Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Кино не тонет

Джеймс Кэмерон совершил очередную революцию в кинематографе

Итак, культовая фигура кинематографа конца прошлого века Джеймс Кэмерон вернулся в большое фантастическое кино. «Аватар» — первый его полнометражный художественный фильм со времен «Титаника». По словам самого режиссера, к воображаемому путешествию на гористую и буйно цветущую планету Пандора, где происходит действие «Аватара», он готовился даже более тщательно, чем к реальному погружению на место катастрофы «Титаника» в Атлантическом океане. Немудрено, что индустрия возлагает на главного героя картины Джейка Салли (Сэм Уортингтон) поистине мессианские надежды. Увечный морпех, получивший в распоряжение мощное тело клона одного из местных жителей Пандоры, должен не только спасти аборигенов от притязаний алчных землян, но и вывести кинематограф из затяжного творческого и вялотекущего финансового кризиса. Недаром в Америке к премьере фильма открылась продажа 3D-очков в комплектах со спецоборудованием для кинотеатров: продвинутые девайсы реализовывают с беспрецедентными скидками и на самых выгодных условиях. Не осталась в стороне и Россия. К релизу «Аватара» у нас собираются увеличить число цифровых залов со 190 до 200. Это при том, что установка таких комплектов вылетает в копейку — от 60-70 тысяч до 130 тысяч евро. Такие деньги на кинопрокате в России до недавнего времени отбить было непросто. Сейчас самое время?

Осознавая ответственность, Кэмерон ни много ни мало решил... объявить девальвацию кинематографического «рубля». Окончательной цифры бюджета ленты создатели не называют, но уже признали, что «Аватар» стал самым дорогим проектом киностудии 20th Century Fox. Ее боссы изначально планировали потратить не более 230 миллионов долларов. А, по слухам, затраты в итоге составили 500 миллионов. Для того чтобы вывести эту футуристическую махину на околоэкранную орбиту, потребовалось больше четырех лет. Простые зрители, начитавшись о стахановских подвигах двухтысячной команды Кэмерона, замерли в сладком предвкушении.

Критики, как всегда, зубоскалят и предсказывают фиаско. Так, британская The Daily Mail выпустила статью с подзаголовком «Станет ли „Аватар“ самым громким провалом в истории кино?». Мол, в одну воду большого кино, уже знакомую по «Титанику», нельзя нырнуть дважды. Любопытный факт: 12 лет назад авторы задавались тем же вопросом на страницах газеты, разбирая по кинематографическим винтикам все тот же «Титаник». А фильм обернулся образцово-показательным триумфом — 1 миллиард 800 миллионов долларов бокс-офиса и 11 «Оскаров».

Впрочем, тогда речь шла о других деньгах («Титаник» обошелся в 250 миллионов долларов) и иных научно-технических амбициях. По гамбургскому счету режиссер отнесся лишь к одной задаче — экстерьеру горе-лайнера. И сколотил макет корабля в натуральную величину. А на «Аватаре» Кэмерон решал куда более масштабные задачи... модернизации кинематографа. В первую очередь технические. Это первый блокбастер, полностью сделанный по технологии первичной 3D-съемки. Специально для эпической картины по заказу Кэмерона была сконструирована эксклюзивная 3D-камера с двумя объективами. В постпродакшене задействовали передовые компьютерные технологии от студии Питера Джексона Weta Digital — в фильме больше трех тысяч визуальных эффектов. А во-вторых, именно с «Аватаром» связывают надежды на ренессанс научной фантастики в кино. Этот некогда магистральный жанр в последнее время вытеснен на задворки мейнстрима проектами в стиле фэнтези.

Вообще по творческой биографии Кэмерона можно изучать историю фантастики. Его жанровую и техническую эволюцию. Бум на недорогой, но забористый sci-fi-боевик начался с «Терминатора». Желание получить более совершенную и эпическую историю достигло апогея в «Чужих». Попытки отыскать гуманистическое начало в футурологии обернулось триумфальной картиной «Терминатор 2: Судный день». Не случайно сам Кэмерон вторую часть ленты про Железного Дровосека из будущего называл «историей о великой силе материнской любви».

Во внутреннюю миграцию режиссер ушел лишь однажды, и то ненадолго. В конце 1990-х — начале 2000-х он увлекся маринистикой и один за другим снимал документальные фильмы о подводном мире. С одной стороны, это было своеобразным проявлением эскапизма, попыткой спрятаться в морской толще от экранного мельтешения двухтысячных. Ведь нулевые стали временем кинематографического шапито под названием «фэнтези и комиксы». Новый киноязык не имел ничего общего с кэмероновским grandeur. Экран заполонили либо так называемые супергерои — взрослые дядьки в клоунских костюмах из латекса, мучившиеся комплексами неполноценности, либо доходяги-хоббиты и иже с ними в бутафорских доспехах, добровольно взваливающие на свои большие волосатые лапы миссии по спасению Вселенной. Прибавилось в полку и подростков в нелепых мантиях с волшебными палочками и без. Спору нет, фэнтези и экранизации комиксов были выполнены на безупречном техническом уровне. Однако большинству проектов не хватало душевной органики, убедительности и внимания к деталям создаваемых миров — всех ингредиентов адской кинематографической кухни 1980-х.

Сегодня, по всему выходит, зрители наелись этого цирка. Сборы таких картин уже не столь фантастические. Кинематографический мир на пороге очередного фэнтези-бума. Началось все с того, что телевидение — как известно, наиболее массовое из всех искусств — стало заполнять свою сетку sci-fi-сериалами. На волне успеха «Звездного крейсера Галактика», завершившегося в этом году, последовали пилоты космических эпопей «Каприка», «Виртуальность», «Притяжению вопреки». Пик пришелся на суперпопулярный сегодня проект «Визитеры». Кинематограф откликнулся довольно скоро: чего только стоила шумиха вокруг полнометражного ремейка «Звездного пути». Удивляться такому интересу к будущему со стороны простых зрителей и не приходится. Ведь в кризисную годину хочется хоть одним глазком заглянуть в будущее. Недаром сейчас в топе новостей вести со строек космических шаттлов (хотя бы и для туристов). Прогнозы Кэмерона, которые он сделал в «Аватаре», едва ли испугают зрителя.

Движущей силой героев «Аватара» по-прежнему остается любовь: в основе сюжета — немного устаревшая голливудская love story. Пехотинец прилетает на Пандору и встречает здесь спутницу жизни, прекрасную Нейтири (Зои Салдана). Ученые-земляне — прекраснодушны, аборигены — благородны. И главный герой не просто влюбляется в голубой народ полулюдей-полукошек, но посред%ADством ино%ADпланетной эзотерики становится его частью. В общем, все спокойно, все стабильно: человечество нисколько не изменилось, семимильными шагами движется по пути технического прогресса, но по-прежнему ведет себя не по-людски, открывая новые земли. Судьбы мира, как обычно, сосредоточены в руках алчных брокеров и председателей советов директоров, даром что планетарных корпораций.

Как бы ни оценил зритель новый сияющий мир «Аватара», одного Кэмерон уж точно добился. С его подачи будущее явно стало ближе к народу и кинематограф ударными темпами готовит давно обсуждаемую революцию технологий. Недаром сейчас все чаще запускают в производство разнобюджетную фантастику. А сам автор стал живым воплощением фантастической карьеры в кинематографе — от малобюджетных, но весьма убедительных sci-fi-постановок к эпическому и захватывающему полотну.

"Итоги"

832


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95