТ-рынка составил около 4 млрд. долл. Сумма вроде бы не очень значительная для страны, но самое главное здесь другое: уже тогда можно было весьма уверенно предсказать, что доля компьютерного бизнеса в хозяйственном механизме страны будет постоянно возрастать. При этом важным моментом являлся опережающий рост «российской составляющей» этого бизнеса (объем российских продуктов и услуг).

И спустя десять с лишним лет, несмотря на все неурядицы, на фоне падения производства и финансовых катаклизмов, российская ИТ-индустрия демонстрировала устойчивый ежегодный рост на 25-30 процентов (хорошим интегральным показателем являются, в частности, объемы продаж компьютеров). По мнению ряда аналитиков, даже при минимальных признаках экономического подъема (речь идет о докризисном периоде) в стране объем ИТ-рынка может за год возрасти ещё в 2-3 раза.

Российский ИТ-бизнес с самого начала создавался на основе глубокой интеграции с мировой компьютерной индустрией высоких технологий, развитие которой основывается на базе международного разделения труда. В настоящее время в нашей стране представлены практически все лидеры компьютерного мира, и хотя доля российского бизнеса у международных компаний чаще всего не превышает 1 процента от их общего оборота, они готовы к расширению своей деятельности в России.

Здесь следует отметить, что специфика рынка высоких технологий такова, что деятельность зарубежных фирм в конкретной стране изначально основывается на сотрудничестве с партнерской сетью местных фирм, а сами представительства формируются на основе местных кадров. Понятно, что работа любых компаний имеет целью решение собственных бизнес-задач, но сегодня можно уверенно констатировать, что за последние годы представительства зарубежных корпораций сделали просто огромный вклад в развитие российской компьютерной индустрии и популяризации идей информационных технологий среди широкой общественности страны.

Одним из главных итогов развития российского компьютерного рынка является то, что несмотря на свои небольшие в абсолютном выражении размеры, здесь сложилась законченная инфраструктура ИТ-индустрии: каналы поставок зарубежной техники и ПО, производство компьютеров, разработка программного обеспечения, системная интеграция, ИТ-отделы предприятий, техническое обслуживание, подготовка специалистов, розничная торговля, специализированная пресса, книгоиздание и пр. И все это основывается на четкой схеме разделения труда и сотрудничества (при наличии, разумеется, жесткой конкуренции в каждом отдельном сегменте).

Является общепризнанным, что уровень специалистов, организация работы компаний, управление бизнесом в российском компьютерном бизнесе вполне соответствуют мировому уровню. Опыт показывает, что менеджеры, прошедшие школу работы в компьютерных фирмах, могут с успехом трудиться практически в любых других отраслях. Вопрос о том, какое положение смогут занять отечественные компании в мировой системе, можно обсуждать отдельно, но то, что потенциал страны в области высоких технологий довольно велик, признают все эксперты — отечественные и зарубежные. Более того, авторитетные представители международного компьютерного бизнеса считают, что именно развитие информационных технологий, где динамика изменения ситуации велика как нигде еще, позволит России сделать прорыв на международный рынок, а значит, и решающим образом повлиять на экономику страны.

ИТ-бизнес как индикатор экономики

В сегодняшней кризисной ситуации следует отметить еще один важный момент — компьютерная отрасль является очень хорошим индикатором состояния экономики страны в целом. С одной стороны, информационные технологии не относятся к товарам первой необходимости — это явно выраженные вторичные рынки, на которые потребитель приходит с деньгами по остаточному принципу (что, кстати говоря, является неверным — компьютеры при их правильном использовании могут решать вполне конкретные коммерческие проблемы). С другой стороны — в силу своего всеобъемлющего назначения компьютерный бизнес работает для всех отраслей экономики (и отражает их состояние): центральных и региональных государственных структур, различных уровней предприятий и частного сектора.

И тут наступил кризис...

Обсуждение сегодняшнего состояния отечественного ИТ-бизнеса и перспектив его выхода из кризиса заслуживает совершенно отдельного разговора. При этом следует иметь в виду, что ситуация здесь постоянно меняется, а любые прогнозы носят обостренно вероятностный характер. Потери несут все сегменты рынка, но все — в разной степени. Например, спад спроса в наименьшей степени коснулся отечественных производителей ПО и такого ранее незаметного бизнеса, как ИТ-обучение (и то, и другое является вполне объяснимым).

В заключение можно уверенно сказать, что нынешний кризис является серьезным рубежом в развитии российской ИТ-индустрии. И дело даже не в том, что на восстановление докризисных объемов рынка потребуется немало времени (год как минимум), что кто-то потеряет свои позиции (или даже совсем уйдет с рынка), а кто-то их укрепит. Важнее то, что скорее всего произойдет весьма серьезная структурная перестройка всей индустрии и изменения влияния ее отдельных сегментов, коррекция самого стиля ее работы.

Лидерам бизнеса придется все же осознать себя неотъемлемой частью экономики страны и понять, что стратегические перспективы развития ИТ-индустрии очевидным образом зависят от общего социально-политического

Ваш Андрей Александрович Колесов

1155


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95