Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Караул! или Такое кино нам не нужнО!

25 июня в Госдуме прошли парламентские слушания по вопросам развития российской кинематографии. Столь масштабные парламентские слушания по вопросам кинематографии впервые проводятся в Государственной Думе Российской Федерации нынешнего созыва.

Дума обратила внимание на кинематографию. На слушаниях планировалось уточнить схему размещения государственных и муниципальных заказов и сам закон «О государственной поддержке кинематографии». Новые формы регулирования должны обеспечить возможность существования двух схем финансирования: «у единого поставщика без проведения конкурса и размещение заказов в соответствии с 94-м законом (предусматривающим тендер). Ответственные чиновники отстаивают идею развития частно-государственного партнерства, а также присоединение небольших киностудий к крупным. Гильдия продюсеров намерена выступить со своей программой действий. Самих же кинематографистов прежде всего интересовали два вопроса: насколько будет секвестрирована сумма господдержки отечественного кинематографа в 2010 году (заявленная ранее сумма 4,3 миллиарда рублей), и каким образом будут распределяться эти средства?

Слушания проводились в новой ситуации вхождения в управление кинематографом «Совета по развитию отечественной кинематографии», утвержденного премьер-министром РФ Владимиром Путиным. Напомню, в состав Совета, возглавляемого главой правительства, вошли замглавы администрации президента Владислав Сурков, вице-премьер РФ Александр Жуков, министр культуры Александр Авдеев, замглавы МЭРа Станислав Воскресенский, пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, глава ВЭБа Владимир Дмитриев, гендиректор ВГТРК Олег Добродеев, председатель союза кинематографистов Никита Михалков, кинорежиссеры Валерий Тодоровский, Владимир Хотиненко, гендиректор «Мосфильма» Карэн Шахназаров, а также гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст. Совет будет рассматривать и готовить предложения по господдержке производства, проката, показа отечественной кинопродукции и ее распространения за рубежом.

Знаменательная встреча состоялась в Малом зале Государственной Думы. Тет-а-тет — между законотворцами и кинотворцами. Можно сказать, зрителями и художниками. Зрителями — в прямом смысле слова: когда кинематографисты посетовали, мол, жаль мало депутатов пожаловало на обсуждение проблем кинематографа, соведущая слушаний единоросс и чемпионка Светлана Журова заметила: «Вы не волнуйтесь, депутаты вас видят, у них в кабинетах есть телевизоры».

Тема заседания: «Обеспечение развития российской кинематографии в целях формирования ценностных установок, соответствующих интересам общества и стратегическим задачам развития страны». В упряжку одной дискуссии следовало впрячь «коня» — то есть сложнейшие проблемы киноиндустрии, и «трепетную лань» — то есть, идеологические и воспитательные задачи.

Выступающие старались кто как может. В силу понимания текущего момента и обсуждаемых вопросов.

Руководитель отрасли зам. министра культуры РФ Александр Голутва говорил в докладе о необходимости удержать тенденцию повышения роста российской киноиндустрии, просил не срезать ранее названную сумму господдержки в 4,3 млрд. руб. Число российских фильмов в прокате и так уменьшается.

Практически все выступающие ратовали за срочное увеличение числа кинозалов. Сегодня около 68% залов находится в больших городах (с населением более 500 тысяч человек).

Ключевым для дискуссии стало слово «караул», которое произнес продюсер и актер Алексей Гуськов. Президент гильдии кинопродюсеров Ренат Давлетьяров рассказывал как грабят продюсера. На всех этапах. «Воруют!» В кинотеатре оседает благодаря дополнительно напечатанным билетам от 20 до 50% (!) от общей прибыли. А потом в дело включаются пираты. Впрочем, замминистра экономики признался, что в условиях современных технологий борьба с пиратством бесперспективна, чем вызвал шквал нападок кинематографистов.

По мнению Голутвы, киноиндустрию пошатнули бесконечные реорганизации — любимый вид спорта чиновников. Ударниками кинопроизводства в нынешней ситуации оказались аниматоры. У них все успешно: и фестивальная продукция, и на полный метр они во время перешли, и поднялись в верхние строчки бокс-оффисов. Да еще и Госпремию отхватили за детский проект «Смешарики». В этом же выступлении было предложено поощрять создателей фильмов, собравших наибольшую кассу.

Вот это странно, значит, собрали «Самый лучший фильм» или «Гитлер капут!» миллионы — дай им премию… Качество картин выводим за скобки?

Некоторые из выступавших государственников ратовали за уменьшение числа производимых картин. Видимо, мысленно они снова обращались к ленинскому тезису «лучше меньше, два лучше». Но и такое уже было в эпоху сталинского малокартинья. Лучше не получилось.

«Сокращать кинопроизводство — самоубийство» — парировал Кирилл Разлогов. Он высказал чрезвычайно важный тезис о необходимости госсподдержки разных типов фильмов — не только «ценностных проектов». И напомнил собравшимся, как Лукас ходил со студии на студию со своим фантастическим проектом, и никто не хотел им заниматься, пока не рискнули на студии «Fox».

Как обычно велеречивый, Михаил Швыдкой цитировал классиков и задавал собравшимся философские вопросы: кого государство должно финансировать: художников, чтобы они могли создавать свои произведения, или публику, чтобы она развивалась? На все, между прочим, тратятся деньги самих налогоплательщиков. Довольно кстати Михаил Ефимович вспомнил нетленный труд Ленина (многим в зале он был знаком не понаслышке) «Партийная литература», которая оплодотворяет «…последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой». Проблема финансирования, по мнению Швыдкого, требует тонкого баланса между художником и обществом.

