В августе специалисты приступили к исследованию шедевра Винсента Ван Гога «Красные виноградники». Картина написана на пике творческой активности, когда художник организовал в Арле свободные мастерские, где первым гостем стал Поль Гоген. Как трагически это сотрудничество кончилось, знает каждый. Но те несколько месяцев, что художники провели вместе, стали плодотворными для обоих. «Красные виноградники» — одна из ключевых вещей Винсента, созданная в этот период, и единственная картина, проданная при жизни мастера. Сейчас, впервые в истории, работу детально изучили с помощью самых современных технологий. Причина была серьезной: произведение находилось в плачевном состоянии и требовало срочного «лечения».
— На сегодняшний день завершена самая важная стадия проекта, можно подводить итоги, хотя и не окончательные: результаты исследования еще предстоит осознать, — говорит директор Пушкинского музея Марина Лошак. За ее спиной отреставрированная картина Ван Гога, которая прежде была невыездной из-за «нестабильного» состояния. — Теперь мы спокойны за эту работу и сможем показать ее на выставке «Брат Иван».
Проект запланирован на конец июня следующего года и станет самым масштабным событием нового сезона в ГМИИ. К выставке отреставрировали немало картин из коллекции Ивана и Михаила Морозовых, в том числе произведения Поля Гогена. Однако «Красные виноградники» приковали особое внимание — к исследованию привлекли экспертов из МГУ, Московского музея современного искусства, Государственного научно-исследовательского института реставрации, потрудились и специалисты ГМИИ.
К этой картине всегда было приковано внимание, не только из-за фантастических красок, но и потому, что это единственное произведение, проданное при жизни художника. В мае 1889 года, после ссоры с Гогеном, Ван Гог добровольно лег на лечение, а перед этим отправил брату Тео стопку холстов. На «Красных виноградниках» есть отпечатки других картин, исследователям еще предстоит определить каких. В 1890-м Ван Гога пригласили участвовать в выставке «Общества двадцати» в Брюсселе — Винсент лично выбрал шесть сюжетов, включая «Красные виноградники». Но только эта картина была куплена — французской художницей Анной Бох. Случилось это в январе 1890-го, а в июле Ван Гог скончался. Спустя 15 лет Анна Бох продала работу принцу Ваграмскому Александру Бертье, а потом ее выкупил Иван Морозов. Так шедевр попал в Россию. После революции работа попала в Музей нового западного искусства (ГМНЗИ). Она висела там рядом с легендарным «Ночным кафе», также некогда приобретенным Иваном Морозовым (однако этот шедевр советские власти продали за границу). «Красные виноградники» пережили эвакуацию в Новосибирск, а после расформирования Музея нового западного искусства в 1948 году попали в Пушкинский музей. Уже тогда было ясно, что произведение требует реставрации. Картину «лечили» дважды: в 1951 и 1996 годах. Однако есть проблемы, с которыми справиться уже нельзя, но нынешняя «реабилитация» позволит еще лет 60 обойтись без новых реставрационных вмешательств. Впрочем, «диспансеризация» картине прописана, ее специалисты будут делать регулярно.
— Когда Ван Гог решил отправить свои работы брату, он снял их с подрамника и сложил стопкой. Тео, получив холсты, перетянул их на новые рамы, что привело к появлению кракелюров. Это и стало триггером всех последующих проблем, — рассказывает заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ Игорь Бородин.
Эти кракелюры (трещинки) «вылечить» уже нельзя, однако с большинством проблем удалось разобраться, так что картина теперь даже сможет путешествовать на выставки в другие страны. Самое интересное то, что удалось обнаружить благодаря технико-технологическому исследованию, которое делалось на самом современном оборудовании (например, использовался вакуумный стол). Оно позволило многое узнать о том, как работал художник. Уже на первом этапе рентгенографическое исследование показало, что Ван Гог сначала написал справа женскую фигуру, но потом превратил ее в мужскую. И этот момент важен, поскольку силуэт выделяется из общего сюжета. Он словно вырастает из реки, отбрасывает тень на воду в лучах яркого солнца. Остальные персонажи заняты сбором урожая, а мужчина по колено в воде замер как монолит. Искусствоведам еще предстоит разгадать символизм этой фигуры.
— Гоген многое привнес в творчество Ван Гога; до того Винсент больше работал на природе, писал на пленэрах. Но этот сюжет он создал за несколько дней в мастерской, глядя на натурную картину «Зеленые виноградники». Сюжет, конечно, другой, в фантастических, невероятных цветах. В этой работе есть заостренное ощущение реальности, и это, видимо, тоже влияние Гогена, — считает искусствовед, хранитель картины «Красные виноградники» Алексей Петухов.
Реставраторы также сделали несколько соскобов на краях картины, чтобы определить, какими красками работал Ван Гог. В то время художники уже работали новыми красками, промышленного производства, и перед исследователями стоял вопрос, пользовался ли художник органическими красками. Выяснилось, что да. Оказалось, что он использовал два вида белил: свинцовые в начале и цинковые в финале (они сохнут быстрее). Причем последние штрихи делал буквально пальцами. Определение состава красок помогло понять, как правильно отреставрировать работу, сохранить ее для будущих поколений. К тому же выяснилось, что художник нанес около пяти слоев краски, использовал пастозную технику, что и делает работу столь притягательной, фактурной, многомерной.
Мария Москвичёва