Киноиндустрия еще не вернулась к нормальной жизни после пандемии, а дебютным фильмам приходится втискиваться в щелочки, которые остаются в прокате от больших картин. Об этом «Известиям» рассказал режиссер и продюсер, генеральный директор компании «ВГИК-Дебют» Федор Попов после завершения работы над картиной «Когда она приходит».
— Знаю, что картина дебютанта Александра Цоя готова. Какая ее ждет судьба, учитывая непростую ситуацию в киноиндустрии?
— Тяжело об этом говорить… Кинофестивалей сейчас практически нет, а если какие-то и проводятся, то отсутствует какая-либо внятная информация по ним. Но мы всё же отправили фильм на несколько киносмотров — в большей степени даже не российских, а международных. В этом году их осталось раз-два и обчелся. Теперь ждем, вернутся ли они в строй, и уже исходя из этого будем действовать.
С прокатом тоже много неясностей. Во многих городах неразбериха: где-то кинотеатры открываются, а где-то нет. Прокатчики, которые выпускают картины, жалуются, что всё происходит невнятно и сумбурно. Можно с уверенностью сказать одно: киноиндустрия еще не вернулась к нормальной жизни — ни к фестивальной, ни к прокатной.
— Что чувствует в связи с этим режиссер? Дебют в кино всегда связан с большими ожиданиями и надеждами, а тут кризис в индустрии.
— Режиссеры должны быть крепкими, потому что у каждой картины своя судьба. Людям с тонкой душевной организацией будет трудно работать в кино. У Саши получилась очень хорошая картина. Это оценка не только моя, но и некоторых отборщиков фестивалей, которые в этом году, к сожалению, не состоялись, например Каннский… Но фильм этот жанровый, и в этом смысле его прокатная судьба может сложиться не так, как у других картин, у которых прокатные успехи меньше, а фестивальные больше.
— У дебютной картины вообще есть шанс достойно проявить себя в прокате?
— Расклад следующий. Если дебютная картина с бюджетом 25 млн рублей выходит в прокат, она попадает в соревнование, участвует в серьезной конкурентной борьбе. Я сейчас даже не говорю про голливудские картины, о которых вы подумали. Она конкурирует с российскими фильмами, бюджеты которых — сотни миллионов рублей, а иногда и под миллиард. Есть еще и бюджеты на рекламу и продвижение, соучастие в нем федеральных каналов. Если подбить все цифры, получается, что вложенные в фильм средства переваливают за миллиард. Одни наши картины убивают другие наши картины, ситуация на отечественном кинорынке не сбалансирована. Да, кинотеатры у нас частные, но, с другой стороны, там ведь должна действовать хоть какая-то репертуарная политика?
У крупных прокатных компаний есть некое пренебрежение к отечественному малобюджетному кино. Они предпочитают работать с картинами, у которых большой рекламный бюджет, которые больше собирают в прокате. У прокатчиков же бизнес — они всегда имеют свой процент. Нечего на это сетовать, мы в такой реальности живем. Продвигать дебютное кино очень сложно. Но мы будем стараться втискиваться в щелочки, которые оставят нам большие картины в многозальных кинотеатрах.
— Как обстоят дела с продажей кино онлайн-площадкам? Сарик Андреасян рассказал «Известиям», что отбить затраты на кинопроизводство и раскрутку фильма только за счет этого нельзя, ведь у нас нет роялти.
— Не соглашусь с этой позицией. Интернет и онлайн-платформы сейчас здорово набирают обороты. По своему опыту могу сказать, что по цифрам интернет начинает конкурировать с телеканалами, причем федеральными.
Раньше интернет ничего не платил — там было сплошное пиратство. Сейчас платформы не только платят, но и порой покупают еще не снятую картину. Конечно, и там не всё прозрачно, есть пиратство, с этим я готов согласиться. Но сейчас определенно лучше, чем было даже год назад. Сегодня онлайн-площадки — это еще один источник финансирования и способ реализации кино. Отныне картины могут производиться и выходить в прокат независимо от бюджетного финансирования.
— В кино вы работаете с дебютантами. Можете выделить общую особенность молодых режиссеров?
— Молодые всегда искренние, это их объединяет. Они лишены «налета» опытных людей, которые высказываются уже с оглядкой. Что касается тем, которые дебютанты исследуют в кино, могу выделить семейную — тему отцов и детей. Она возникает и в «Витьке Чесноке», и в «Быке» она тоже прослеживается.
— В «Быке» ее мало кто разглядел…
— Да, не все обращают на нее внимание, и это как-то странно. Говорить, что «Бык» — это кино про бандитские разборки, глупо, поверхностно и примитивно. Какие там разборки? Судьбы людей, судьба страны…
В фильме Саши Цоя тоже, можно сказать, семейная тема затронута. И хотя это психологический триллер, вопросы взаимоотношений, ответственности, жизни молодой личности в обществе, в семье, в современной системе координат явно отражены. Молодые режиссеры говорят о том, что они чувствуют. Это дорогого стоит, когда они делятся тем, что вызывает у них переживания и сострадание. Это ли не прекрасно?
— Вам не кажется, что молодому поколению киношников наплевать на славу? Они даже интервью дают неохотно, только под гнетом продюсеров.
— Мне кажется, это связано если не с зажатостью, то со скромностью, свойственной возрасту. Может, они еще просто не разговорились. У меня перед глазами некоторые из них… Тот же Боря Акопов очень самокритичен, он вообще не позволяет себе абсолютных бескомпромиссных заявлений. Он же сценарий для своего дебютного «Быка» написал сам, но когда его спрашивают о том, как ему удалось так тонко нащупать эту тему, говорит: «Я просто в детстве графоманил, немножко пописывал».
— К вам же наверняка приходит масса дебютантов с желанием снимать кино. Как выбираете «своих» ребят? Как понять, кто из них выстрелит?
— Прежде всего надо сказать, что отбираю я не только режиссеров, но и сценарии. Не у всех режиссеров есть готовые. Саша Хант, например, года два пытался писать свой, но у него не получилось. Тогда мы ему предложили «Чеснока». Боря Акопов — более счастливый вариант, он сам всё написал. У Саши Цоя была идея, но написать сценарий мы ему помогли.
Как мы отбираем режиссеров, вопрос очень важный. Самый эффективный инструмент, который уже дал достаточное количество результатов, — это вгиковские фестивали. Плюс у меня во ВГИКе своя мастерская. Несколько лет сижу в выпускной комиссии у драматургов. Это позволяет мне смотреть все сценарии всех драматургов, бакалавров и магистров, которые выпускаются в институте. Две профессии — режиссура и драматургия — под моим пристальным вниманием.
Сашу Ханта мы обнаружили после второго курса. Он тогда снял картину «В опере» — это был немой этюд на шесть минут, который меня покорил. Я понял, что Саша настоящий режиссер. Потом мы пять лет за ним наблюдали: три в институте плюс два года после
Наталья Васильева