Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Прогресс компьютерных технологий очевиден, но...

Однажды, блуждая по Интернету, я наткнулся на текст из разряда «компьютерные хохмы» под заголовком «Если бы Microsoft делала автомобили»:

1. Каждый раз, когда будет освежаться дорожная разметка, вам придется покупать новую машину.

2. Время от времени ваша машина будет глохнуть без видимых причин и ее придется заводить заново. А порой, чтобы исправить неполадки, вам придется даже менять в ней двигатель. Странно, но вы будете воспринимать это как норму.

3. Все будут приходить в восторг от характеристик новых моделей машин Microsoft, забывая, что все то же самое давным-давно присутствует в автомобилях других производителей.

4. В машине можно будет ездить только поодиночке, если только Вы не приобрели модель CarVista или Car7. Но в этом случае придется купить дополнительные сидения и новый двигатель.

5. Фирма Macintosh сделает машину, работающую от солнечной энергии, более надежную, простую в управлении и в пять раз более быструю. Но она сможет ездить только на 5% дорог.

6. Владельцам автомобилей Macintosh будет настойчиво предлагаться выполнить модернизацию на машину Microsoft. Но сделав это, они обнаружат, что их авто ездит гораздо медленнее.

7. Индикаторы «масло», «бензин», «подсос» будут заменены на лампочку «Общая неисправность».

8. Для новых сидений потребуется стандартный размер пассажиров.

9. Система аварийного спасения вместо моментального надува воздушных емкостей будет сначала заботливо спрашивать: «Вы уверены, что хотите этого?».

10. Если вы попадете в аварию, то даже не поймете, что же случилось на самом деле.

В принципе в компьютерных кругах уже давно известно несколько вариаций на эту же тему — они неоднократно публиковались в прессе. Однако в попавшемся мне варианте во вступительном комментарии содержалось одно любопытное уточнение, которое заставляет по-другому взглянуть на этот, казалось бы, ставший уже привычным антимайкрософтовский выпад.

По версии анонимных авторов данного текста, история его появления такова. Однажды, на проходившей в Лас-Вегасе крупнейшей в мире компьютерной выставке, президент Microsoft Билл Гейтс, желая проиллюстрировать успехи компьютерной индустрии, сделал в своем выступлении традиционное сравнение с автомобильной промышленностью: «Если бы General Motors поддерживала темпы развития технологий теми же темпами, что и в компьютерной индустрии, мы бы все ездили на машинах стоимостью в 25 долларов со скоростью 900 миль в час и тратили бы 1 галлон бензина на 1000 миль». Немного позднее компания General Motors опубликовала свое встречное заявление: «Да, но вы захотели бы, чтобы ваш автомобиль рассыпался на кусочки по два раза в день?». И сопроводила его развернутым комментарием из 10 пунктов под приведенным выше заголовком. На самом же деле упрек Биллу Гейтсу можно сделать лишь в том, что, просто повторив один из вариантов давным-давно известного афоризма, он зачем-то упомянул вполне конкретную автомобильную компанию.

Однако, если приглядеться внимательнее к тексту ответного послания General Motors, то можно легко убедиться, что, говоря о Microsoft, речь также идет совсем не о конкретной фирме, а обо всей компьютерной индустрии. И что за этой вроде бы забавной шуткой скрывается довольно серьезная обеспокоенность всего американского общества состоянием дел в области ИТ-технологий.

Компьютеры и автомобили меняются местами

Афоризм со сравнением компьютеров и автомобилей лично я встречал еще в книге «Физики шутят», датированной концом 60-х годов. Хотя уже в те времена было заметно быстрое повышение роли вычислительной техники в экономике США, компьютерная индустрия никак не могла тягаться по своей значимости с автомобилестроением, которое традиционно было олицетворением прогресса американской промышленности и технической мысли. (Именно поэтому автомобили и были выбраны в качестве объекта сравнения.)

Но время идёт, и ситуация меняется. Сегодня компьютерная отрасль является одной из определяющих компонентов экономики США, в целом не уступая автомобильной, нефтяной или банковской сферам. По такому интегрированному показателю экономического положения, как рыночная капитализация (суммарная стоимость акций), компьютерные фирмы уже давно обогнали автомобильные компании и занимают лидирующее положение. В частности, Microsoft и Intel последние 15 лет уверенно входят в списки пяти крупнейших американских корпораций. Примерно такие же рейтинги они имеют по объему прибыли. Растет с каждым годом влияние компьютерной индустрии на всю экономику страны и мира в целом.

Казалось бы, можно только радоваться перечисленным выше фактам, но всё же есть немалые основания и для определенного беспокойства. Суть проблемы заключается в том, что последние годы можно наблюдать тревожную тенденцию превращения компьютерной индустрии из вспомогательной технологической отрасли, работающей на конечного потребителя, в некоего монстра, заставляющего трудиться на себя экономику страны и собственных пользователей.