Никита Михалков сурово критиковал уровень культуры нашей режиссуры. Имеют ли он вообще право снимать кино? Может кризис расчистит эту площадку? Говорил он и об обучении, и — к удивлению многих — о необходимости консолидации киносообщества «с реальным ощущением себя в пространстве страны». Вскоре после него выступал главный редактор журнала «Искусство кино», который буквально накануне получил окончательный вердикт руководства СК с требованием покинуть помещение до первого августа. Так вот, в стенах Госдумы Даниил Дондурей говорил слова вновь казавшиеся почти революционными. Напомнил собравшимся, что у нас уже (или еще?) свободное (?) многопартийное (?) общество, рыночная система. Что, у нас не одна партия, как в Союзе кинематографистов.

Станислав Говорухин нелицеприятно высказывался о посетителях кинотеатров. Оказывается, 20% из них студенты, 40 — тинэйджеры, 40 — дебилы, не подозревающие что существуют духовные радости. А десятки миллионов людей вообще не ходят в кинотеатры. Те самые, которых, по словам Говорухина, офисный планктон зачислил в отстой. А они-то — «советский зритель» — и есть настоящая публика для именитого мэтра. Новое поколение режиссеров он презирает. Дико ругался на тех, чьи фильмы показывал последний «Кинотавр», сплошная мерзость и ложь. Особенно досталось фильму Мизгирева «Бубен, барабан». Говорухин возмущался, отчего героиня фильма сорокалетная библиотекарша ворует книги в своей библиотеке, и носит их продавать к проходящим поездам. Разве может такое быть? Ему оппонировал Дондурей. Он убеждал Говорухина признать, что де пришли другие времена, другая режиссура, другие ценности. Происходит смена поколений. И эти пришедшие наиболее талантливые 15—17 молодых режиссеров, оказывается, тоже любят свою страну. Не меньше Говорухина. И не менее они патриотичны. Вот отчего и снимают про то, что их волнует: об одиночестве, о разорванных связях, семьях, поколениях. Надо, чтобы кто-то объяснил это Говорухину.

Алексей Гуськов умолял высшее начальство страны не слушать никого из высших кинохудожников, которые обещают лучше других распределять деньги.

«Распилят и свинтят», — добавил кто-то из собравшихся.

Отдельным номером стало выступление депутата Новикова, между прочим, представителя Комитета по культуре. Девизом его выступления стала фраза «Такое кино нам не нужно», в последнем слове он упорно ставил ударение на последний слог. И всячески разоблачал вредоносные деяния нашего кинематографа, явно путая его с телевидением (это главная ошибка многих депутатов: говоря про кино, они имеют ввиду кино телевизионное).

Дондурей пытался донести до аудитории мысль о том, что несут нации эти самые десятки миллиардов человеко-часов, которыми располагает телевидение. Там-то где патриотизм? Любовь к человеку? Но именно это смотрит страна. Руководитель Первого канала Константин Эрнст его не слышал, он покинул помещение практически в начале заседания.

Отдельной темой дискуссии стал грядущий госзаказ. Особо ценностные фильмы будут профинансированы до 100% (до 200 миллионов рублей). Подобных значительных картин будет производиться примерно десять в год. Это не отменяет частичного финансирования прочей кинопродукции. Замминистра культуры просил не беспокоиться по поводу давления сверху. Судя по его выступлению, планируется вновь включить механизмы «датовских» фильмов: ко дню Победы, юбилею того или иного писателя…

Режиссер Владимир Хотиненко напомнил собравшимся, что во все времена художник стремился к заказам — государства ли, частного лица. Об этом мечтали Моцарт и многие живописцы. Да и «Андрей Рублев» Тарковского был госзаказом. И служить государству ничем не хуже, чем продюсеру, который все равно подрежет крылышки любой идее. Не надо развешивать ярлыки на госзаказ!

Даниил Дондурей заметил, что уже и сейчас снимаются фильмы из разряда «ценностных», к примеру, «Мы из будущего». Надо внимательно исследовать пакет потенциального госзаказа — не будут ли эти деньги выброшенными? Необходима экспертиза, система мер, отвечающая реалиям и запросам рынка. А знаем ли мы эти реалии?

Глава Комитета Государственной Думы по культуре (он и выступил инициатором парламентских слушаний), депутат от фракции «Единая Россия» Григорий Ивлиев был оптимистичен, он поддержал кинематографистов, обещал в будущем поднять объем господдержки довести до 6 млрд, как ранее и планировалось.

Светлана Журова горячо убеждала киношников снимать фильмы о молодежи и спорте, но чтобы без очернительства, а так, как в советское время снимали картины про достижения, на которых она воспитывалась.

Разноречий не вызвала лишь одна проблема — введение единого электронного билета. Кассиры по-прежнему продают «левые» билеты. До сих пор у нас нет достоверных сведений о прокате, о реальных сборах. Кинематографисты вообще живут в каком-то выморочном пространстве. Всем хорошо понятно прошлое: прекрасный советский кинематограф, к возвращению которого многие призывают сегодня. Все остальное: механизмы существования нынешней киноиндустрии, и тем более пути, по которым она пойдет завтра — покрыто густым туманом. Куда ж в «молчаньи править грузный челн»?

Лариса Малюкова

649


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95