Чем измеряется прогресс вычислительной техники

Разумеется, капитаны ИТ-индустрии просто лукавят, пытаясь свести вопрос о прогрессе компьютерных технологий к повышению вычислительной мощности компьютера (тем более — быстродействия микропроцессора). Реальный эффект от применения любых технологий определяется таким непростым для оценки понятием, как производительность труда конечного пользователя. Например, за последние десять лет вычислительная мощность ПК возросла в сотни раз (скорость процессора, объем памяти). А насколько увеличилась отдача бухгалтера, инженера, машинистки и пр.? Очевидно, что речь может идти в лучшем случае о коэффициентах в диапазоне от 2 до 5.

Одна из проблем заключается в том, что значительный процент роста мощности компьютера (величина в 50% не кажется завышенной) съедается им же самим для сугубо внутренних нужд. Примерно такая же цифра затрачивается на невольное увеличение информации, которую плодит сам пользователь. В целом проблема известная — «время занятости домохозяйки равно ее свободному времени».

Вот, что еще в конце 90-х подчеркнул в своем письме мой приятель и бывший коллега (это я сменил профессию), доктор наук сорока лет, который всю сознательную жизнь занимается исследованиями в области математических моделей геофильтрации: «Десять лет нам казалось: поставьте нам на стол 286 (386, 486) компьютер, и мы тогда... Сегодня у меня на столе стоит рядовой ПК, который при этом равен совокупной мощности двух ВЦ Минмясопрома, куда я хаживал в молодости на четыре часа в неделю. Однако не то что пропорционального эффекта, пожалуй, и логарифмической пропорции не наблюдается...»

Возвращаясь же к высказыванию Билла Гейтса, стоит задать и такой контрвопрос: «кому понадобится автомобиль, способный ездить со скоростью 1000 миль/час по узким городским улочкам?»

Microsoft тут ни при чём

Критика Microsoft за качество ее продуктов и методы их продвижения на рынок стала уже давно любимой темой для компьютерных специалистов. Именно они оценили едкость сатиры в исполнении General Motors. Однако мне кажется, что здесь было бы полезно напомнить высказывание гоголевского городничего: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь».

Действительно, следует признать, что в постоянном обновлении вычислительной техники объективно заинтересованы не только Microsoft или Intel, но и огромная армия ИТ-индустрии, начиная от производителей микросхем и заканчивая специалистами отделов автоматизации и изданиями компьютерной прессы. Я регулярно слышу в кулуарах весьма аргументированные доводы профессионалов о порочности экстенсивного развития компьютерных технологий и продуктов. Но эмоции быстро уходят на задний план после встречного вопроса: «готов ли ты завтра так же убедительно доказать клиенту своей компании, что обновление ПК ему ничего не даст, и выставить его за дверь?»

Совершенно понятно, что существуют определенные неписанные правила в любой сфере деятельности. В этом плане упрек отрасли к Microsoft по большому счету сводится к тому, что именно эта компания в последние годы просто лучше многих других понимает эти правила и предвидит тенденции их развития. С таким же успехом лесные хищники могли бы ставить в упрек, например, волку, что он умеет лучше, чем они охотиться за добычей.

Успех деятельности Microsoft (напомним, что в середине 80-х годов она являлась весьма рядовой компанией с небольшим по американским меркам доходом в 50 млн. долл.) был в значительной предопределен бизнес-стратегией фирмы. Суть ее заключается в том, что занимаясь довольно узкопрофильной деятельностью, Microsoft сделала своими партнерами практически всех участников быстрорастущего рынка персональных ПК. «Делай бизнес вместе с Microsoft» — это не просто лозунг, а руководство к действию. Продвижением ее продуктов и технологий занимается огромная армия специалистов третьих фирм, причем совсем не из-за особых симпатий к Биллу Гейтсу, а из-за широких возможностей получения своих собственных доходов.

Более того, легко заметить, что Microsoft, несмотря на все свое могущество, отнюдь не вольна игнорировать интересы компьютерного сообщества. Мы часто упрекаем ее в неоправданном росте требований к вычислительным ресурсам техники. Но представьте себе, что произошло, если бы компания выпустила новую Windows — с той же функциональностью, что и Windows 7, но для работы которой вполне хватало бы процессора уровня Pentium III и 128 Мб оперативной памяти? Что по этому поводу сказали бы производители полупроводниковых приборов, сборщиков ПК, разработчики бухгалтерских программ, сотрудники ИТ-отделов корпораций и технические писатели? Боюсь, что Биллу Гейтсу пришлось бы строить в своей резиденции подземные бункеры, опасаясь отнюдь не бросания тортов.

Все это здесь сказано совсем не для оправдания Microsoft — речь не о конкретной компании, а о компьютерной индустрии в целом.

Прогресс технологий и рост их роли в жизни общества очевидны. Только нужно помнить, что автомобили создавались для перевозки людей, а не наоборот.

Ваш Андрей Александрович Колесов

1843


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95